Почему с наступлением холодов отключают отопление, горячую воду и электричество
№ () от 27 октября 2020 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Санжиева ]
Объявление на двери подъезда гласило: «В связи с ремонтными работами, с 1 по 8 октября будет отключено отопление и горячее водоснабжение». Ни на день или два. И в октябре, когда ночью температуры уже минусовые. Как рассказывали жильцы дома по улице Чайковского, 9, им пришлось затыкать щели в окнах одеялами и надевать дома пальто, греть руки над газовой плитой, чтобы не замерзнуть. В управляющей компании ответили: отопление отключил «Иркутскэнергосбыт», сделать ничего не можем. «И это сейчас, когда больницы переполнены, когда всюду инфекция, — сетовали жильцы. — Если не заразишься ковидом в автобусе или на работе, то подхватишь воспаление легких дома». «АН» разбирался в иррациональной ситуации.
«Сами замерзаем»
Для начала я позвонила на горячую линию мэра. Трубку взяла знакомая девушка (летом обращалась по этому телефону из-за постоянных отключений горячей воды в нашем доме). Сейчас она отнеслась к моей проблеме скептически.
— У нас тоже дома холодно, и что? — ответила она на мой вопрос.
— Скажите, для чего открыта горячая линия? Для того чтобы вы рассказывали горожанам, что у всех все плохо?
— Ладно, оформляю заявление, — обиделась барышня. — Мы пришлем вам письменный ответ в течение месяца. Если хотите, можете позвонить в администрацию Свердловского округа и узнать про ситуацию более конкретно.
В администрации округа подтвердили: действительно в домах значительной части района отключили тепло. Причина — плановые испытания, которые проводятся «Иркутскэнергосбытом» раз в пять лет.
— Сами замерзаем, мы никак не можем на них повлиять, это же такая махина, — призналась моя собеседница. — Обсуждаем поступающие от населения жалобы на штабе и передаем их в КГО. А в этом году жалоб на отключения отопления и горячей воды очень много. Просто безобразие. Можете позвонить для начала диспетчеру.
Диспетчер предприятия на вопрос, почему отопление отрубили на целых восемь дней, рявкнул:
— Какие восемь дней? На один день, сегодня до 23-х вечера дадут!
Этот разговор состоялся 8 октября. Горячую воду и отопление дали 9-го утром. Жильцы «отключенных» от благ цивилизации домов ликовали, припав к ожившим батареям.
Во всем виноваты роботы
За разъяснениями мы обратились в пресс-службу «Иркутскэнергосбыта». Там дали подробный ответ: «Летом по указанным адресам (часть Свердловского округа — прим. авт.) проводились гидравлические испытания на тепловых сетях. Выявленные дефекты специалисты устраняли на последнем этапе после диагностики современным методом — переменного намагничивания с применением роботизированного оборудования, запускаемого внутрь трубопровода… В результате специалисты участка «Тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ» получили достоверную информацию о семи потенциальных местах появления дефектов, что позволило принять предупредительные меры по их устранению и обеспечить безаварийную работу оборудования тепловых сетей в отопительный период».
На вопрос о том, почему ремонтные работы нельзя было провести летом, организация пояснила: «Провести гидравлические испытания и устранить все дефекты во избежание аварийных ситуаций в Иркутске невозможно, так как протяженность сетей достаточно большая. К тому же инфраструктура в работе круглосуточно без перерывов и скидок на время года. В последнее время специалисты применяют не только традиционные испытания температурой и давлением, но и современные технологии диагностики. В том числе роботизированное оборудование, им удаётся диагностировать слабые участки в трубопроводе и своевременно провести ремонтные работы. В Иркутск «робот» был доставлен в начале сентября и сразу же приступил к последовательной работе во всех районах города».
Непонятными остались несколько важных моментов: почему робот так поздно прибыл в Иркутск? Если высокотехнологичные методы диагностики действительно так необходимы, почему нельзя было позаботиться о том, чтобы оборудование доставили летом? Насколько оправданно решение (даже ради точнейшей диагностики) отключить тепло в октябре, рискуя здоровьем людей?
«Ребята, делайте ремонт вовремя!»
В администрации Иркутска мы поинтересовались, могут ли городские власти контролировать работу ресурсоснабжающих организаций, влиять на сроки ремонта сетей и на качество оказываемых услуг?
— По большому счету мы не имеем влияния на такие компании. Все сети, даже вода в них, находятся на балансе у ресурсоснабжающей организации, — ответил эксперт в мэрии. — Мы можем лишь собрать совещание и сказать энергетикам: «Ребята, делайте, пожалуйста, ремонт летом». Да, в этом году было много обращений горожан в связи с отключениями тепла и горячей воды. Но не больше, чем в прошлые годы. Количество жалоб посчитать сложно, так как большинство из них направляются в управляющие компании.
В мэрии также пояснили: ежегодно в администрации проводятся совещания по подготовке к предстоящему отопительному сезону. Представители ресурсоснабжающих организаций отчитываются о проделанной работе. Специалисты комитета городского обустройства входят в составы комиссий, которые принимают котельные. Аварии на сетях относятся к форс-мажорным обстоятельствам. Часто после устранения аварий сетевики не восстанавливают благоустройство. Мэр областного центра проводил встречу с руководством «Иркутскэнерго» и просил обратить на это особое внимание.
Благоустройство, без сомнения, важно. Раскопанные дороги и вскрытый асфальт портят облик города и создают серьезные неудобства. Все так. Но частые и длительные отключения отопления и горячего водоснабжения летом, осенью и когда это потребуется ресурсоснабжающим компаниям, — это тоже серьезная проблема, и даже руководство города на это повлиять не может. Однако выяснилось: есть Служба государственного жилищного надзора Иркутской области, которая должна обеспечивать контроль за качеством и предоставлением услуг в этой сфере.
«Наша служба и опасна, и трудна»
Ответ жилнадзора оказался настолько тяжеловесным, что вникнуть в смысл написанного удалось не с первого раза. Переведя все эти казенные формулировки на человеческий язык, мы получили такую информацию. Во-первых, «согласно своим полномочиям», служба реестра поступивших обращений горожан не ведет и не может располагать количеством жалоб горожан. Во-вторых, если у вас, к примеру, отключили воду или свет, вы можете обратиться в службу, но быстрого решения проблемы ждать не стоит. Сначала специалисты службы делают запрос в адрес вашей УК и ресурсоснабжающей организации. Если на основании полученных ответов представители службы решат, что услуга была действительно отключена незаконно, тогда их специалист выезжает по указанному адресу и фиксирует факт нарушения, составляет акт.
Потом на основании этого акта принимается решение о предстоящей внеплановой выездной проверке, подготавливаются документы, уведомляется субъект (исполнитель, поставщик услуги) проверки. Согласно действующему законодательству, по окончании проверки исполнителю выдается предписание об устранении нарушения, а также принимается решение о подготовке материалов административного правонарушения с дальнейшей передачей дела в суд.
Какое же наказание предусмотрено для поставщиков некачественных услуг или за их непредоставление? «Согласно статье 7.23 кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей, на юридических лиц — от 5000 до 10000 рублей».
Что и говорить, наказание «ощутимое», особенно для такого гиганта, как «Иркутскэнергосбыт».
Потребитель должен «соблюсти вышеуказанный порядок» составления многочисленных бумаг и актов. И если факт предоставления некачественных услуг зафиксирован исполнителем, житель может требовать перерасчет платы, но только с «момента установки факта нарушения». То есть горячую воду в вашем доме, к примеру, отключили неделю назад, но вы обратились в службу только вчера. Значит, и воды у вас не было только один день.
Вникнув в сложный механизм работы чиновников, которые по идее должны помогать гражданам добиваться качественной работы ресурсоснабжающих организаций, я поняла, что такие ведомства никому и ни в чем помочь не могут. Ведь за то время, пока будут составляться бумаги и проводиться проверки, отключенные отопление и воду либо успеют включить, либо потребитель замерзнет.
Самое любопытное замечание содержалось в конце ответа жилнадзора: «В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, сложившейся на территории РФ, проведение внеплановых проверок не представляется возможным». Резюме: обращайся не обращайся, замерзай не замерзай — никто к тебе не приедет. По крайней мере, до конца этого года. А отключения могут длиться сколько угодно.
Экономия или раздолбайство?
Этим летом иркутяне в соцсетях писали о постоянных отключениях горячей воды. Летом отключения воды традиционны, но, когда в разгаре самоизоляции и эпидемии ковида водоснабжение отключают не единожды, а четыре-пять раз, и когда эти летние отключения плавно перетекают в осенние, разве это не повод для возмущения? На вопрос, почему происходит такой коммунальный беспредел, в разных инстанциях неизменно отвечали: «Вы же понимаете, сети сильно изношены». Вероятно, после этих слов жители должны были замолчать и безропотно сносить все неудобства. Но терпение и понимание горожан тоже не беспредельны.
На вопрос о том, что это — экономия ресурсов или раздолбайство, бывший сотрудник компании-поставщика пояснил, что корень зла — изношенные тепловые и электрические сети. И, казалось бы, все инвестиционные «хотелки» «Иркутскэнерго» и ИЭСК (Иркутская электросетевая компания) включают в тариф. Почему же не сделать раз и надолго качественный ремонт?..
P.S. Закончив писать этот материал, я вышла из дома. И обнаружила на подъезде объявление: «Уважаемые жильцы! В связи с аварийным ремонтом 22 октября в вашем доме с 9 утра до 9 вечера будет отключена горячая вода».
Ясно, что дело темное
Иркутян волнуют и постоянные отключения электричества в ночное время. Вот несколько цитат из социальных сетей. «Почему в Университетском постоянно отключают по ночам свет? Я уже не рассчитываю на телевизор, который настраивал на определенное время, чтобы просыпаться. Неудобно, все приборы сбиваются». «В Приморском каждую ночь отключают свет. Как студентам готовиться к занятиям, особенно вечерникам? Что за дурацкая экономия?». «Летом каждую ночь отключали электричество в районе Чайковского и Лермонтова. Моя мама пенсионер, у нее много хронических заболеваний, она допоздна не спит. Когда она оказывается в темноте, у нее начинается приступ удушья. Мне приходится вызывать ей такси и забирать ее к себе. Объясните, ради чего идут такие отключения?»
Официальный комментарий: «Филиал Иркутской электросетевой компании «Южные электрические сети» осуществляет электроснабжение жителей улицы Чайковского и части улицы Лермонтова. В ночное время компания проводит оперативные переключения (в период с 00.00 до 05.00) для подготовки схем и поддержания заданного режима работы сети. Поэтому возможны краткосрочные отключения электроэнергии от 15 до 40 минут. В редких случаях, когда выполнение ремонтных работ требует больше времени, срок отключения может быть увеличен. Возможны и аварийные, неотложные ремонтные работы. Неудобства будут компенсированы повышением надежности электроснабжения на долгосрочную перспективу».
Непонятным все-таки осталось одно обстоятельство: почему для «подготовки схем и поддержания режима работы сети» нужно так часто и порой без предупреждения отключать электричество?
Потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек
Для того, чтобы понимать, действительно ли ваши права нарушены, необходимо знать нормативы отключения коммунальных услуг, — поясняет юрист Юрия Коршунова. — Вот, к примеру, допустимая продолжительность перерыва отопления:
• Не более 24 часов (суммарно) в течение месяца.
• Не более 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C и выше.
• Не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C.
• Не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C.
Что делать, если услугу отключили на более длительный период, чем тот, что указан в нормативе?
Для начала необходимо разобраться, кто в этом виноват. По договору о предоставлении коммунальных услуг исполнителем может являться как Управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация.
Исполнитель несет ответственность за бесперебойное предоставление коммунальных услуг, он должен заранее диагностировать и проводить ремонтные работы оборудования.
Согласно постановлению Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги и (или) предоставлявший ее с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ «О защите прав потребителей».
В нашем случаем будет пункт: если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы.
Виноватых нашли, что дальше? Есть несколько путей решения проблемы:
1) Подать жалобу в службу жилищного надзора, администрацию города или прокуратуру. Они проводят по факту жалобы проверку и проверяют законность действий исполнителя. В случае нарушений, исполнитель будет привлечен к ответственности в соответствии с действующим законодательством, как правило, к административной ответственности. Потребитель в праве обратиться для проведения перерасчета стоимости коммунальных услуг.
2) Сразу потребовать перерасчет у исполнителя по договору. Данный способ касается больше электричества и горячей воды, потому что их отключение не настолько опасно, как отключение отопления в октябре. Но в случае, если исполнитель отказывается произвести перерасчет, можно вернуться к первому способу или пойти в суд.
3) Обратиться с требованием в суд. Для этого необходимо написать претензию исполнителю с требованием произвести перерасчет и урегулировать конфликт в досудебном порядке. В случае его отказа, писать коллективный или одиночный иск в суд и на основании Закона о защите прав потребителей требовать взыскать с исполнителя штрафные санкции, компенсацию морального вреда и произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг.