> Полный контракт - Аргументы Недели

//Общество 13+

Полный контракт

28 октября 2020, 06:01 [«Аргументы Недели», Сергей ИВАНОВ ]

Фото: cоцсети

Краснодарский предприниматель Алексей Андреев, долгое время сотрудничавший по госконтрактам с Главным бюро медико-социальной экспертизы по краю, внезапно стал кому-то неугоден: против него буквально на пустом месте возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество» и обещают «нарыть» информацию на сына, чтобы и его упечь за решетку. Какими инструментами давления пользуются сотрудники правоохранительных органов против честных предпринимателей, чтобы их «закошмарить», и кому это всё выгодно? Попытаемся разобраться.

С государством шутки плохи

Пожалуй, самый рискованный бизнес тот, который построен на сотрудничестве с государством. С одной стороны, это железобетонно точные бумажные сметы и отчеты, а с другой — живая реальность, под изменчивость которой необходимо подстраиваться. При попытках соблюсти баланс между заданными в документах параметрами и тем, как это по факту выходит, бизнес совершенно не застрахован от мелких погрешностей. Если есть большое желание или пресловутый заказ конкурентов, любого контрактника можно поставить в неудобное положение, а в самых жестких случаях — привлечь к уголовной ответственности и лишить свободы. Все мы помним историю «Седьмой студии» и обвиняемого в хищениях режиссера Серебренникова. Он столкнулся с подобной ситуацией. Труднодоказуемые театральные продукты не уложились в прокрустово ложе выделенных на это дело государственных средств, за что и поплатились деятели искусства. Надо думать головой, а не душой — учит нас история «Седьмой Студии». Единственным выходом из подобных ситуаций может стать отсутствие претензий со стороны заказчика. Если после комиссионной проверки выполненных работ вопросов у ответственных лиц не возникает, значит, по идее, и у правоохранителей возникнуть не должно. Однако, увы, так бывает не всегда.

С ситуацией, когда силовики по заявлениям конкурентов и заказчика начинают ворошить контракты былых лет, столкнулся краснодарский предприниматель Алексей Андреев. Если первое дело, к которому Андреев был привлечен в качестве свидетеля, но подвергся обыску и изъятиям, а также прессингу в полиции, развалилось и в данный момент отменено, то второе — в самом разгаре. Предпринимателя обвиняют в преступном хищении бюджетных средств в размере около 1,5 миллиона при ремонте подвала в филиале Главного бюро медико-социальной экспертизы (ГБ МСЭ) в городе Крымске. Почему история Андреева заслужила наше внимание и что в деле о его обвинении вызывает у нас сомнения, расскажем по порядку.

Своя атмосфера

С 2016 года Алексей Андреев участвует в электронных аукционах по предоставлению услуг краевому ГБ МСЭ и часть этих конкурсов выигрывает. Сперва это было ООО «Работник» — подопечные Андреева занимались уборкой мусора по всей филиальной сети бюро, затем ИП Андреев по итогам электронных торгов заключил контракт на обеспечение филиалов ГБ МСЭ вахтерами, уборщиками, охранниками и подсобными рабочими. Параллельно была создана компания «Ахмат-Регион», которая тоже участвовала в конкурсах. Данное ООО выиграло торги по закупке, установке и наладке систем видео- и аудионаблюдения во всех филиалах краевого бюро, а также занималось ремонтом зданий в шести филиалах ГБ МСЭ. Все эти контракты были заключены через электронную систему торгов, проведены прозрачно и с выгодными для заказчика дисконтами. Примечательно, что за весь период работы Андреева к нему ни как к ИП, ни как к юридическому лицу никаких претензий по качеству проведенных работ со стороны заказчика не поступало. Итоги работ оценивались комиссией с выездом на место. В актах приемки расписывался лично руководитель краевого бюро Иван Романенко.

Помимо компании «Ахмат-Регион», в конкурсах участвовало и побеждало некое ООО «Аврора», которое впоследствии проштрафилось, было внесено в списки недобросовестных исполнителей и не могло участвовать в торгах. Так, в 2018 году краснодарские следователи проводили доследственную проверку и возбудили уголовное дело по заявлению сотрудника ГБ МСЭ Гордиевского о даче ему как члену закупочной комиссии взятки со стороны участника процедуры закупки — руководителя ООО «Аврора». Однако, несмотря на это, чиновник подписывал подготовленные компанией документы о приемке к оплате. При этом, как сообщает Андреев, Гордиевскому было известно о систематическом невыполнении ООО «Аврора» условий госконтрактов и служебных записках руководства филиалов учреждения о фактическом невыполнении работ. Однако денежные средства в адрес ООО «Аврора», в том числе авансом, перечислялись в полном объеме.

Вместо проштрафившейся «Авроры» появилось ООО «Авангард», директором которого является, по всей видимости, родственница директора ООО «Аврора». С обеими этими компаниями связаны странные, на наш взгляд, истории, в том числе жалобы на ущемление прав работников, вмешательство прокуратуры.

Попытка — пытка

Так вот, на фоне этой чехарды и неразберихи в марте 2020 года в отношении заместителя руководителя бюро по заявлению гендиректора фирмы «Авангард» было возбуждено уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями. Якобы чиновник, имея преступный умысел, пошел на отчаянный шаг и нажился на контракте по пусконаладке систем видеонаблюдения в филиалах ГБ МСЭ, который выполняла компания Андреева «Ахмат-Регион». По легенде, оборудование хоть и было установлено, но не работало и висело мертвым грузом. В реальности оказалось всё иначе. Сам Андреев проходил по этому делу в качестве свидетеля, что не помешало предпринимателю пережить довольно несладкие часы полицейского давления.

Как не устает повторять в своих жалобах Андреев, он подвергся незаконному удержанию в здании УМВД России по городу Краснодару в течение пяти часов без составления процессуальных документов, причем был лишен права на присутствие адвоката и возможности совершать телефонные звонки. По словам Алексея Андреева, оперуполномоченный краснодарского ОЭБиПК В. якобы оказывал на него и его сына моральное и психологическое давление, звучали угрозы причинения физического вреда и привлечения к уголовной ответственности с лишением свободы. После того как Андреев, с его слов, против своей воли дал требуемые от него показания полицейским, его с сыном отвезли в отделение банка, в котором находятся счета предприятий. С предпринимателей потребовали получение выписок по движению денежных средств, но оператор банка отказала в этом по формальным причинам. Только после этого у полицейских иссяк интерес к свидетелям. Однако оставить безнаказанными действия сотрудников Андреев не собирался, поэтому обратился в прокуратуру — прокуратура передала дело следователям, которые, впрочем, в действиях оперуполномоченного В. признаков противозаконных деяний не нашли. Как это нередко бывает, при опросе полицейский всё отрицал, и его показаниям следствие поверило, а к показаниям предпринимателя отнеслось критически. Правда, в ходе проверки не были истребованы ни журналы посещений, ни записи с камер видеонаблюдения. На протяжении полугода материалы процессуальной проверки по жалобе Андреева систематически отменяются, но окончательного решения как не было, так и нет. Даже жалобы на имя Генерального Прокурора РФ Игоря Краснова эффекта не дают: бумага спускается на краевой уровень, где повторяет привычные и бессмысленные круги по кабинетам.

И всё бы ничего, если бы своими драконовскими методами сотрудники ОЭБиПК добились посадки гонимых ими лиц. Но обвиняемый силовиками заместитель руководителя ГБ МСЭ по Краснодарскому краю обжаловал постановление о возбуждении уголовного дела, и оно было отменено в двух судебных инстанция, соответствующие решения вступили в законную силу. Выходит, не только все нападки на Андреева оказались холостыми, но и уголовное дело было возбуждено незаконно? А раз это было сделано незаконно, необходимо добиться привлечения к ответственности тех лиц, которые инициировали преследование. Увы, не тут-то было. Давать процессуальную оценку полицейским и следователям никто не торопится, зато...

Был бы человек, а дело найдется

После «неудачи» с контрактом по системам видеонаблюдения ранее изъятые в ходе обысков документы, вероятно, стали новой точкой для пристального внимания краснодарских следователей. Так, старший следователь по особо важным делам СЧ СУ УМВД России по городу Краснодару Ж. возбудила уголовное дело в отношении того же заместителя руководителя ГБ МСЭ по Краснодарскому краю и предпринимателя Андреева по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). На этот раз уже контракт по ремонту зданий филиальной сети ГБ МСЭ был выполнен не должным образом и якобы здесь-то точно были украдены деньги по предварительному сговору. Поводом стало обращение в правоохранительные органы руководителя Ивана Романенко. Дело касается ремонтных работ в подвальном помещении здания филиала ГБ МСЭ в городе Крымске.

По словам Алексея Андреева, работы в Крымске были не только выполнены, но и перевыполнены. Из контрактной сметы были исключены некоторые виды работ, но были включены новые, реально необходимые. И на всё это есть дополнительные соглашения. При этом с 2018 года претензий от Романенко не поступало. Однако следствие всё равно почему-то считает, что Андреев завысил стоимость работ на сумму более миллиона рублей.

— Если учреждение полагает, что мы работы выполнили не в полном объеме, то почему тогда не инициировали судебный процесс в арбитраже? — возмущается Алексей Андреев. — Тем более на выполненные работы есть трехлетняя банковская гарантия. В случае каких-то сомнений бюро легко могло компенсировать возможные потери. Зачем возбуждать уголовное дело, если есть возможность вернуться с заказчиком на место, выявить проблему и решить ее? Зачем «кошмарить» бизнес?

Оказывается, возбуждение уголовного дела основывается на заключении некоего специалиста, который якобы выезжал на место с оперуполномоченным В. и установил фактическое невыполнение работ на указанную сумму.

Заметим, что в рамках отмененного впоследствии уголовного преследования чиновника ГБ МСЭ по Краснодарскому краю было проведено фоноскопическое исследование записи камер видеонаблюдения в здании филиала ГБ МСЭ в Крымске в день проведения проверки. Человек, внешне похожий на оперуполномоченного В., беседует с некой Ульяной Евгеньевной по телефону и обещает ей, что работающие на месте эксперты обязательно насчитают 159-ю и 285-ю статьи УК РФ и, предположительно, Андреева сразу можно будет закрыть. При прослушивании записи у лиц, знакомых с ситуацией, невольно возникает ощущение, что разговор ведется между оперуполномоченным В. и следователем Ж., в чьем производстве находится уголовное дело.

В итоге доподлинно неизвестно, как работавший на месте специалист — не эксперт — смог определить невыполнение скрытых работ? Как вообще это можно сделать на глаз при внешнем осмотре, ведь они же скрытые?! Тем более специалист вообще не вправе проводить исследование, так как это исключительно прерогатива эксперта.

В данный момент по уголовному делу назначена строительно-техническая судебная экспертиза, которую поручили провести не сторонней — независимой — организации, а самому МВД России. Андреев сомневается в объективности грядущей оценки. Ведь если абсурдные выводы специалиста были приняты полицейскими на ура, то какими выводами порадует стражей порядка подконтрольная им структура? В чем же абсурдность выводов специалиста? Да хотя бы в том, что он говорит об установке в подвале 7,2 выключателя вместо положенных двенадцати, недошпаклевке сорока квадратных метров потолка вопреки тому, что потолок собран из металлопрофиля. Более того, исполнителю вменяется меньший объем демонтажных работ, чем это запланировано. Интересно, какими экстрасенсорными способностями нужно обладать, чтобы это установить? Как специалист мог подсчитать, например, объем вынесенного мусора, если ремонт закончился два года назад?

Предприниматель поделился с нами своим видением причин уголовного преследования. По его словам, вполне вероятно, дело кроется в желании неизвестных лиц устранить конкурента и продолжить контрактное сотрудничество с ГБ МСЭ по краю единолично. Косвенно об этом свидетельствует информация о том, что даже при возбужденном по факту коррупции уголовном деле с его фигурантом заключались государственные контракты. Подтвердить или опровергнуть эти предположения могут соответствующие органы. Надеемся, они это сделают. Мы будем следить за развитием событий.

Данный материал является официальным запросом в правоохранительные органы для проведения тщательной проверки вышеуказанных фактов и принятия возможного процессуального решения.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте