Аргументы Недели Иркутск → Общество № 42(736) 28 октября – 5 ноября 2020 13+

Деньги утекают в новую «чёрную дыру» под названием «мусорная реформа»

, 08:32

Уже почти два года прошло с того момента, как Иркутская область вместе с другими регионами вступила, если не сказать вляпалась, в мусорную реформу как часть нацпроекта «Экология». Красивых показателей по раздельному сбору мусора, его переработке на полигонах, ликвидации незаконных свалок, судя по всему, в установленные сроки — до 2024 года, достичь не получится. Хотели как лучше, а получилось, как обычно, — это выражение к реформе сейчас подходит как нельзя лучше. Правда, реальных попыток что-то поменять пока тоже не просматривается. Тем временем в обществе постепенно закипает раздражение от бестолковых действий чиновников, ответственных за мусорный переворот.

Счетная палата РФ в конце сентября опубликовала на своем сайте объемный аналитический отчет, в котором ее эксперты проанализировали ход реформы и не постеснялись назвать вещи своими именами. Федеральный надзорный орган охарактеризовал ситуацию в обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в России как неблагополучную, а реформу в этой сфере — безуспешной.

Эксперт тематической площадки «Экология» Общероссийского народного фронта Александр Коган, комментируя отчет, был предельно откровенен: «Что сегодня представляет собой реформа обращения с отходами с позиции граждан? Тариф вырос, вот это все заметили. А стали ли контейнерные площадки чище, обновились ли контейнеры, появился ли раздельный сбор, современные мусоровозы? Люди ждут изменений. Та часть населения, которая чуть больше внимания уделяет этой проблеме, хочет видеть современные сортировки, на которых из мусора отбирается вторсырье и направляется на переработку, современные объекты захоронения, а не свалки, куда направляется неперерабатываемая часть отходов».

Мнение эксперта куда больше отражает реальность, чем многословные и бессмысленные отчеты чиновников. Людей волнует лишь один вопрос — что конкретно изменилось к лучшему за прошедшие два года? Возьмем за пример столицу Приангарья и ее районы: Иркутск-2, Первомайский, Октябрьский округ, Ново-Ленино, Рабочее — картина везде одинаковая. Разве мусор стали вывозить чаще? Напротив, переполненные контейнеры мозолят глаза, негабаритный мусор и вовсе может лежать неделями. Может, исчезли незаконные свалки в окрестностях города? Нет, и тут все по-прежнему. А может, поблизости заработало чудо инженерной и технологической мысли — красавец-завод по сортировке мусора? Тоже нет — пока лишь одни разговоры. А что происходит в деловой среде? Тоже ничего хорошего — сплошные жалобы на необоснованность тарифов.

Следовательно, по-настоящему изменилось пока только одно — из карманов граждан, из бюджета стало уходить больше денег в новую «черную дыру» под названием «мусорная реформа». А спросить за их расходование со всеми подробностями, похоже, не с кого.

Ни порядка, ни справедливости

Общественник, председатель координационного совета общественного движения «Иркутская область ЗА справедливую мусорную реформу» Алексей Жемчужников отмечает, что всевозможных «прорех» в региональном законодательстве, касающемся реформы, к сожалению, столько, что пальцы устанешь загибать.

— В Иркутской области была принята территориальная схема обращения с отходами — объемный, на сотни страниц документ. Ознакомиться с ним может каждый желающий на сайте регионального Минприроды. Там оценены объемы образования мусора на территориях, прописаны схемы вывоза отходов из муниципалитетов на полигоны, обозначены целевые показатели и так далее, — рассказывает он. — И что же мы видим? Например, то, что мусор из Жигаловского района, оказывается, допустимо возить за 300 с лишним километров на полигон в Ангарск. Надо ли пояснять, что такое длинное и нелогичное плечо транспортировки оплачивается из нашего кармана? При этом систем четкого контроля за перевозчиками не предусмотрено, никто не может в полном объеме проверить, действительно ли мусор вывозился на длинные расстояния и в каких масштабах. Ровно так же региональной власти неподконтролен график движения мусоровозов по территории крупных городов, например Иркутска. Не оттого ли мы чаще стали наблюдать переполненные мусорки?

По словам активиста, непродуманность реформы оборачивается не только раздражением у жителей. С репутационными, а то и финансовыми издержками сталкиваются местные власти. Ведь именно в их адрес в первую очередь высказывают недовольство люди, к ним приходят надзорные органы с санкциями.

К примеру, Хомутовское МО в этом году столкнулось со штрафами со стороны Роспотребнадзора. Причина — места размещения контейнерных площадок. Ведутся судебные разбирательства, муниципалитет пытается доказать, что устанавливал «мусорки» строго там, где было предписано. Надзорное ведомство, в свою очередь, опирается на жалобы некоторых жителей, для которых контейнерные площадки оказались не в зоне комфортной пешеходной доступности.

Глава Хомутовского МО Василий Колмаченко рассказывает подробности этой истории: «Сейчас в Иркутской области действует один принцип — вывоз мусора со специально оборудованных контейнерных площадок. Нашему МО из областного бюджета на эти цели были выделены субсидии, появилось 78 контейнерных площадок, размещение которых было согласовано с Роспотребнадзором. Реальная потребность — выше, но плотная жилая застройка и действующие санитарные правила не позволяют нам установить больше площадок. В итоге получилось так, что для большей части жителей контейнеры оказались в пешей 100-метровой доступности, а кто-то вынужден идти до них порой больше километра. Превышение 100 метровой доступности до контейнерной площадки является нарушением законодательства, и по этому поводу администрация Хомутовского МО уже 3 раза была привлечена к административной ответственности. Мы считаем сложившуюся ситуацию правовым тупиком. Ведь получается, что в существующей ситуации одновременно исполнить все действующие законы, нормы, правила и удовлетворить потребности жителей по обеспечению необходимым количеством площадок для сбора ТКО попросту невозможно».

По словам Василия Колмаченко, выходом из ситуации может стать частичное возвращение к прежней, дореформенной практике, так называемому мешочному сбору мусора. Это когда домохозяйства собирали свои отходы и в условленное время выставляли мешок с ними на улицу, в том числе в оборудованые жителями короба, где их и собирал мусоровоз. «Такой способ, в том числе, будет удобен для жителей домов, расположенных далеко от действующих контейнерных площадок, — говорит глава Хомутовского МО. — Мы обращались с инициативой в областное правительство, свое содействие нам пообещал региональный оператор по сбору коммунальных отходов — ООО «РТ-НЭО Иркутск». В настоящее время отрабатываем с регоператором пункты пакетного сбора по улицам, где мусоровоз будет забирать отходы от населения».

Кому выгодно?

На несправедливость реформы жалуются и представители малого и среднего бизнеса, которые ранее вполне благополучно чувствовали себя на «мусорном рынке». В начале октября независимые перевозчики отходов получили от муниципального предприятия Иркутска «Спецавтохозяйство» уведомления об одностороннем расторжении договоров на размещение отходов на муниципальном полигоне. Некоторые из них попытались обратить на себя внимание, перекрывая гружеными мусоровозами на некоторое время въезд на полигон. По итогам такой акции предприниматели даже выпустили обращение следующего содержания:

«Мы, ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» и ООО «СибЭкоТранс», категорически возражаем против дискриминационной политики в сфере обращения с отходами, которую ведут монопольные предприятия города Иркутска при попустительстве властей Иркутской области. С 9 октября нам, независимым перевозчикам отходов, незаконно был перекрыт въезд на муниципальный полигон АО «Спецавтохозяйство». Наша деятельность полностью остановлена с одной-единственной целью — добиться того, чтобы наши клиенты возили мусор через договора с региональным оператором ООО «РТ-НЭО Иркутск». Наши требования о недопустимости такого подхода игнорируются. 16 октября въезд техники на полигон неугодных перевозчиков был заблокирован спецтехникой. АО «Спецавтохозяйство» мотивированный отказ от приёма отходов не представило.

Никто из представителей власти не отреагировал на заявления о незаконных действиях АО «Спецавтохозяйство». Мы заявляем о том, что мы готовы вести борьбу за свои права с чиновничьим произволом! Для этого мы объединились в союз и будем использовать все законные способы для отстаивания своих прав!».

Алексей Жемчужников раскрывает подоплеку случившегося. ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» и ООО «СибЭкоТранс» по договору с полигоном вывозили на него мусор от различных предприятий, стройплощадок и так далее. Причиной досрочного расторжения договора послужило якобы то, что в нескольких грузовиках был обнаружен бытовой мусор, возить который может только регоператор «РТ-НЭО Иркутск». «Доступ к контейнерам для сбора мусора на предприятиях не закрыт. Кто-то там мог оставить обычные коммунальные отходы, — отмечает он. — Да элементарно, сторож на стройке выкинул упаковку от какой-то еды». Эксперт указывает на странное совпадение — нынешний руководитель МУП «Спецавтохозяйство» Тамара Соловьянова, работающая на предприятии с мая этого года, ранее трудилась на руководящей должности в «РТ-НЭО Иркутск».

Юрист ООО «СибЭкоТранс» Карина Адаменко добавляет: в договоре с полигоном не было прописано, что в мусоровозах перевозчиков не может присутствовать какого-то объема бытового мусора. Специалист указывает на еще одно странное совпадение: «К уведомлению о расторжении договора был приложен акт осмотра грузовиков. Из него следовало, что «неправильный» мусор был найден сотрудником полигона вместе с работниками «РТ-НЭО Иркутск». Остается только догадываться, почему люди, непричастные к договору между двумя юрлицами и не обладающие надзорными функциями, проводили досмотр и подписывали акт».

Увы, экспертами Счетной палаты РФ в своем исследовании не указывается, кто персонально виноват в провале реформы, как и что нужно делать дальше. Даются лишь общие беззубые рекомендации вроде: «проработать вопросы, касающиеся федерального проекта ТКО», «разработать мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде», «скорректировать региональные программы в области обращения с отходами» и так далее.

Алексей Жемчужников заключает: «Плавать в этой «мутной воде» без всякого результата мы можем еще очень долго, как и смотреть на обогащение приближенных к властям компаний. Лично мне видится только один выход — если самые обычные люди хотят получить результат, то они должны быть активными, цепкими, жестко спрашивать с власти. Иначе все останется без изменений еще очень долго».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram