Статистика уверяет, что Сибирь нас по-прежнему обеспечивает: нефть, газ, лес, алюминий и другие ресурсы дают три четверти нашего экспорта. А если бы Сибири не было, то экспорт России стоил бы меньше, чем у Чехии.
Но в то же время среди 10 самых дотационных регионов 5 находятся за Уралом, на одну Якутию выделяют более 50 млрд рублей в год. Из Сибирского федерального округа бежит население, хотя в начале XX века миграционные потоки шли из перенаселённого Нечерноземья на восток – и это выглядело более естественным. Промышленность СФО – это добыча и первичная переработка ресурсов, ничего похожего на инновационные производства соседних азиатских стран. Многие кладовые ресурсов вычерпаны практически до дна, а ввод в строй новых идёт с громким скрипом. У Сибири практически нет роста ВРП уже 12 лет, хотя столь же малонаселённая Монголия прирастает до 22% в год без всякой нефти.
Ничего удивительного: во времена царской империи Сибирь институтами напоминала Америку – максимум самостоятельности для частника, минимум вмешательства государства в его дела. А сегодня подход Москвы колониальный: забюрократить как можно больше процессов, а все лакомые куски распределить между «своими».
Давно замечено, что макроэкономические прогнозы и всевозможные стратегии в России могут не иметь вообще никакого отношения к реальности. Скепсис сибиряков относительно московского великодержавия питается ещё и близостью бурно развивающихся азиатских стран.
Подробности читайте в свежем номере "Аргументов недели".