За последние недели в авиационной промышленности произошло множество любопытных вещей. Начиная от заявлений министра промышленности и торговли и заканчивая «неустановленными» расхитителями финансов «Вертолётов России».
«Ильюшин» – благодать на бумаге
5 октября Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) распространила следующую информацию: «Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в рамках рабочего визита посетил ВАСО».
Поясним – ВАСО расшифровывается как Воронежское акционерное самолётостроительное общество. Проще говоря, Воронежский авиазавод. Финальной продукцией завода являются широкофюзеляжные дальнемагистральные лайнеры Ил-96, сейчас разворачивается производство его глубокомодернизированной версии Ил-96-400. Также предприятие готовится серийно выпускать лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В. Этот самолёт крайне необходим для замены Ан-26 в вооружённых силах и в авиакомпаниях, обеспечивающих перевозку грузов на северах, в Сибири и на Дальнем Востоке страны. Ан-26 начинают постепенно списывать по выработке ресурса.
Естественно, ни дня не работавшему по специальности социологу (министру) докладывал не слишком удачливый в прошлом музыкальный продюсер Юрий Слюсарь. Ныне глава ОАК, генеральный директор ПАО «ОАК», вице-президент ОООР «СоюзМаш России». Вот этот специалист и доложил другому, ещё более крупному специалисту о выполнении основных программ и перспективной загрузке авиазавода. Делегация посетила производственные цеха предприятия и лётно-испытательную станцию, где находится первый опытный лётный образец самолёта Ил-112В. Воздушное судно впервые публично представлено в штатной окраске. Идёт подготовка к продолжению лётных испытаний. Выполнен комплекс работ по оптимизации конструкции и снижению массы самолёта. В настоящее время на заводе приступили к изготовлению ещё двух самолётов Ил‑112В, лётно-технические характеристики которых будут соответствовать требованиям заказчика для начала государственных совместных испытаний». Само собой, министру-социологу доклад понравился: «Третья и четвёртая машины уже заложены в производство, в Министерство обороны Российской Федерации Ил-112В начнёт поступать в 2023 году. Кроме того, ВАСО загружен заказами по программам Ил-96 в горизонте 5 лет», – отметил Денис Мантуров по итогам рабочей поездки.
С обидой обращаюсь к источникам в отрасли: «Что же скрываете успехи?» Ответ ошарашивает:
– В очередной раз враньё. Масса Ил-112В далека от требуемой. Документация не выпущена и не передана на производство.
Ну что тут комментировать? Источники «АН» имеют настоящее авиационное образование и работают непосредственно по данной тематике. А Юрий Слюсарь ещё в конце августа на голубом глазу доложил президенту страны В. Путину, что «до конца сентября поднимем Ил-114». То есть соврал руководителю государства и ничего за это не «огрёб»! Сейчас, заметим, конец октября, а воз и ныне там. На лётно-испытательной базе ПАО «Ил» по-прежнему идёт отработка узлов и агрегатов, самолёт готовят к первому полёту. Из положительного – восстановленный и переоборудованный в летающую лабораторию Ил-96-300 летает в Жуковском. На самолёте установлено и испытывается новое оборудование, которым будут оснащаться новые Ил-96-400М. Вот здесь, к слову, импортозамещение не понадобится – лайнер полностью оснащается отечественными агрегатами, системами и радиоэлектронным оборудованием.
Справка «АН»: Ту-204СМ
В мае 2013 г. Ту-204СМ завершил серию специальных и дополнительных сертификационных испытаний, в ходе которых выполнено 400 полётов. Это самая современная модификация самолётов семейства Ту‑204. Среднемагистральный авиалайнер на полной заправке способен лететь на дальность до 8500 км. Максимальная пассажировместимость – 215 человек. Два члена экипажа, без бортинженера. В первой половине 2013 г. планировалось начало серийного производства Ту‑204СМ, а с 2014 г. первые поставки самолётов. По заверению конструкторов, после отладки производственной технологии на заводе «Авиастар-СП», самолёт мог «похудеть» на 5 тонн и по всем показателям превзойти «Эрбас А321», в том числе и по коммерческой нагрузке. На первый квартал 2012 г. «Туполев» имел в своём портфеле заказы на 42 самолёта (ещё на 35 единиц опционы) Ту-204СМ. Но стратеги из Минпромторга и ОАК решили сделать ставку на «Суперджеты» и МС-21, чем изрядно подкосили собственных производителей комплектующих.
Очередная реинкарнация легенды?
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов 30 сентября сообщил о планах создать новый завод для производства самолётов семейства Ту-204, сообщает «Интерфакс»: «Если у меня завтра пройдут результативные переговоры, то в ближайшее время мы с депутатом (Юрием. – Прим. «ИФ») Мухиным сможем с гордостью сказать, что нам удалось, мы можем реанимировать производство самолётов Ту-204. Это будет новое большое предприятие, новый завод. Сейчас над этим работаем».
Очень странное заявление. И вызвано, скорее всего, тем, что в Минпромторге, ОАК и «Вертолётах России» все бегают как ошпаренные, после того как западные «партнёры» сообщили о прекращении поставок систем и агрегатов для гражданского авиапрома России. «Иностранные поставщики комплектующих для российской авиации единовременно отказались от сотрудничества с Россией», – заявил 30 сентября на форуме «Микроэлектроника-2020» директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Василий Шпак. «Кто-то гласно, кто-то негласно проинформировал наши компании, что ни по действующим контрактам, ни по новым контрактам взаимоотношений с нашими авиастроителями продолжать не будут». В Минпромторге на это заметили, что Запад хочет остановить отечественные проекты в области гражданского авиастроения.
Как же так, Денис Валентинович, это же именно вы и руководство ОАК и «Вертолётов России» всеми силами продавливали и протаскивали международную кооперацию в российский авиапром? Что теперь делать будете с МС-21 и «Суперджетом»? МС-21 обещали поставлять авиакомпаниям ещё в 2017 году. На носу 2021-й, а серии так и нет. Там, чтобы всё импортозаместить, потребуются годы. Даже на отечественном двигателе ПД-14 для этого самолёта есть западные комплектующие, например, такой ответственный агрегат, как стартёр-генератор. На грабли американских санкций наступали ещё в 90-е. Вспомните российско-американский проект Ил-96 с двигателями «Пратт-Уитни» и радиоэлектронным оборудованием фирмы «Коллинз». Получился, можно сказать, великолепный самолёт. Лоббисты американского авиапрома быстро сработали, двигатели сняли и увезли, сотрудничество в этом направлении угасло. И вот опять подстава. А 23 сентября на встрече в Кремле с представителями атомной промышленности Владимир Путин уже возмущался западными партнёрами:
– Ничего не имеет общего с оборонным комплексом наш новый среднемагистральный самолёт МС-21. Взяли и по соображениям недобросовестной конкуренции прекратили поставку нам соответствующих композитных материалов для крыла. Ну что это такое? Это просто хамство на мировом рынке с нарушением всех общепризнанных принципов и правил!
Но позвольте, Владимир Владимирович! Это ж Мантуров со своими покровителями сунули наш авиапром в петлю... Как вы его терпите, почему и за что?
Деньги в постройку опытных экземпляров Ту‑204СМ и в их сертификацию вложили, а производить не стали. Бизнес по-мантуровски... Помните, совсем недавно он летал в Канаду выпрашивать поставки канадских самолётиков для великой страны России. Так что прав губернатор Ульяновской области, надо в самом деле, пока не поздно, браться за Ту-204! Большую часть стапелей для его сборки разобрали и сложили в недостроенный цех. Но при определённых усилиях способность производить самолёт вернётся. Если ОАК не наплевал на сохранение мобилизационных мощностей для часа «икс».
А Ту-204 вполне конкурентоспособный самолёт, с выдающейся аэродинамикой. Всего один пример – бездвигательная посадка Ту-204 в Омске 14 января 2002 года. Борт RA-64011, следовавший рейсом Франкфурт-на-Майне, получил запрет на посадку в аэропорту Толмачёво по погодным условиям из-за порывов ветра. Единственным достижимым запасным аэродромом, имевшим таможню и разрешение на полёты Ту-204, был Омск. Перелёт до Омска проходил при сильном встречном ветре. При подходе к Омску самолёт выработал всё топливо, и на высоте 1600 м и удалении 17 км от аэродрома произошло выключение двигателей. Экипаж сумел использовать высоту для захода на посадочную полосу и совершил благополучную посадку, в ходе которой никто не пострадал. Грубо говоря, стотонный реактивный лайнер с небольшой высоты планировал почти 20 километров!
Авиакомпания Red Wings стала последним коммерческим эксплуатантом Ту-204 в России, летала на них до 2018 года. Сейчас в России самолёты Ту‑204 активно используются в госавиации, также эксплуатируются грузовые варианты. На сегодняшний день пассажирские перевозки Ту-204 можно встретить только на Кубе и в Северной Корее. С другими экспортными заказами, в частности иранскими, подгадил, как водится, Госдеп США. Иран был под санкциями, а в двигателях ПС-90А2 было спрятано некое американское «ноу-хау».
«Вертолёты России» – где деньги, Зин?
Следственный комитет РФ возбудил три уголовных дела о хищениях порядка 3, 6 млрд рублей при строительстве и конструировании вертолёта Ка-62 в отношении должностных лиц холдинга «Вертолёты России», компании «Камов» и Минпромторга. Что такое вертолёт Ка-62? Это, по сути, «Суперджет» в вертолётном мире. Неоправданно большое количество импортных комплектующих, включая двигатели и трансмиссию. Планировали поставить на экспорт первым заказчикам из Бразилии ещё в 2015 году. По сей день авиакомпаниям не передано ни одного борта.
А вот что сообщил ТАСС источник в правоохранительных органах:
«Всего расследуется три уголовных дела, общий ущерб по которым может составить до 3, 6 миллиарда рублей. В настоящее время следствие находится в активной стадии и устанавливает всех соучастников преступной группы, среди которых пока ещё не установленные должностные лица [компаний] «Вертолёты России», «Камов» и Минпромторга», – отметил он.
Как следует из материалов дел, с которыми ознакомился ТАСС, неустановленные должностные лица АО «Камов» (подрядчик) в период с 2012 по 2014 год сдали как выполненные в полном объёме опытно-конструкторские работы заказчику АО «Вертолёты России». Они включали в себя изготовление двух фюзеляжей и окончательную сборку опытного вертолёта Ка-62, создание натурного стенда Ка-62 и его транспортировку в ОАО «КумАПП», а также разработку и изготовление стартёров-генераторов для Ка-62. Следствие считает, что эти работы были сделаны не в полном объёме. «Таким образом, Российской Федерации был нанесён ущерб в размере 162, 7 миллиона рублей», – говорится в документах.
Во втором деле речь идёт о периоде с 2013 по 2016 год. В это время, согласно материалам дела, неустановленные должностные лица из АО «Камов» заключили контракты с Минпромторгом России, которому сдали те же самые вертолёты и стенды, что и «Вертолётам России», а также не выполнили сборку двух вертолётов. Общий ущерб в этом случае составил более 700 млн рублей. Потерпевшей стороной по делу признано АО «Вертолёты России». Третье дело возбудили в сентябре 2020 года. Его фабулу источник не привёл.
Знаете, что изумляет в этой ситуации? Неустановленные должностные лица! Госконтракты на миллиарды рублей с неустановленными лицами! Это новое слово в экономических преступлениях.