Аргументы Недели → Общество № 38(732) 30 сентября – 6 октября 2020 13+

«АН» продолжают знакомить читателей с книгой Леонида Ивашова «Геополитика русской цивилизации»

, 20:19

В издательстве «АН» вышла книга Леонида Ивашова «Геополитика русской цивилизации». Это очень примечательный и своеобразный труд, с которым мы продолжаем знакомить наших читателей.

Римское право

Трудно не признать, что нынешний мир живёт по англосаксонским лекалам. С одной стороны, есть, разумеется, и Китай, и Индия, и исламский мир, и славянский, и государства Старой Европы. Но они сохраняют более или менее традиционный уклад жизни и культуры, в основном в пределах своих собственных границ. А международные отношения строятся большей частью под диктовку англосаксов.

Так было не всегда. В прежние времена Западный мир жил, подчиняясь влиянию то Византии, то османов. Веским голосом в своё время обладали и Франция, и Германия, и Испания, и даже слабенькая нынче Португалия. На мировые процессы империя Чингисхана влияла намного сильнее, чем остров на северо-западе Европы. А чуть раньше норманны, которых ошибочно часто именуют викингами, вытряхивали душу из гордых бриттов и других народов этого острова, как доберман трясёт дохлую кошку.

Но времена меняются. Островное государство усилилось, превратилось в империю. Пальму первенства, правда, и она не удержала, передав её своей же бывшей колонии за океаном. Но образ жизни, мышления и действия передала вместе с ней.

И вот что странно. Народы, достигшие величия, обычно культивируют преемственность культуры, проводя её чуть ли не от Адама и Евы. Англосаксонский мир же постулирует утверждение, что он – наследник Великой Римской империи. По сути, это как если бы Россия заявляла, что она наследник Золотой Орды. Фактически в этом есть зерно истины. Но ещё это и признание того, что железные когорты цивилизаторов огнём и мечом привили вашим предкам-дикарям культуру, согнав с деревьев.

Тем не менее получается, что это именно так. Англосаксонский мир устроен по римскому образцу. Кроме культуры, искусства, архитектуры, системы дорог римляне привнесли в него систему государственного устройства, демократические начала и, конечно, римское право как величайшее достижение империи.

А теперь вместе с автором зададимся вопросом – а так ли соответствует гуманным началам, которыми так кичится Западный мир, пресловутое «римское наследие»? Ведь кроме государственного устройства он получил и римский образ мышления. Вот как об этом говорит Леонид Ивашов:

«...Довелось быть экскурсантом в Риме, где сами римляне-экскурсоводы с гордостью рассказывают легенду основания Рима, что его основатели, Ромул и Рем, были вскормлены волчицей, а, повзрослев, Ромул убил своего брата лишь потому, что, гадая по полёту птиц, он убедился в своём превосходстве над Ремом. При этом ни один экскурсовод, коих довелось слушать, не осуждал Ромула, не сожалел об убиенном. Всё просто: идея превосходства и вседозволенности как право сильного. Именно это обстоятельство закладывалось изначально в западные геополитические теории, концепции, доктрины и политические стратегии...»

Читайте также:
Л. Ивашов «Опрокинутый мир»

Рабство в законе

Но вернёмся к истории Древнего Рима. А она такова: завоевания, завоевания, завоевания. То есть смыслом жизни римской власти и знати стала война. Ради большой власти, богатства, роскоши, удовольствий. Пунические войны (264–241, 218–201, 149–146 гг. до н.э.), разрушение Карфагена, завоевание Сицилии, Сардинии, Корсики, Испании, всего Средиземноморья, Северной Африки и т.д. Границы империи простирались от Британии до североафриканского побережья, от западного побережья Пиренейского полуострова до Тигра и Евфрата, от Галлии до Малой Азии.

И главной производительной силой в империи и даже в республике являлись рабы. Они же – главная военная добыча. Целые побеждённые народы становились рабами Римской империи. В ряде западных исторических монографий с гордостью утверждается, что к середине II в. до н.э. римское рабовладельческое общество достигло «классической формы».

И эта «классическая форма» была надёжно закреплена в римском праве, особо почитаемом в западном сообществе. Все граждане Рима строго делились на свободно рождённых, рабов и вольноотпущенных. А вот выдержки из статьи «Исправление рабов» римского права, из знаменитого Кодекса Юстиниана, правившего Восточной Римской империей в период с 518 по 527 г. н.э.: «Рабовладельцам разрешается бить рабов дубинами, камнями, наносить смертельные раны острым оружием, жечь на огне, пытать, отдавать на растерзание зверям».

Со временем с рабами стало сложнее – катастрофически уменьшалось их количество, да и рабы что-то стали часто восставать. Так, в 532 г. в Константинополе случилось большое восстание, в течение недели власть не могла справиться с восставшими, затем обманом и силой заманила их на ипподром и там прикончила 40 тыс. человек. Этот успех считается одним из великих достижений Юстиниана.

Варвары – вестготы, остготы, вандалы, франки и пр., унаследовавшие римскую историю, бережно сохранили культуру, политику империи и… римское право. Да и в «колыбели демократии» рабство юридически было отменено несчастных полтораста лет назад. Поэтому, рассматривая западную геополитику, не будем забывать её исторические истоки. Как говорится, от осинки не родятся апельсинки.

Спрашивайте в книготорговых сетях:
«ЧИТАЙ-ГОРОД» 8 (800) 444-8-444
«ЛАБИРИНТ» 8 (499) 920-95-25
«БУКВОЕД» 8 (812) 601-06-01
Купить по издательской цене в Москве: 8 (495) 980-45-60

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ WWW.LITRES.RU

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram