На прошедшей неделе ВЦИОМ обнародовал результаты опроса «Итоги туристического лета – 2020 в период постпандемии». Некоторые ответы респондентов привлекли наше внимание. Например, на вопрос «Самостоятельно ли планировали отдых или через туристические фирмы?» ответ «Через турфирмы» дали всего 10% опрошенных, хотя в 2019 году таких было в два раза больше, 20%. Учитывая пандемию, просадка в два раза – не самый худший результат для туротрасли.
ОТМЕЧАЯ, чем их привлекли турфирмы, респонденты традиционно отвечали, что турфирмы «лучше организованы» (чем кто?!), предлагают услуги «всё включено» и, главное, что мы уже отмечали не раз, «сделают всё за тебя». Главный недостаток турфирм, отмеченный участниками опроса, – «дорого». Но этот ответ скорее лежит в области психологии, нежели показывает реальное соотношение дел.
Ответы на вопрос «Что понравилось в путешествиях по нашей стране?» в порядке убывания расположились так: природа, погода, море, новые места, безопасность. Не понравилось: цены и стоимость проезда, дороги, уровень сервиса (нет комфорта за приемлемые цены), мало возможностей для лечения.
Разумеется, мы не могли пройти мимо вопроса «Воспользовались ли программой туров по России с кешбэком?», и ответы на этот вопрос показали очевидное: «нет» – 99%, «да» – 1%. Впрочем, это было понятно и по финансовым итогам «чёрной пятницы» от Ростуризма. А вот то, что впервые услышали про кешбэк за туры по России от интервьюеров ВЦИОМа 30% опрошенных, – это очень показательные цифры организации работы Ростуризма. А ответ «Что-то слышал» дали 51% опрошенных!
Распродажа родины №2
30 сентября правительство выпустило постановление №1567, в котором дало второй шанс Ростуризму. Большинство ошибок было учтено и исправлено, а главное недоразумение – организацию, логистику и элементарное дружелюбие сайта продаж (мирпутешествий.рф) – «АН. Туризм» протестирует с 15 октября по 5 декабря, во время второго окна продаж туров по России с кешбэком.
Из новых организационных моментов второго тура отметим, что минимальная продолжительность тура или проживания в гостинице сокращена с 4 до 2 ночей, минимальная стоимость путёвки больше не ограничивается, а максимальный возврат будет составлять 20% стоимости тура, но не более 20 тыс. рублей. Срок предоставления туристической услуги продлевается до 10 января 2021 года, и теперь в программе смогут участвовать и туристические агрегаторы.
Комментирующие данное шоу чиновники постоянно подчёркивают, что это уникальное явление в мире, больше никто и нигде, мол, такого не делает. Странный, если вдуматься, аргумент, ну да ладно. Зато есть повод рассказать, кто и как оживляет туризм в мире.
Например, на Мальдивах 1 декабря заработает программа Maldives Border Miles («Пограничные мили Мальдив») – программа лояльности для туристов. Её участники будут зарабатывать баллы в зависимости от количества посещений и продолжительности пребывания. А баллы будут конвертироваться в «поощрения, услуги или преимущества» – презентовано пока так, без расшифровки. Так как чиновники везде одинаковы, эта программа тоже объявлена First of its kind (первой в своём роде), и она, несомненно, по мнению министерства туризма Мальдив, поможет развитию туристического сектора страны.
Более практичные и понятные плюшки и для туристов, и для отрасли вводятся в популярных египетских провинциях Южный Синай, Красное море, Луксор и Асуан. Иностранные туристы там будут освобождены от визовых сборов до 30 апреля 2021 года, а туркомпании, отели и другие связанные с ними учреждения не будут платить за электроэнергию, газ и воду до 31 декабря. На этот же срок продлены разрешения на отсрочку оплаты налогов и госкредитов.
Короче, каждый идёт своим путём, но самый запутанный – у Королевства Таиланд.
Тайский квест
Мы уже писали, что местные власти сделали ставку на обеспеченных лонгстееров, которые будут получать «специальные туристические визы» (Special Tourist Visa, или сокращённо STV) на 270 дней пребывания (но не менее 90). Первая группа из 120 человек прибудет на Пхукет чартером из Гуанчжоу (Китай) 8 октября.
Опубликован порядок взаимодействия соискателей на STV с оператором этих виз, Thailand Longstay Company (TLC). Он довольно запутанный и громоздкий, но уже понятно, что за оформление визы надо будет в общей сложности заплатить 12 тыс. бат (30 тыс. руб.) и иметь медстраховку с покрытием не менее 100 тыс. долларов США на лечение COVID-19.
«Мы не открываем страну, въезд всё ещё ограничен. Мы будем использовать браслеты и приложения, чтобы следить за гостями», – уточнил премьер-министр Прают Чан-о-ча. По STV королевство пока готово принимать 1200 человек в месяц. Для сравнения: в прошлом году Таиланд посетило почти 40 млн туристов.
В опубликованных правилах отсутствует, на наш взгляд, главное – нет списка государств, граждане которых могут въезжать в страну. Известно только, что ещё одна группа из Китая прибудет в конце октября, а в ноябре ожидают группы туристов из Скандинавских стран. Все туристы садятся на 14-дневный карантин и сдают на месте тест на COVID-19.
Так что российские дауншифтеры могут выдохнуть, дешёвая тайская зимовка им в этом году не светит.
Распродажей сыт не будешь
Если страны завлекают туристов по принципу «кто во что горазд», то авиаперевозчики всего мира выступают единым фронтом, стимулируя спрос распродажами. В России вслед за «Уральскими авиалиниями» распродажи на прошедшей неделе устроили сразу три авиакомпании.
Smartavia («Нордавиа» – региональные авиалинии) предлагала полёты по России от 750 рублей. Плюс авиакомпания увеличила норму бесплатной ручной клади до 10 килограммов. Nordwind Airlines («Северный ветер») – от 799 рублей, а авиакомпания «Азимут» (Ростов-на-Дону) предлагала билеты за 888 рублей. Всё это, без сомнения, превосходно, но плохо работает в условиях неопределённости и невозможности долгосрочного планирования, так как реально непонятно, что власти предпримут завтра, не говоря уж про новогодние праздники. Может быть, поэтому «Победа» вместо распродажи билетов устроила распродажу своей т.н. услуги «возврат» «всего за 1 рубль». Дождёмся ли мы понимания авиакомпаниями, что только чётко прописанные в правилах гарантии возврата денег, а не подобные платные услуги, смогут расширить горизонт покупок?
Удивительно, но к текущей ситуации не хотят приспосабливаться не только авиакомпании, но и туроператоры. Уже три из них заявили прямые чартеры из Москвы на танзанийский остров Занзибар. Но турагенты, продающие эти туры, отмечают, что предоплата 30–50% при оформлении заявки и полная оплата за две недели до вылета как-то не сильно способствуют продажам. Особенно на фоне заявлений властей, что они не допустят второй волны. Ага, плавали, знаем.
С 1 октября Республика Корея снимает запрет на транзитный проезд через территорию страны для граждан Российской Федерации. Пребывание в транзитной зоне аэропорта по-прежнему не может превышать 24 часа. Правда, пока непонятно, куда из Сеула лететь дальше? Просматривается только вариант для жителей Дальнего Востока на Западное побережье США.
В завершение обзора – информация о новом направлении. С 17 октября правительство Непала начнёт выдавать туристические визы иностранцам для альпинизма и треккинга. По прибытии – семь дней карантина и тест на COVID-19.
Приглашение к партнёрству – snn@argumenti.ru
Эффект Стрейзанд
В тюрьму за отзыв об отеле
ЭКСПАТ, учитель английского языка в Таиланде, американец Уэсли Барнс повздорил в июле этого с персоналом отеля Sea View Resort & Spa Koh Chang из-за того, что его не хотели пускать в ресторан со своим алкоголем. В итоге пустили и даже позволили не платить взнос 500 бат (1250 руб.) за принесённый напиток, но, как говорится, осадочек остался. Этот осадочек турист и выплеснул в отзывах на сервисах TripAdvisor и Google:
«Недружелюбный персонал, никто никогда не улыбается. Ведут себя так, будто им не нужны постояльцы в гостинице. Хуже всего менеджер ресторана из Чехии, крайне груб и невежлив. Найдите другое место для отдыха. Есть много других отелей с более приятным персоналом».
Как сейчас утверждают представители отеля, они пытались связаться с Уэсли на обеих площадках, но не получали никакого ответа. После чего менеджмент отеля обратился с заявлением о клевете в полицию. Два месяца спустя туриста арестовали сотрудники миграционной полиции. А так как Уэсли не мог сразу внести залог в 100 тыс. бат (250 тыс. руб.), его на двое суток поместили в тюрьму. Максимальное наказание, которое грозит Барнсу, – два года тюрьмы и штраф в размере 200 тыс. бат (500 тыс. руб.).
Сразу скажем – по нашему мнению, в этой истории «упоротые» обе стороны.
Отель, кстати говоря, имеет хороший рейтинг и на TripAdvisor (4, 5 из 5) и на Booking (8, 7 из 10). Но из-за скандала TripАdvisor был вынужден написать, что «временно не принимает отзывы об этом объекте, так как он привлёк к себе повышенное внимание в связи с недавним событием и получил большое количество отзывов, не основанных на личном опыте».
Суда ещё не было, но Уэсли Барнс уже потерял работу, а отель, как говорят, по каждому новому отзыву, «не основанному на личном опыте», уже отнёс заявления в полицию…