В Волгограде состоялся круглый стол, посвященный вопросам социального страхования. Мероприятие организовано Фондом социального страхования РФ. В качестве основных тем для обсуждения были вынесены прямые выплаты пособий и электронные сервисы ФСС.
Управляющий Волгоградским отделением ФСС РФ Павел Гладких рассказал о деятельности Фонда. Это осуществление на территории области социального страхования на случай временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также выполнение государственных обязательств по выдаче родовых сертификатов и обеспечению инвалидов средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение. Однако, главной темой этого мероприятия стало именно электронное, то есть дистанционное взаимодействие, как никогда актуальное в нынешних условиях. Многие электронные сервисы уже запущены и успешно работают. Среди них такие проекты, как Личный кабинет, Электронный листок нетрудоспособности, приложение Социальный навигатор. Благодаря им около 80% операций ФСС производится в онлайн-формате.
О новых электронных сервисах Фонда социального страхования более подробно рассказали другие спикеры. Начальник отдела информатизации Волгоградского регионального отделения ФСС РФ Алексей Стяжкин продемонстрировал возможности Личных кабинетов работника (получателя социальных услуг) и работодателя, для доступа в который используются логин и пароль Единого портала госуслуг. В личном кабинете можно найти информацию об электронных листках нетрудоспособности, выданных родовых сертификатах, о назначении страховых выплат для заболевших, о средствах технической реабилитации для людей с инвалидностью. Так же через личный кабинет можно отправить любой запрос в Фонд, касающийся оказания услуг.
Еще один доступный онлайн-сервис и путеводитель по льготам, о котором рассказал Алексей Стяжкин — это приложение “Страховой навигатор”. Его может установить на свое устройство каждый. В нем содержится информация о полагающихся льготах, можно рассчитать размер выплат, а также узнать адреса отделений социального страхования.
Начальник отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Волгоградского регионального отделения ФСС РФ Елена Демедюк рассказала о другом онлайн-сервисе — Электронном листке нетрудоспособности (ЭЛН). В своей презентации она рассмотрела модель взаимодействия страхователей и страховщиков при передаче данных ЭЛН. В приведенной статистике был отмечен повышающийся интерес работодателей к этому нововведению. В Волгоградской области выдано около 46 000 электронных листков, что соответствует 28 позиции в рейтинге по стране. А главным преимуществом электронного листка над бумажным является то, что его нельзя потерять или подделать.
С 1 июля этого года действует система прямых выплат пособий работающим гражданам. Об этом проекте рассказала начальник отдела назначения и осуществления страховых выплат застрахованным гражданам Волгоградского регионального отделения ФСС РФ Наталья Куклина. Если раньше выплаты осуществлялись через страхователя-работодателя, то теперь пособия начисляются и выплачиваются напрямую застрахованным гражданам. Способ начисления можно выбрать самостоятельно. Это может быть банковская карта (в некоторых случаях только “МИР”, лицевой счет в банке или же отделение Почты России. Спикер подчеркнула, что для жителей отдаленных поселений Волгоградской области все еще остается актуальным последний способ начисления.
В период борьбы с коронавирусом внедрение электронных сервисов особенно актуально. Реализация проектов “Электронные листки нетрудоспособности” и “Прямые выплаты” запустила механизм, позволяющий гражданам оформить больничный не выходя из дома и не контактируя с потенциальными носителями вируса.
Консультант-руководитель группы организации предоставления государственных услуг Волгоградского регионального отделения ФСС РФ Марина Сибирцева резюмировала, что электронные сервисы способствуют сокращению срока подачи документов, предполагают отслеживание оказания услуги на всех этапах. “Количество заявлений увеличилось, но электронные услуги используются гражданами не так эффективно, как могли бы ввиду коронавирусной пандемии”.
Павел Гладких, подводя итоги круглого стола, выразил надежду, что это обсуждение не пройдет незамеченным и поможет гражданам разобраться в тонкостях новых электронных сервисов фонда.