В марте 2018 года 10 человек обвинили в создании экстремистского сообщества «Новое величие». По версии следствия, восемь молодых людей и две девушки планировали государственный переворот, народные восстания, создание временного правительства и даже принятие новой Конституции. Однако далеко не все согласны с этой позицией.
«Новое величие» начиналось как простой чат под названием «Клуб любителей растений», который затем переименовали в «Будущее России сегодня», а после – в то самое «Новое величие». Изначально группа молодых людей обсуждала взгляды на жизнь, а затем общение всё чаще стало сводиться к политике. В итоге ребята начали проводить очные встречи в помещениях, которые на собственные средства арендовал один из участников – Руслан Д. (впоследствии он проходил по делу как свидетель).
Именно Руслан Д. и настоял на создании «Нового величия», устав для которого написал сам. Он также собирал деньги на нужды группы и решал часть организационных вопросов. Ребята не особо интересовались этими делами и лишь периодически принимали участие в акциях и митингах, среди которых «Забастовка избирателей», «Марш Немцова» и защита троллейбусов. Сами участники «Нового величия» не провели ни одной политической акции, однако особое внимание правоохранительных органов привлекли так называемыми «тренировочными сборами», в ходе которых молодые люди встречались на заброшенном заводе и стреляли по мишеням из ружья. В последствии ребят обвинили в том, что во время этих упражнений они якобы ругали власть и полицию, а вместо мишеней представляли силовиков в бронежилетах.
Защитники участников дела утверждают, что создание «Нового величия» – провокация со стороны правоохранительных органов. Адвокаты уверены, что без давления Руслана Д. организации не было бы. В качестве подтверждения своих слов они приводят переписку участников «Нового величия», в которой некоторые из них хотят покинуть организацию, но мужчина уговаривает их остаться. Помимо обвиняемых, в организацию входили трое внедрённых сотрудников правоохранительных органов: полицейские Максим Расторгуев, Юрий Испанцев, а также росгвардеец Руслан Кашапов. Впоследствии они и дали показания против фигурантов дела. Однако в ходе расследования громкого дела общественность узнала не только о провокациях и внедрении оперативников в компанию молодых ребят, но и о страшных пытках и насилии, которым подверглись мужчины и девушки, и которые сильно пошатнули их здоровье.
В настоящее время участникам «Нового величия» уже вынесен приговор. Суд приговорил Петра Карамзина и Вячеслава Крюкова к 6,5 и 6 годам колонии общего режима соответственно. Условное лишение свободы получили Дмитрий Полетаев, Максим Рощин, Мария Дубовик и Анна Павликова (6 лет, 6,5 лет, 6 лет и 4 года соответственно). Но самое суровое наказание досталось Руслану Костыленкову – 7 лет колонии общего режима. Именно этого молодого человека принято считать лидером «Нового величия».
Несмотря на то, что судебный процесс над молодыми людьми завершён, их родные и близкие надеются добиться справедливости посредством апелляции. «Аргументам недели» удалось пообщаться со знакомыми так называемого лидера «Нового величия» Руслана Костыленкова и выяснить, каким его знают друзья и действительно ли он мог возглавить экстремистское сообщество.
Руслан Костыленков – кто он и почему люди готовы за него бороться?
Полицейские задержали Руслана Костыленкова 15 марта 2018 года – в этот день молодому человеку исполнилось 25 лет. Впоследствии он признался, что заметил слежку за несколько дней до ареста, но даже и не думал сбегать – а зачем, если не сделал ничего плохого?
Во время следствия положение Костыленкова резко отличалось от ситуации, в которой оказались его товарищи. К молодому человеку не пускали на свидания посетителей, объясняя это тем, что видеться с заключёнными могут только родственники. Но Руслан – сирота, и помимо друзей прийти к нему некому. Молодой человек лишился мамы еще в детстве – женщину убили, когда ему было всего 12 лет. А за время нахождения в СИЗО у Костыленкова не стало и отца.
«Даже если рассматривать остальных ребят, то за них боролись их родители, регулярно выходили на пикеты и делали всё, что могли. А у Руслана нет семьи, которая может за него вступиться. И это большую роль сыграло, ведь когда за Руслана выходят какие-то девочки, которые с ним просто знакомы, это выглядит как фан-клуб, страдающий по герою. У нас не получается донести до широкой общественности, что у него больше никого нет. Руслан писал в письмах, что иногда ему кажется, будто он остался совсем один, и это страшно. Единственная поддержка – письма, которые ребята получают. Руслан часто говорит, что многие люди пишут, а затем перестают писать, потому что или устают, или не верят уже, или пишут в моменте, а потом не хотят продолжать общение, и это очень тяжело», – рассказала близкая подруга Руслана Нина.
Друзья помогают не только словами. Во время заседаний по делу «Нового величия» они регулярно приходили в зал суда, собирали подписи в поддержку участников «Нового величия» и даже устраивали одиночные пикеты, которые, согласно российскому законодательству, разрешены и не требуют согласования с властями. В ходе такого одиночного протеста задержали и подругу Руслана. Девушке грозит штраф, однако она не намерена опускать руки и прекращать борьбу. Люди, поддерживающие Костыленкова и остальных ребят, вообще не ставят деньги на первое место. Для них в этом деле главное – справедливость.
«Когда я собирала за него поручительства, очень много людей, абсолютно разных, пришли и поставили за него свои подписи. Мы собрали 300 с лишним подписей. Приходили его знакомые художники, актёры, оперная певица из Большого театра, спортсмены, бабушки, ребята правых взглядов, программисты – абсолютно разные люди. Поручились за Руслана не только те, кто знал его лично, но и очень много людей, которые просто слышали о ходе этого дела. Я их предупреждала, что если Руслан вдруг решит сбежать, то мы все получим штраф в 10 тысяч рублей. На это они отвечали, что плевать, пускай лучше бежит – главное, чтобы его больше не пытали и над ним не издевались, он этого не заслужил. Такая реакция была абсолютно у всех. Причем подписи собирали по всей России. Это показатель», – считает Нина.
Знакомые Костыленкова все как один отзываются о нем тепло и даже с некой долей благодарности. Многие из них утверждают, что Руслан – тот человек, который всегда был готов прийти на помощь, пусть даже и в ущерб себе.
«Добрый парень, всегда стремился к справедливости, любой конфликт старался решить мирно. У него если и была агрессия, то только в ответ на агрессию. Да и то он пытался решать все вопросы на словах. Он своеобразный парень, где-то в своем мире. Часто любил в одиночку что-то делать, никогда никого не посвящал ни во что. Я со школы помню, что он хоть и одиночкой был, но другие всегда вокруг него собирались. Есть публичные люди, которым нужна аудитория, а для Руслана не имело значения, есть ли у него последователи. Если у него была идея, то он её реализовывал», – поделился воспоминаниями о Костыленкове его знакомый Максим.
«Был момент, когда мы не виделись с ним несколько месяцев, а потом я попала в больницу, причём очень неожиданно. Еще даже мои родители не успели приехать, а Руслан уже был там. Я даже не знаю, откуда он узнал, что я в больнице. Я лежала в палате и вдруг услышала его бас: «Извините, а Вы не знаете, где тут госпожа В…?». Он как будто не из этой эпохи, у него очень интересные речевые обороты. Руслан всегда говорит «госпожа», «господин», общается с лёгкой иронией, но при этом очень литературно, люди так не говорят. Он первый навестил меня, принес конфет, цветов. Это было приятно и мило. В этом весь Руслан. Он появляется неожиданно в самый нужный момент», - добавила Нина.
«Руся Хотьковский»
В родном подмосковном Хотьково Руслана знают если не все ровесники, то очень и очень многие. Неутомимый активист, Костыленков всегда старался оказывать содействие властям в решении городских проблем, а местным жителям – помогать с личными вопросами. Руслан не гнушался убирать мусор на набережной небольшой речушки или на детских площадках, сажать деревья – чтобы землякам было комфортнее отдыхать на природе.
«В Интернете он вел группу, где участники пытались решать общественные вопросы. Был еще «Трезвый двор». Ребята ходили по дворам и паркам и указывали людям на то, что они не имеют право курить и распивать алкоголь в общественных местах, мусорить. Интересовался Руслан и городским Интернет-сообществом, подавал идеи, как привлечь людей в группу, какие вопросы освещать, чем заинтересовать и так далее. Он считал, что нужно обсуждать именно проблемы города. Недаром его все знают именно как Русю Хотьковского», - рассказал Максим.
Много друзей Руслан нашел, когда еще в подростковом возрасте придумал так называемые «Трезвые забеги» – спортивные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек.
«Для меня Руслан был авторитетом в плане трезвости. Мало кто на забегах был действительно ЗОЖником. Многие рано или поздно всё равно выпивали, молчу уж про курение. А Руслан вёл действительно здоровый образ жизни, хотя спортсменом и не являлся. Руслан очень добрый человек, он помогал даже малознакомым людям. Жизнерадостный, открытый к общению», – рассказала подруга Руслана Анжелика.
«Он по натуре пассионарий, вокруг него всегда собираются люди. Например, его «Трезвые забеги», на один из которых пришло около 200 человек. И это всё молодежь. Мы все понимаем, что значит для небольшого подмосковного города, когда 200 ребят отказываются от алкоголя и идут бегать. Это вообще сложно себе представить, но Руслану всегда как-то хорошо удавалось подобное», - согласилась с ней Нина.
Не менее нашумевшим оказался и проект Костыленкова «Белые совы», в рамках которого молодые люди через соцсети выявляли педофилов, а затем сдавали их органам правопорядка. Однако эта деятельность Руслана пришлась не по душе некоторым сотрудникам городской полиции.
«Ребята находили человека (педофила – прим. ред.), разговаривали с ним, давали понять, что так делать не нужно. Ни разу не видел, чтобы в процессе применялось насилие. Всё заканчивалось тем, что человека просто сдавали в полицию. Вызывали наряд на место или сами приводили. У нас город маленький, Руслан общался и с нашей полицией, и с участковыми, он всех хорошо знал и его все знали. Идеей «Белых сов» было пресечение педофилии. И Руслан своими действиями показывал, что наши правоохранительные органы вообще не работают, даже в маленьком городе. Им на это было плевать. Никто этим не хотел заниматься. Когда убьют – обращайтесь. Он многим мешал. Он им (полиции – прим. ред.) лишнюю работу подкидывал. Если заявление поступило, то они обязаны его обработать. Со стороны полицейские с Русланом вроде по-дружески общались, у него даже их номера телефонов были. Но за глаза говорили о том, что опять он, надоел и так далее. Руслан хотел добиться какой-то справедливости со стороны властей, правительства, сплотить людей. Он верил, что люди должны быть друг за друга», – поделился Максим мнением о деятельности Костыленкова в «Белых совах».
Не соответствует образу жертвы
Для знакомых Руслана видео с его «признанием» в создании экстремистского сообщества «Новое величие» стало настоящим шоком. Вместо волевого и задорного молодого человека на экране пред ними предстал измученный и уставший мужчина. Друзья Костыленкова уверяют, что на записи будто другой человек – с несвойственной ему мимикой и жестикуляций, абсолютно без эмоций.
«Обычно Руслан когда говорит, то жестикулирует, брови скачут и так далее, как настоящий оратор. Он какое-то время даже изучал ораторское искусство. И когда он говорит, его слушаешь. Вообще Руслан очень легко к себе все внимание притягивает. И даже когда он в суде выступает, то спина всегда прямая, в речи паузы, говорит размеренно и привлекает к себе внимание. А там видно, что он избитый», – отметила Нина.
«Я более чем уверен, что его заставили это сказать. Будто другой человек перед камерой сидел. Руслан всегда чётко высказывал свою позицию, не как на записи. Он сказал то, что от него хотели услышать», - добавил Максим.
Друзья Костыленкова уверены: он обладает лидерскими качествами, но ни за что не стал бы возглавлять организацию, пропагандирующую насилие. По их словам, молодой человек хоть и стремился «изменить мир», но всегда находил для этого более гуманные способы.
«Его погубила его же доброта. Люди нашли его слабости, интересы. Видимо, кому-то нужно было громкое дело, и Руслан подошёл на роль лидера. Его выставили главным, устроили показательную порку. Эта огласка вокруг дела – намек остальным, что так поступать не надо. Сиди спокойно, и ничего с тобой не будет. Человеку жизнь сломали. Основная его вина в том, что он повёлся на все это», – считает Максим.
В свою очередь, Нина подчеркнула, что даже в позиции заключённого Костыленкова невозможно воспринимать как виновного. «На судах девочки плачут сидят, зажатые все, голос дрожит. А Руслан единственный с прямой спиной, улыбается, говорит чётко и уверенно. Его может и хотелось бы жертвой сделать, чтобы удобнее было защищать, а не получается. Он не соответствует этому образу», – добавила она.
Близкие Руслана Костыленкова уже подали апелляцию, и теперь надеются, что при повторном рассмотрении дела суд услышит их голоса и смягчит наказание для молодых людей. Однако обжаловать приговор участников «Нового величия» намерены и в прокуратуре. По мнению стороны обвинения, решение суда оказалось слишком мягким для подобного проступка. Прошение ужесточить приговор фигурантам дела представители надзорного ведомства подали спустя почти два месяца после объявления официального приговора, хотя законодательно прокуратура имеет право не согласиться с приговором и внести представление в течение месяца. Дату рассмотрения апелляции сначала перенесли с сентября на октябрь, а затем и вовсе на середину ноября. А до тех пор Костыленкову и остальным приговорённым остается лишь ожидать решения своей дальнейшей судьбы.