Лучший перевозчик Нижнего Новгорода ликвидирует бизнес
№ () от 20 октября 2020 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Дмитрий СКВОРЦОВ ]
На прошлой неделе стало известно, что нижегородские перевозчики Дмитрий и Валентин Каргины распродают свои автобусы. Это решение они приняли после того, как 8 июля Арбитражный суд Нижегородской области не удовлетворил иск ИП Каргин Д.В. и ИП Каргин В.В. к региональному министерству транспорта и автомобильных дорог, в котором они добивались отмены решения министерства от 23 апреля о лишении их права на обслуживание маршрута Т-71.
Драма перевозчика Каргина насчитывает несколько актов. Сейчас был доигран последний. Решение о лишении братьев Каргиных права обслуживания их маршрута было принято после того, как в ходе минтрансовской проверки в апреле 2020 года (в самый разгар периода самоизоляции) в течение трех дней подряд на маршрутах Т-14, Т-39, Т-63, Т-79, Т-89 и Т-92 в областном центре не было ни одного автобуса. Это стало основанием для прекращения действия свидетельств, выданных частным перевозчикам на право работать на данных маршрутах: ООО «Лидер-Транс» и ООО «Победа-НН».
Заодно лишили права обслуживать маршрут Т-71 ИП Каргин Д.В. и ИП Каргин В.В., которые ни в чем не провинились. Просто они входили в состав простого товарищества, образованного перечисленными выше перевозчиками для участия в конкурсе на лот, включавшем все вышеперечисленные маршруты. А право временно обслуживать популярный у нижегородцев маршрут 28 апреля получил Нижегородпассажиравтотранс.
Правда, братья Каргины тоже подавали заявки на право временно обслуживать этот маршрут, но… все заявки, кроме заявки НПАТ, были признаны не соответствующими установленному образцу.
Это не первый «отъем» выгодного маршрута у Каргиных. В 2010 году конкурс на перевозку пассажиров по маршруту А-71 (тогда он имел такое обозначение) неожиданно выиграл Александр Комраков. Дмитрий Каргин через суд добился тогда отмены итогов конкурса, и три года маршрут обслуживали параллельно оба предпринимателя. Затем в 2014 году Комраков добился в суде признания недействительным постановления об отмене итогов конкурса и стал единственным официальным перевозчиком на маршруте.
Каргин не смирился с поражением. Нижний Новгород стал свидетелем оригинальных методов борьбы со стороны обиженного перевозчика. Сначала, пока оставалась надежда на компромисс, автобусы ИП Каргина продолжали работу на маршруте на бесплатной основе, продолжая перевозить нижегородцев даром, не продавая билетов.
Затем был придуман остроумный ход с проведением «автобусных экскурсий» по городскому маршруту 71. Нижегородцы активно поддерживали несправедливо обиженного мэрией предпринимателя. И на волне этой поддержки Дмитрий Каргин пошел в политику, выступив под флагом «Справедливой России».
Популярность фамилии Каргина среди нижегородцев оказалась так велика, что на выборах в городскую Думу осенью 2015 года на соседнем округе с тем, по которому баллотировался Дмитрий Каргин, победил его однофамилец Сергей Каргин, которого избиратели приняли за известного предпринимателя. Сам Дмитрий Каргин в своем округе проиграл «единороссу» предпринимателю Дмитрию Кузину. Неудачей закончилась и попытка Каргина на следующий год стать депутатом Законодательного собрания.
13 июля 2016 года «по просьбам жителей» городская администрация ввела новый маршрут Т-171, формально несколько отличающийся от маршрута 71, но совпадающий с ним на значительной своей протяженности.
Право перевозок по новому маршруту было временно (до проведения конкурса) отдано ИП Каргин.
Потом коллеги-перевозчики вспоминали ему этот факт, когда разразилась ценовая война: Каргин, работая на протяженном и выгодном маршруте, держал пониженную стоимость проезда в 15 рублей, когда большинство перевозчиков уже перешла на тариф 20 рублей.
Конкурс был все-таки проведен, но одним лотом было выставлено несколько маршрутов, и Каргину, чтобы участвовать в нем, пришлось вступить в простое товарищество с другими частными перевозчиками.
Затем Дмитрий Каргин отметился, одним из первых введя на своем маршруте безналичную оплату проезда. Он же первым среди частников летом 2018 года запустил на своем маршруте единый билет, позволяющий делать пересадку на муниципальные автобусы.
Уход из Нижнего Новгорода братьев Каргиных – знаковое явление. Это символ кардинальной смены концепции развития общественного транспорта в областном центре.
За последние тридцать лет это не первое изменение такого рода. Каждый этап, заканчивавшийся коренной ломкой прежнего формата, обходился несправедливо с одними и открывал возможности другим.
Можно вспомнить, как несправедливо история обошлась с рядовыми сотрудниками, да и с руководителями Нижегородпассажиравтотранса в «лихие 90-е», когда денег на ремонт автобусов не было и ездили бог знает на чем. И тогда транспортную систему города спасли частники. Сначала это были владельцы одного, реже нескольких «пазиков», потом стали появляться более крупные компании, и под новую ситуацию изменились правила распределения маршрутов.
Чтобы выиграть маршрут, нужно было, чтобы имелась возможность обеспечить движение автобусов по расписанию (чтобы был резерв на случай поломок и своя ремонтная база или договор с такой базой), чтобы водители проходили обязательный медосмотр перед выходом в рейс. Обеспечить выполнение этих условий могли только крупные перевозчики, которые стали приходить на место мелких частников.
В тот период было много акций со стороны владельцев одной или нескольких маршруток, которые возмущались: «А как же мы? Мы работали, и несправедливо выдавливать нас с рынка!» Тогда нашлись какие-то временные варианты с созданием объединения индивидуальных участников, но эффективность у них была ниже, чем у крупных перевозчиков, и значительной части индивидуалов и мелких перевозчиков пришлось уйти с рынка.
Три года назад логика еще большего укрупнения заставила городские власти поставить вопрос о необходимости реформирования транспортной сети, чтобы выгодные маршруты достались муниципальному перевозчику, которому в ходе девяностых–нулевых приходилось возить льготников, обслуживать маловыгодные, но социально важные маршруты, вывозя людей из небольших спальных микрорайонов к магистралям. Мэр Панов не раз указывал на несправедливость этих потерь принадлежащего городу транспортного предприятия на фоне получения прибылей частниками.
Далее логика развития поднялась на еще более высокий уровень: Нижегородпассажиравтотранс отошел в ведение области, которая стала выстраивать сеть не только внутри Нижнего Новгорода, но и связывать его с пригородами, что логично – жители этих пригородов ездят на работу в областной центр, и маршрутная сеть должна охватывать эти территории.
Более того, был целый ряд историй о людях, которые живут за пределами городской черты областного центра, но вся их социальная жизнь проходит в Нижнем. Пертурбации, происходившие с пригородным маршрутом, подвозящим их в город, просто отрезали их от этой жизни.
Поэтому логика в этих изменениях есть. Но есть у них и неизбежные жертвы. И пострадавшие с полным правом считают, что история и власти обошлись с ними несправедливо.
В случае с Дмитрием Каргиным, который, потеряв право на осуществление перевозок, уволил персонал и распродает автопарк, хочется надеяться, что ликвидация автопредприятия оставит ему достаточно средств, чтобы создать какой-то другой бизнес. Как способный предприниматель он себя уже зарекомендовал, и можно только пожелать ему успехов в новом деле.
Тем более что на фоне коронавирусной пандемии совершенно несправедливо пострадали и многие другие бизнесы. Кто-то от изменения приоритетов людей, кто-то из-за введенных санитарных мер, а кто-то и из-за решений власти, не связанных с пандемией.
Хочется при этом надеяться, что принесение в жертву Каргина будет не напрасным и реформирование чиновниками городского транспорта будет эффективным и целесообразным, что мы как пользователи общественного транспорта от этого что-то приобретем, а не потеряем.