> Переговоры МИД Армении и Азербайджана в Москве к перемирию не привели - Аргументы Недели

//Общество 13+

Переговоры МИД Армении и Азербайджана в Москве к перемирию не привели

№  () от 13 октября 2020 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]

На второй карабахской войне наступило «гуманитарное перемирие». Гуманитарное оно потому, что его целью было собрать в спокойной обстановке трупы солдат, густо устилающих территорию НКР. Но перемирие в целом так и не наступило. Что же там происходит сейчас?

Гладко было на бумаге

Сразу после начала Азербайджаном и Турцией этой бессмысленной бойни было непонятно, какие же они имеют планы на эту войну. С армянами-то всё было более-менее ясно – стратегическая активная оборона, изматывание противника, нанесение ему неприемлемых потерь, приводящих к разложению армии и падению популярности войны. Для чего-то иного у Карабаха нет человеческих ресурсов, даже с учётом прибывающих из Армении подкреплений. А вопрос широкомасштабного участия в войне армии самой Армении пока остаётся открытым. В Ереване даже с признанием НКР пока не торопятся, хотя, возможно, скоро и признают.

А вот чего хотели в Баку? Вероятно, Алиев согласился на войну, от которой долгое время усиленно отбивался, из-за обещаний, что закупленный в Турции и Израиле высокотехнологичный скарб вместе с российским оружием поможет провести быстрый и эффективный блицкриг. Скажем, за пару недель. Но вот его планировавшиеся масштабы непонятны. Заявления Алиева о скорой полной ликвидации «террористов и сепаратистов» и об «очищении всей родной земли от оккупантов» всерьёз принимать нельзя. Война сейчас в основном ведётся на двух наиболее удобных участках фронта. А на других, почти неприступных, ничего не происходит – вряд ли так можно завоевать всю НКР. Возможно, азербайджанцы хотели просто отобрать то, что реально можно было отбить. Причём с минимальными потерями, а затем сесть за стол переговоров с позиции проявленной силы.

Но не вышло ни с минимальными потерями, ни быстро. Прошло две недели, а продвижение на севере в районе Талыша минимальное. И даже то, что Талыш, который азербайджанцы взяли в апреле 2016 г., но потом потеряли, сейчас снова контролируется Баку, – пока сомнительно. На юге дела идут получше. Там армия Азербайджана взяла небольшое количество пустых деревенек и вроде бы смогла занять райцентр Джабраил. Но что там происходит на самом деле, точно опять-таки не известно. Видео, которые доказывают азербайджанский контроль, непонятно, когда точно сняты. Зато есть видео очередного крупного разгрома в этом районе азербайджанских колонн грузовиков и бронетехники. Армяне даже утверждали, что смогли окружить там противника. Но если этого и не случилось, то потери Баку в этом районе всё равно были большими. Это ясно.

Гадрут преткновения

Нехорошо получилось и с городом Гадрутом, который важен потому, что с него хорошо контролируются окрестности. А с высот оттуда отлично простреливается городок Физули. Азербайджанцы давно заявляют, что уже его контролируют. Но, похоже, не выходит с ним никак. Гадрут Алиев тоже объявил «освобождённым», однако затем российские журналисты вместе с армянами сделали оттуда репортажи. И никаких азербайджанских «освободителей» в нескольких километрах не увидели. Видимо, из-за такого провала город поручили отбить отряду то ли азербайджанского, то ли турецкого спецназа, то ли отряду идлибских боевиков – информация разнится. Не исключено, что в операции участвовали все перечисленные вместе.

Но ворвавшиеся в Гадрут «освободители» не смогли взять ни администрацию, ни сам город. В боях с ними засветились весьма хорошо оснащённые армянские спецназовцы (то ли местные, то ли из Армении) и даже российские добровольцы (или бойцы ЧВК). До сих пор под Гадрутом идут перестрелки, но уже ясно, что Алиев и тут, мягко выражаясь, преувеличил свои успехи.

Теперь он объявляет об «освобождении» населённых пунктов, не называя их, зато обещает «всё восстановить в освобождённых районах и построить там города-сады». В общем, очень похоже, что Ильхам Алиев всё дальше идёт по пути Порошенко и Зеленского.

Обильное враньё

При этом обе стороны продолжают вдохновенно врать про потери противника. Счёт идёт уже на многие тысячи, а техника изничтожается сотнями. Но армяне хотя бы честно сообщают свои потери. На утро вторника 13 октября они составляли 542 человека убитыми. В Азербайджане же «потерь нет» – совсем. Хотя, учитывая, что они штурмуют подготовленную оборону, их потери должны в 3–4 раза превышать армянские. То есть составлять 1, 5-2 тыс. человек убитыми. Возможно, это преувеличение, но в самом Азербайджане, несмотря на тотальный запрет информации о потерях, активисты пытаются составить список потерь с проверками по соцсетям и прочими методами. Пока что в этом списке чуть меньше 700 имён со званиями и другими данными. Скорее всего, их ещё больше, хотя армянские байки про 5 тыс. убитых, конечно, не более чем пропаганда, как и у их противников с такими же цифрами.

Но техники обе стороны наколотили и правда десятки единиц. Вот только есть одно «но». Техника, которую Баку записывает как уничтоженную ударными БПЛА с их небольшими бомбочками, в случае попадания в руки азербайджанцам стабильно заводилась. То есть реальные повреждения были умеренными. А вот азербайджанские танки после попадания артиллерийских снарядов или ПТУР просто сгорали, за редким исключением в виде Т-90С.

Врут в Баку и про участие турок в конфликте, и про идлибских террористов, отрицая всё. Хотя наличие в стране турецких F-16 азербайджанцы в итоге признали. А участие в войне боевиков из Сирии, несмотря на массу видео с их похоронами, продолжают отрицать. Причём «показания» самого Алиева и его помощника Хикмета Гаджиева порой различаются кардинально. Этот помощник не раз уже говорил вещи, противоположные своему шефу и куда более радикальные. Он уже пытался выдать израильские кассетные боевые элементы от РСЗО LAR-160 за элементы от армянских «Смерчей», которыми, мол, армяне ударили по городам Азербайджана. Доходит и до совсем тупых примеров пропаганды. Так, азербайджанцы в одном месте просто сделали дырку в асфальте и засунули туда двигатель от ракеты «Смерча». Но сам процесс кто-то снял на фото, и он попал в Интернет.

Правда, в азербайджанский город Гянджа в ответ на постоянные обстрелы городов НКР прилетела баллистическая ракета Р-17М «Эльбрус» с головной частью в тонну. Воронка получилась солидной. Туда даже военных атташе разных стран привезли, рассказать о «варварах» из Армении. Впрочем, про разрушенный собор в Шуше или про жилые кварталы Степанакерта с воронками от 203-мм снарядов азербайджанцы рассказывать им не хотят.

Цугцванг или оперативная пауза?

К исходу двух недель стало ясно, что армии НКР, конечно, приходится непросто. Дело в том, что армия самой Армении участвует в войне пока очень ограниченно. Но и азербайджанцы потихоньку выдыхаются. Заканчиваются запасы высокотехнологичных средств вроде ударных БПЛА и одноразовых аппаратов-камикадзе. Запасы обычных снарядов и ракет тоже показывают дно, падает наступательный порыв войск, потери растут. Стороны заговорили о политическом урегулировании. Хотя вообще-то армяне были не против переговоров и ранее, это Баку требовал и продолжает требовать невозможного. Вероятно, большие потери на юге сделали его сговорчивее.

Под предлогом «гуманитарного перемирия» для сбора и захоронения трупов министров иностранных дел Армении и Азербайджана собрали в Москве. Тяжелейшие 11-часовые переговоры, которые явно шли не только об установлении перемирия, привели к его заключению. Но... практически сразу же оно было нарушено. И с тех пор так пока и не наступило – обе стороны обвиняют друг друга в обстрелах, идут и локальные стычки, в частности, в районе Гадрута.

Однако наступательный порыв азербайджанцев, турок и сирийских боевиков явно спал. На некоторых участках фронта всё же удалось договориться о том, что азербайджанцы уберут тела своих солдат и стороны обменяются трупами погибших. Но для этого не нужны были переговоры в Москве – о таких перемириях и обменах на Донбассе или в Сирии и не только там всегда договаривались сами на уровне командиров.

Так что вопрос о том, что обсуждали министры в Москве, – открыт. Есть версия, что перемирие никак не установится потому, что его не хотят турки. Анкара просто хочет сама участвовать в переговорах по урегулированию конфликта и увеличению своего влияния. А затем, вероятно, и своего присутствия в регионе. Но её пока не позвали. А поскольку турки сейчас больше контролируют армию Баку, чем сам Алиев, организовать стрельбу им проще простого. При этом они как бы остаются в стороне – недоговороспособным «украинским гетьманом» выглядит не Эрдоган, а Алиев. Ближайшие дни покажут, установится ли перемирие или же активные боевые действия начнутся с новой силой.

Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте