Систему камер с распознаванием лиц, протестированную в Москве, запустят ещё в 10 российских городах. Проект реализует партнер московского департамента информационных технологий, но вот в каких именно городах будут работать тысячи камер слежения – военная тайна.
Известно пока лишь, что одним из них станет Нижний Новгород. Там будет установлено 3 тысячи видеокамер в общественных пространствах, на остановках и на домофонах. «Систему, как и в Москве, будут использовать для поиска нарушающих карантин, а также розыска преступников, чьи фото есть в базах данных МВД», — уточняет «Коммерсант».
На сегодняшний день дебаты о системе распознавания лиц в общественных дискуссиях становятся все более жаркими. И вопросов больше, чем ответов, потому что технология становится настоящим ящиком Пандоры и превращается в инструмент государственного давления. Так, при помощи этой системы в Китае правительство отслеживает представителей уйгурского этнического меньшинства, сотни тысяч которых поместили в лагеря для политических заключённых.
А в США, по данным The Washington Post, иммиграционная и таможенная полиция и ФБР проводит цифровой розыск без предварительного обращения в суд, что запрещено законом. В 2019 году расследование Financial Times показало, что исследователи из Microsoft и Стэнфордского университета собрали и выложили в открытый доступ большое количество пакетов данных с изображениями людей без ведома и согласия. А в России вообще персональные данные "утекают" даже из правоохранительных органов и госбанков.
Но прогресс не стоит на месте, а с ним и мировое право. Например, апелляционный суд Великобритании уже признал технологию автоматического распознавания лиц незаконной, а мы только начинаем оснащать ей города. Зачем? Как говорится, Is fecit cui prodest, что значит «ищи, кому выгодно».