Ещё на прошлой неделе многим наблюдателям казалось, что после отзыва посла Франции из Турции отношения между этими странами могут быстро скатиться к войне. Однако пока всё пошло по другому сценарию: французский посол быстро вернулся в Анкару. Конечно, при этом Париж продолжает заявлять, что будет «добиваться объяснений от турецких властей из-за их резких заявлений в адрес Макрона и Франции». Да и вообще, мол, если турки не одумаются, то французы могут поднять этот вопрос на высшем уровне Евросоюза и усилить давление на Анкару по чувствительным для неё вопросам – Нагорный Карабах, Ливия и Восточное Средиземноморье. Но всё это дипломатические методы, что в данной ситуации означает разрядку напряжённости.
УЖЕ хорошо понятно, что Эммануэль Макрон сдал назад. На днях президент Франции даже попробовал объяснить свою позицию и оправдаться перед мусульманским миром – он дал большое интервью катарскому телеканалу Al Jazeera. Оно вышло под заголовком «Я не выступаю против ислама и мусульман. Мои слова о карикатурах были искажены». Выбор этого СМИ совсем не случаен – хорошо известно, что Катар является ближайшим союзником Турции на Ближнем Востоке. Да и вообще Al Jazeera – одна из самых популярных арабских телекомпаний. Так что слова Макрона наверняка достигли нужных ушей.
В этом интервью президент Франции попытался опровергнуть слухи о том, что он якобы поддерживает карикатуры, оскорбляющие пророка Мухаммеда. По его словам, все эти сплетни «основаны на недопонимании и большом количестве манипуляций». Дескать, он тут совершенно ни при чём. Просто-напросто «во Франции любой журналист может свободно высказывать своё мнение о ком угодно, даже о президенте республики. Свобода слова включает публикацию сатирических рисунков и карикатур. Это непреложная истина, уходящая корнями в XIX век. Поэтому нам важно её защитить». Трудно сказать, поверят ли мусульмане в такие оправдания, и, главное, смогут ли они принять эту логику.
Тем более известно, что, выступая на панихиде по убитому террористом учителю Сэмюэлю Пати, Макрон заявил буквально следующее: «Мы никогда не откажемся от карикатур, от рисунков, даже если другие откажутся». Сейчас он утверждает, что СМИ исказили его слова – получилось, будто бы он поддерживает рисунки, оскорбляющие пророка. А он никогда этого не говорил – он просто защищал свободу слова.
Да уж, объяснение достаточно путаное, но всё же Франция пытается сгладить ситуацию и как-то разрядить конфликт. Париж пытается успокоить общественное мнение. В первую очередь французскому руководству это нужно для безопасности своих граждан. Причём как за границей, так уже и внутри Франции, где не прекращаются нападения на христиан.