> О чем молчал президент РАН Александр Сергеев на встрече с Владимиром Путиным - Аргументы Недели

//Общество 13+

О чем молчал президент РАН Александр Сергеев на встрече с Владимиром Путиным

№  () от 13 октября 2020 [«Аргументы Недели », Александр ГРИГОРЬЕВ ]

Фото Д. Астахов / ТАСС

Когда-то давным-давно, когда деревья были большими, а человеческие амбиции маленькими: «выжить бы!», когда цари сажали на кол живьём ворьё да жульё, при дворах жили шуты. В их должностные обязанности кроме рассказывания смешных срамных историй входила и рубка правды-матки в глаза государю. Нередко после такой матки шута очередной чиновник отправлялся как раз на кол.
Колов уж нет, шуты далече. Цари да государи просто поменяли название должности. Но теперь правду-матку им резать некому. Вот и живут они в своём спецмире, где всё спец: еда, вода, транспорт, виллы. Даже информация с приставкой спец, лишь бы батюшку-царя не огорчить…

Как-то встретились два президента

Недавно президент страны Владимир Путин и президент РАН Александр Сергеев встретились и поговорили. Хорошо поговорили, душевно. Мол, Владимир Владимирович, нас санкцинируют, а мы крепчаем. И вообще под вашим чутким руководством мы рвёмся вперёд к светлому капиталистическому будущему. Скоро новый суперкомпьютер залудим, да новый институт по вирусу откроем, да академия станет главной по всей «экспертизе» в стране. Видимо, вместо ВШЭ.

Интересно, но на сайте Кремля опубликован только небольшой протокольный кусочек стенограммы разговора. По данным «АН», президент РАН передал президенту страны порядка 10–12 неких практически подготовленных постановлений по очень широкому спектру вопросов. Большинство из них касались повышения статуса академии, но не неких конкретных очень болезненных проблем.

Статус академии – штука, конечно, важная, придающая значимости, но есть, на наш взгляд, гораздо более серьёзные, порой критически важные «головные боли». Недавно в руки попали бумаги одного из ведущих российских университетов. В частности, штатное расписание. Название вуза не принципиально, так как подобное происходит везде. Так вот, доктора наук, согласно этой «штатке», сидят на 0, 1, в лучшем случае на 0, 5 ставки. То есть взяли доктора наук, да разрезали пополам. И пришла читать студентам курс в лучшем случае половинка доктора, в худшем – одна десятая, например, нога. И курс он будет читать не полный, а, дай бог, наполовину. Они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что работаем.

Только таким образом можно выполнить не обеспеченный деньгами указ того же Владимира Путина о том, что средняя зарплата научного работника должна составлять 200% от средней по региону. Вот если бы он на полную ставку работал, тогда бы рубил бабло за себя и за того научного парня. Зато Владимиру Владимировичу докладывают, небось, что неуклонно растёт благосостояние российского учёного. Говорил ли Сергеев об этом? Проинформировал ли своего Верхового главнокомандующего? Вряд ли, ковид-то важнее! Да и расстраивать царя-батюшку как-то нехорошо…

Чей земля? Мой земля!

РАН сегодня банально цинично и нагло грабят. После назначения Хуснуллина главой правительственной комиссии по отъёму земли в пользу нуворишей академия стала главным «терпилой».

«Аргументы недели», пожалуй, единственное российское издание, которое писало о диверсионной деятельности правительственной комиссии. Например, в №30 от 5 августа вышел материал «Правительственные рейдеры против РАН». Небольшая цитата: «Может быть… пора упразднять эту самую вредительскую комиссию и заменять её нормальным судом? Правда, остаётся два вопроса: где в России взять независимый суд? И второй: кто же её «посадит», когда за ней стоят сам Игорь Иванович (любитель катать корги на частных самолётах) и миллиарды рублей? Такое у нас неподсудно…»

Через две недели вредители из аффилированного с правкомиссией акционерного общества ДОМ.РФ практически уничтожили в подмосковных Снегирях результаты почти 100-летнего эксперимента академика Цицина по выведению многолетней пшеницы – трититригии (гибрид пшеницы и пырея) (см. материал «Властная саранча», «АН» №33 от 26 августа 2020 г.). У учёных из отдела отдалённой гибридизции Главного ботанического сада РАН хватило осторожности в буквальном смысле слова сохранить мешок уникальных семян. Но года на 3–4 их откатили назад.

И вот тут Российская академия наук, которой триста лет, президенты которой открывали дверь ногой в самые высокие кабинеты, не выдержала и наконец-то подняла свой голос! В защиту! Но не своих учёных, а тех, кто уничтожает остатки российской высокой науки.

– Деятельность Главного ботанического сада (РАН) велась на этих участках (принадлежащих РАН! – Прим. ред.) без каких-либо правоустанавливающих документов. В августе 2019 года к нам обратилось АО «ДОМ.РФ», и РАН подтвердила, что у академии нет заинтересованности в этих участках, – бросился в кавалерийскую атаку вице-президент РАН астрофизик Юрий Балега. Вот так, мы, холопы, сами попросили барина землицу-то прибрать, а он, милостивец, изволил согласиться!

И насчёт укоса пшеницы вице-президент Балега, кажется, ничего не знает: «Кто же будет пшеницу косить? Там было скашивание сорняков по предписанию местных властей. Там был скошен борщевик в огромном количестве, который там рос. А вот пшеницу… Вряд ли найдётся какой-то разумный человек, который придёт и скосит пшеницу в поле!»

Походя, не выезжая, не разговаривая с сотрудниками отдела, академик обвинил их (и редакцию «АН»!) во вранье. Хорошо бы извиниться, господин вице-президент РАН. Не перед нами, а перед учёными, которые завершили 100-летнюю работу. И первыми в мире вывели многолетний сорт гибрида пшеницы! Первыми в мире. К слову сказать, что когда косилки «домовят» рубили в труху наше национальное достояние, американский бюджет выделил 10 млн долларов на выведение своей трититригии.

Но, с другой стороны, Юрий Юрьевич прав: разумных людей, с общечеловеческой точки зрения, в ДОМ.РФ не наблюдается. Поэтому давайте им всё отдадим сами, без всякой правительственной комиссии, пусть продают. Другого они всё равно не умеют. Барину виднее, не так ли?

Кстати, именно эти 7, 5 га, на которых, по мнению вице-президента РАН, рос то ли борщевик, то ли неведома зверушка, сейчас выставили на продажу. 1 миллион 435 тысяч рублей! За 7, 5 га платиновой истринской земли. При реальной цене 1 сотки в 2000-2500 американских рублей! Кому не лень, можете перемножить. И сами убедитесь в разумности существования самой идеи дома, который строит Мутко… Хотя, возможно, для отдельных граждан, в том числе из РАН, это чертовски разумно в плане личного благополучия. Ведь сумел же кто-то убедить честнейшего Балегу в ненужности этого кусочка земли.

30 сентября состоялось очередное заседание чрезвычайной комиссии по ликвидации российских науки и образования. Согласно решению теперь под замес попали: Ивановская сельхозакадемия, Ивановский же государственный политехнический университет, Братский госуниверситет, Кемеровский госуниверситет, а ещё Вятский ГУ, Институт горного дела Сибирского отделения РАН и т.д.

Напомнил ли президент Сергеев президенту Путину о моратории на отчуждение имущества академии? Проинформировал ли своего Верховного главнокомандующего, что псари «забили» на его, Путина, распоряжение? Сообщил ли о настоящем российском прорыве, который почти уничтожили лощёные мутковские холуи? Это, как говорил товарищ Сухов, «вряд ли!», ведь суперкомпьютер из чужой элементной базы (своей-то нет!) важнее! Да и расстраивать царя-батюшку как-то нехорошо…

Дела флотские. Скорбные

2020 год – это скорбный год для российского научного флота, океанологии и российской Арктики. В этом году стало понятно, что ни флот, ни Мировой океан, ни даже наше углеводородное всё – Арктика – представителям ультрамонетарной бензоколонки больше не нужны. Нет, блестящие бусы в виде супердорогих и явно мало востребованных, возможно, построенных к 2024 сакральному году двух новых научных судов, конечно, подарят. Правда, они будут либо у стенки ржаветь, либо китайцев в когда-то русскую Арктику возить.

Откуда такой пессимизм? Как ни странно, но из официальных документов Миннауки. Вот что, например, пишет в редакцию госпожа Голубева, суровая, как весь научный флот: «В марте текущего года направлен запрос департамента о выделении субсидии на проведение ремонтов судов в запрашиваемом Институтом океанологии РАН объёме, однако в связи с нехваткой средств на проведение ремонтов НИС в соответствии с заявкой ИО РАН, данный вопрос на решение Бюджетной комиссии Минобрнауки не вынесен».

Далее Наталья Голубева, которая отвечает за весь российский научный флот, отчитывается: «С 2016 года на проведение капитальных ремонтов НИС «Академик Мстислав Келдыш» было выделено… 194, 8 млн рублей, в т.ч. в 2016 г. – 44, 4 млн рублей, в 2017-м – 67, 9 млн рублей, в 2018 г. – 82, 5 млн рублей». Да, но только вот по ремонтным ведомостям, которые пишутся после каждого рейса, надо было каждый год выделять на 100 млн больше.

То есть суда, которые ходят по бушующим морям и океанам, ремонтируют не так, как надо, а на сколько хватает денег. У вас в машине не работают тормоза, но денег хватило только на ремонт фары. Вот и ездим по МКАД без тормозов, но с горящей фарой! «Денег нет! Но вы, это, держитесь!» – девиз российской бюрократии.

Так что до 2024 года, когда, может быть, будут построены два новых научных судна (судя по цифре 28 млрд, они будут с золотыми гальюнами), действующих судов просто не останется на плаву. И дай-то бог, чтобы они не ушли под воду вместе с судовой и научной командами, где-нибудь в Антарктике из-за дешёвого ремонта! А это порядка 150 душ…

Говорил ли об этом президент РАН Сергеев президенту Руси Путину? Напомнил ли, что с того момента, когда последний повелел каждый год выделять миллиард рублей на флот, прошли годы. За это время г-жа Набиуллина так ё…, простите, уронила российский рубль, что огромный миллиард скукожился миллионов до трёхсот. И сейчас скорняки шьют из одной мышиной шкурки десять шапок. Вряд ли Александр Михайлович решился так огорчать Владимира Владимировича, ох вряд ли!

А ведь роль ушедших шутов вполне могли бы взять на себя учёные. Причём не ниже академика. Стипендия пожизненная в 100 тыс. ежемесячно, пока ещё всемирная научная известность, давно приватизированные прекрасные квартиры и дачи. Что ещё нужно, чтобы встретить старость? Может быть, ещё только одно: говорить в глаза царям именно то, что ты думаешь, а не то, что велит протокол или даже расчётливый разум? Ведь говорить правду «легко и приятно»…

Но пока их диалог звучит как в одной пьесе Евгения Шварца:

Первый министр: Ваше Величество! Вы знаете, что я старик честный, старик прямой. Позвольте мне сказать вам прямо, грубо, по-стариковски: вы великий человек, государь!

Король (он очень доволен): Ну-ну! Зачем, зачем!

Первый министр: Нет. Мне себя не перебороть… Простите мне мою разнузданность – вы великан! Светило!

Дайте уже слово настоящим шутам!



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте