Сколько веревочке беззакония ни виться, но близок час, когда в деле о захвате ростовского предприятия — СЗАО «СКВО» — будет поставлена жирная точка.
Чеченские следователи под контролем республиканской прокуратуры в скором времени могут предъявить обвинение группе лиц в хищении денежных средств СЗАО «СКВО». Есть основания предполагать, что данные обвинения могут быть предъявлены нынешнему руководителю Анне Касьяненко и ее окружению.
После взбучки, которую получила Прокуратура Ростовской области от Генпрокуратуры РФ по делу СЗАО «СКВО», лишились своих постов прокурор Баранов и его заместитель Рощин, а отмененное ими в 2019 году постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ в отношении Елены Касьяненко и неустановленных лиц, которое касалось присвоения наследства Дениса Касьяненко — сына покойного депутата Владимира Касьяненко, направлено на дополнительную проверку. Если причастность Анны и Елены Касьяненко к рассматриваемым следствием уголовно-правовым эпизодам будет установлена, а фигуранты будут признаны судом виновными, можно будет прямо сказать: захват активов предприятия и вывод средств являются спланированной схемой личного обогащения.
Наша газета долгое время следит за судьбой ростовского предприятия — СЗАО «СКВО», чьи активы подозрительным, как нам кажется, таким образом осели в руках второй жены покойного депутата Ростовского заксобрания и владельца ростовского сельхозпредприятия — СЗАО «СКВО» — Владимира Касьяненко Елены Григорьевой и его приемной дочери Анны Григорьевой. А первая жена — Лидия — и его сын Денис Касьяненко остались ни с чем и вынуждены защищать и доказывать свои права в судах и в следственных органах. В противовес сомнительной позиции уже уволенного прокурора Ростовской области Баранова и его зама Рощина Прокуратура Чеченской Республики и чеченские следователи обнаружили доказательства хищения денежных средств предприятия и возбудили уголовное дело по факту. По данным следствия, неустановленные лица из числа руководителей и владельцев предприятия (из открытых источников известно, что компанией сейчас управляют Анна и Елена Касьяненко) сняли со счетов предприятия более 23 миллионов рублей, используя подставных лиц как в России, так и за рубежом, а также банковские терминалы города Урус-Мартана в Чеченской Республике. Расследователи газеты «Версия», например, в своем материале "Решающая битва за СКВО" выразили предположение о том, что к хищению и обналичиванию денег СЗАО «СКВО» могли быть причастны бывшие ростовские полицейские — заместители директора фирмы Анатолий Ефанов, он же муж Анны Касьяненко, и Виктор Изотов, а также их подопечный Андрей Солодовников.
Ключевым звеном в схеме вывода средств, по мнению журналистов НТВ, на днях выпустивших материал по теме СЗАО «СКВО», являлась домработница Анны и Елены — Розалия Леонидова, которая была оформлена на должность помощника директора СЗАО «СКВО», но продолжала заниматься уборкой в доме Анны и Елены, что позволяет предположить, что ее «работа» в должности помощника директора была фиктивной. При этом через банковские карты женщины со счетов предприятия выводились и обналичивались третьими лицами миллионные суммы.
По информации адвоката Александра Толстоконева, в Чеченской Республике расследование данного инцидента находится на решающей стадии, несмотря на встречное сопротивление.
— Мы предполагаем, что Анна и Елена Касьяненко, понимая, что они могут быть привлечены к уголовной ответственности в рамках расследования настоящего дела, могли предпринимать активные попытки развалить уголовное дело в Грозненском районном суде. При этом у нас есть основания предполагать, что от суда был скрыт тот факт, что ранее Верховным Судом Чеченской Республики была подтверждена законность возбуждения дела по хищению денег в СЗАО «СКВО»,— сообщил Толстоконев.
Напомним: 22 января 2020 года было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ следователем Ачхой-Мартановского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета по Чеченской Республике по заявлению Розалии Леонидовой о хищении 280 тысяч рублей, затем дело было переквалифицировано на ч. 4 ст. 159 УК РФ с учетом показаний Леонидовой и Дениса Касьяненко о том, что с февраля 2016-го по ноябрь 2019 года со счетов предприятия было похищено более 23 миллионов рублей. Постановлением от 12 февраля 2020 года потерпевшим признан акционер СЗАО «СКВО» Денис Касьяненко, а шестого марта этого года потерпевшей официально признана Розалия Леонидова. Законность возбуждения уголовного дела подтверждена постановлением от 11 марта 2020 года судьи Урус-Мартановского городского суда и апелляционным постановлением Верховного Суда Чеченской Республики от десятого июня. По решению республиканской прокуратуры весной 2020 года дело передано в Следственное управление МВД РФ по Чеченской Республике и находится в производстве старшего следователя отдела по расследованию бандитизма и деятельности организованных преступных сообществ Следственного управления МВД РФ по Чеченской Республике Р. М. Халидова. Срок следствия продлен до 22 октября 2020 года.
В конце августа в Ростовской области группа следователей под руководством Халидова провела выездную следственную проверку сельхозпредприятия — СЗАО «СКВО», была, по данным адвоката Толстоконева, истребована банковская документация по счетам предприятия, а также внутренняя бухгалтерская, кадровая и юридическая документация. Кроме того, чеченские следователи повторно взяли показания Розалии Леонидовой, а также имели возможность лично допросить руководство СЗАО «СКВО» и провести необходимые очные ставки с представителями компании, которые могли участвовать в возможном отмывании похищенных денег как на территории Чеченской Республики, так и за пределами России, в частности в Австрии.
Адвокат Толстоконев полагает, что материалов, собранных следственной группой, может оказаться достаточно для предъявления Елене и Анне Касьяненко, а также Анатолию Ефанову, Виктору Изотову, Андрею Солодовникову и ряду других лиц обвинения по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество) и передачи дела в суд. По его словам, сторона потерпевших готова в ближайшее время предоставить информацию о том, как деньги СЗАО «СКВО» могли отмываться в Австрии и как оппоненты пытались замять уголовное дело в Чеченской Республике.
По официальным комментариям адвокатов Розалии Леонидовой, оппоненты пытаются лишить ее права быть потерпевшей и заявителем по уголовному делу и надеются, что это позволит прекратить дело о хищениях в СЗАО «СКВО». Они обратились для этого в суд Заводского района Грозного, умолчав о решениях Урус-Мартановского городского суда и Верховного Суда Чеченской Республики, которые признали законность возбуждения Следственным управлением Следственного комитета РФ по Чеченской Республике уголовного дела по заявлению Леонидовой.
Следователи предполагают, что выявленные следствием хищения средств сельхозпредприятия являются результатом схемы, разработанной в 2015 году после смерти депутата Касьяненко. После себя он оставил активы образцового хозяйства, которые целиком достались второй жене Владимира Касьяненко — Елене Григорьевой (Касьяненко) — и ее дочери от первого брака — Анне Григорьевой. В результате был лишен наследственных прав и возможности контроля над имуществом сын депутата от первого брака Денис и нарушены права на выдел супружеской доли в имуществе, приобретенном во время первого брака, бывшей жены Лидии. Последние в судах доказывали незаконность реализованного перехода прав на имущество. По мнению потерпевших, ряд документов, проходивших по этому делу, был сфальсифицирован. К их числу потерпевшие относят карандашные приписки в похозяйственной книге, а также полицейские рапорты, которые долгое время позволяли убеждать суды в том, что Елена проживала с Владимиром с 1994 года, несмотря на то что брак с первой женой был расторгнут только в 2007 году.
В 2019 году заместитель руководителя первого отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области Абу Магомедов собрал массу доказательств, указывавших на возможность совершения мошенничества, и 14 июня 2019 года возбудил уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ по фактам хищения у Дениса и Лидии Касьяненко прав на доли в наследственной массе умершего Касьяненко в особо крупном размере. Однако 18 июня 2019 года заместитель прокурора Ростовской области Алексей Рощин (теперь уже бывший) отменил это постановление, а его вышестоящий начальник — прокурор Ростовской области Баранов (также уже бывший) — его поддержал.
Денис и Лидия Касьяненко посчитали это решение незаконным и обратились к Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову и руководству СК РФ с требованием его отменить. Вполне вероятно, что именно из-за этой истории Рощин и Баранов лишились своих должностей.
Резкий комментарий по этому поводу дал журналистам НТВ адвокат Генрих Хачатуров:
— Лица, захватившие предприятие и лишившие прав законных наследников, состоящие из бывших сотрудников полиции Ростовской области, уже несколько лет беспрепятственно разворовывают миллиардный актив, выводя средства через подставных лиц и щедро оплачивая при этом услуги высоких покровителей. Восемнадцатого июня 2019 года бывший заместитель прокурора Ростовской области Рощин лично отменил постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ, вынесенное СУ СК РФ по Ростовской области, а все попытки руководства ростовского управления СК отстоять свою процессуальную позицию встретили прямое сопротивление бывшего прокурора Ростовской области Баранова, который лично довел до правоохранителей региона запрет на любые действия в отношении своих «подопечных» из СЗАО «СКВО», чем окончательно подорвал свой авторитет. После того как Генеральным прокурором РФ был назначен Игорь Краснов, в Ростовскую область была направлена комиссия с проверкой, в том числе по нашим неоднократным заявлениям в отношении руководства прокуратуры региона.
По жалобе адвоката Генриха Хачатурова 29 сентября 2020 года и. о. руководителя СУ СК РФ по Ростовской области Шищенко отменил постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по факту возможного хищения наследственного имущества Владимира Касьяненко, потому что оно вынесено преждевременно, по неполно исследованным обстоятельствам. Материалы направлены во второй отдел по расследованию особо важных дел для проведения дополнительной проверки, во время которой планируется: проверить законность действий нотариуса Ларионова, который оформлял отказ от наследства Дениса Касьяненко; изучить документы о проживании и регистрации Владимира Касьяненко; провести служебную проверку сотрудников полиции, которые подготовили, на наш взгляд, сомнительные документы о проживании депутата с Еленой Григорьевой до расторжения брака с законной супругой; дать юридическую оценку сведениям о внесении карандашных приписок в похозяйственные книги бывшей главой поселения Люлюмовой, а также выполнить иные проверочные действия, направленные на принятие по результатам проверки сообщения о преступлении окончательного процессуального решения.
Иными словами, вопреки жесткому сопротивлению отдельных лиц в СЗАО «СКВО», совместные усилия чеченских и, надеемся, ростовских следователей позволят переломить ситуацию и дать объективную процессуальную оценку информации о хищении имущества предприятия.
Так бывает, что, получив власть над чужими активами и чувствуя себя временщиками, злоумышленники пытаются поскорее опустошить кубышку. Ведь после того, как имущество вернется к законному владельцу, аудит предприятия обязательно вскроет их тайные схемы и махинации.
Почему, спрашивается, после признания судом Дениса Касьяненко законным акционером СЗАО «СКВО» его физически не подпускают к управлению хозяйством? На этот вопрос в скором времени ответят правоохранительные органы.
Мы будем следить за развитием ситуации.