Аргументы Недели Нижний Новгород → Общество № 39(733) 7–13 октября 2020 г.

Нижегородцы поменяли мнение о школьном образовании

, 16:10

Всего за один год мнение нижегородцев о современном школьном образовании кардинально изменилось — результаты социологического опроса.

В прошлом году более половины нижегородцев (51%: 16% — значительно, 35% — немного) считали, что нынешний уровень школьного образования лучше того, который существовал во время их учебы. В 2020 году так ответили лишь 21,6% опрошенных (6,9% — значительно, 14,7% — немного), то есть почти в 2,4 раза меньше. Вдвое больше стало тех, кто считает, что в их время учили лучше, чем сейчас: 45% против 21,9%. При этом незначительное ухудшение отметили 31% (в 2019 году — 12,1%), а значительное — 14% (9,8% — в 2019 году), то есть каждый седьмой опрошенный.

Следует отметить существенное различие в оценке уровня школьного образования горожанами и сельскими жителями. Так, подавляющее большинство горожан уверены, что уровень не изменился (30,8%), а если и поменялся, то незначительно: 13,0% — в положительную сторону, 35,5% — в отрицательную. Кардинальное ухудшение отметили 12,3% жителей Нижнего Новгорода, а существенное улучшение – только 0,7%. Мнения сельских жителей в спектре «хуже-лучше» распределились более равномерно. Радикальные изменения заметили примерно трое из десяти (15,0% – положительные, 16,2% – отрицательные), незначительные — четверо из десяти (16,9 и 25,2% соответственно). Остальные либо не заметили изменений (13,5%), либо затруднились с ответом (13,2%). Представляется, что полученные результаты дают повод в очередной раз говорить о существенной, к сожалению, разнице в качестве преподавательского состава городских и сельских школ.

Максим Лубяной, директор Института проблем социального управления:

— Существенные изменения за год претерпела оценка нижегородцами первоочередных задач, стоящих перед учителем. Если годом раньше больше всего голосов (19,8%) набрала задача «Формировать нравственные ценности и нормы поведения», то сейчас она отодвинулась на шестое место (7,7%). Меньше голосов — 4,4% — набрала только необходимость воспитывать в детях патриотизм. Зато требование «Давать глубокие знания по базовым предметам» совершило такой же маршрут, но в обратном направлении: было 9,8%, стало 32,0%. Похоже, режим самоизоляции и дистанционного обучения во время пандемии заставил людей переосмыслить то, чему действительно должен учить учитель. Люди вживую увидели учебный процесс: как сейчас учат, чему учат, — и поняли, что «что-то пошло не так».

Социологический опрос «Нижегородцы о современном школьном образовании» проведен по инициативе Научно-исследовательского института проблем социального управления 29 сентября 2020 года на территории Нижегородской области. Выборка комбинированная — общеобластная районированная, опрошено около 1200 респондентов. Выборка пропорционально распределена относительно численности населения, пола, возраста. Доверительная вероятность – 97%, доверительный интервал ±3,68%. Метод сбора данных – опрос на улице по месту жительства респондентов. В представлении результатов опроса использованы материалы аналогичного опроса, проведенного в сентябре 2019 года.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram