РБК выяснил, что с 1999 года были возбуждены уголовные дела в отношении 34 бизнесменов из списка российского Forbes. Рекордным по числу арестов среди богатейших людей России с 2004 года стал 2019 год: под следствием оказались шесть бизнесменов.
Наиболее часто бизнесменам и топ-менеджерам вменяют мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК). По этому составу проходит целый ряд деяний. Так, братьям Магомедовым, Владимиру Дубову и Андрею Вавилову вменялись хищения на господрядах, федеральных программах и бюджетных кредитах. Борис Березовский обвинялся в невыполнении условий сделок и незаконном выкупе госсобственности, а Михаил Абызов - в сложных внутригрупповых сделках с предполагаемым ущербом для миноритариев.
Обвинения в мошенничестве были в разные годы предъявлены 13-ти бизнесменам из рейтинга Forbes. В дополнение им зачастую вменяли отмывание денег, полученных преступным путем (ст. 174.1 УК).
Несколько раз представителей рейтинга российского Forbes обвиняли в насильственных преступлениях. Михаилу Ходорковскому и Леониду Невзлину вменяли заказные убийства, Александру Лебедеву - побои, Юрию Шефлеру - применение силы в отношении представителя власти. Борис Березовский был фигурантом дела по редкой статье о насильственном захвате власти.
2018 и 2019 годы отметились тем, что бизнесменам и руководителям бизнес-структур стали чаще вменять особо тяжкий состав о создании организованного преступного сообщества (ст. 210 УК).
Только два олигарха с 2005 года получили реальные сроки – это Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Большинству крупных бизнесменов - фигурантов уголовных дел – удалось сбежать из страны. Не окончены дела в отношении семи бизнесменов, в разное время входивших в сотню Forbes. Среди них - братья Магомедовы и Михаил Абызов. Преследование некоторых формально не прекращено, но фактически уже не ведется (Глеб Фетисов и Дмитрий Костыгин).
Общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, содержащихся под стражей, Александр Хуруджи отмечает, что в последние годы уголовное преследование, как правило, означает для бизнесмена потерю активов. Знаковым в этом отношении событием, по его мнению, стало дело владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова.
«Крупная компания, вовлеченная во множество различных проектов, связанных с государством. Казалось бы, незыблемый человек, чьи позиции были очень сильны на тот момент, попадает под уголовное преследование. И он принимает решение просто отдать бизнес. Это ему обходится тяжело, но не убивает его. Остальные предприниматели обратили внимание на этот шаг», - отметил Хуруджи.
По его словам, бизнесмены, стали понимать любые намеки или просьбы помочь государству - поддержать какой-то проект, принять социальную нагрузку.
«Мы видим, как строятся мосты, поддерживается спорт, как готовилась Олимпиада. Например, сейчас все стараются друг друга переплюнуть в оказании помощи, связанной с пандемией коронавируса. Сегодня мы слышим, что средства выделил Владимир Потанин, завтра - что Алишер Усманов», - подчеркивает Александр Хуруджи.
Политолог Алексей Макаркин обращает внимание на то, что большая политика из дел, связанных с людьми из сотни Forbes, в настоящее время пропала, а если она и есть, то сводится теперь к некой аппаратной внутриэлитной борьбе.
«Ходорковский был общественно значимой фигурой, он выступал с заявлениями, которые были адресованы обществу. Ни Абызов, ни Магомедовы этим уже не занимались», - отметил политолог.