> В издательстве «АН» вышла книга Леонида Ивашова «Геополитика русской цивилизации» - Аргументы Недели

//Общество 13+

В издательстве «АН» вышла книга Леонида Ивашова «Геополитика русской цивилизации»

№  () от 15 сентября 2020 [«Аргументы Недели », Сергей НИКИТИН ]

В издательстве «АН» вышла книга Леонида Ивашова «Геополитика русской цивилизации». Это очень примечательный и своеобразный труд, с которым мы продолжаем знакомить наших читателей.


Мирный синтез

В предыдущей статье мы с вами и с автором книги генералом Ивашовым выясняли православные корни российского коммунизма. Эта способность к синтезу традиций, к относительно мирному встраиванию иных ценностей и «ассимилированию» их в своём обществе вообще уникальная способность русских. Вспомним «плавильный котёл» Америки – там десятки и даже сотни разных традиций разбиваются в «мелкие дребезги», и из них уже выплавляется особая американская нация. Да, китайцы, евреи, русские, индусы – они все в США сохраняют некоторый национальный колорит. Но он неразделимо встроен в главную американскую цель – разбогатеть любой ценой.
Десятки же наций и народностей России и СССР взаимно переплетались и дополняли друг друга, обогащая соседей своими уникальными знаниями и традициями.
Казалось бы, говорить о мирном синтезе после кровавой сечи революции и Гражданской войны несколько нелепо. Но давайте посмотрим на то, как пришедшее на Русь православие изменилось под влиянием местных условий. Оно ведь тут стало совсем не тем, чем было в Византии. У нас Масленица органично перетекает в Великий пост, а поминальные сто граммов, накрытые коркой чёрного хлеба, на могиле стоят под крестом, как бы священники ни пытались изжить эту языческую традицию. А ведь 10 веков прошло. Так и Моральный кодекс строителя коммунизма мало отличается от заповедей доброго христианина, если убрать из них Бога и добавить классовую теорию.
И ещё один момент в становлении русского характера влияет на его уникальность: русский народ формировался на полиэтнической основе. Большие пространства расселения, суровый климат, враждебное окружение требовали не завоевания других народов и племён и превращения их в рабов, а вовлечения на равных в общий процесс выживания и развития. Да, первый этап экспансии тоже происходил «огнём и мечом». Но после «принуждения к миру» русские не ограничивались банальным грабежом и вывозом «в метрополию» местных ресурсов, чем занимались британские джентльмены в Америке, Индии, Китае – да везде, где они появлялись. Русские стремились поднять покорённые коренные народы до своего уровня культуры, в то же время обогащались не только материальными благами «малых» народов, но и цветами их культур, традиций и характеров. Врывались в стойбища, аулы и кишлаки, оставляя после себя больницы, библиотеки и планетарии. Русский – это не национальное осознание, а державно-геополитическое.

Русский евразиец

Если заглянем глубже в отечественную историю, обнаружим интересный факт: среди великих и выдающихся русских имён много, если не большинство, тех, кто иных кровей, но по-настоящему принял русскую сущность, сохранив свои национальные качества. Это явление не интернациональное, а глубоко национально-цивилизационное, цельное и по характеру, и по сущности.
Русский архетип сделал наш народ одним из самых результативных народов мира. В нас заложена идея служения не только Богу, но и человечеству.
Большую роль в воспитании человека Российской империи на огромном евразийском пространстве сыграл указ императрицы Екатерины II о признании ислама второй государственной религией России. Такое, когда государство добровольно отдаёт часть своего духовно-религиозного пространства другой конфессии, случилось впервые в истории человечества. Это было осознанное решение о расширении рамок русского архетипа и формировании евразийца. Взаимодействие двух религий, возможность исповедания буддизма, языческих верований при лидирующей роли православия сформировали евразийский архетип русского человека. Он православен, но лоялен к иным верам. Более того, готов воспринимать их традиции и, творчески переосмыслив, имплантировать их в свои собственные.
Отсюда и удивительная лёгкость, с какой русские по воспитанию вливаются в чужие общества и легко в них встраиваются. Отсюда и то, как удивительно органично русские ценности ложатся на чужие ценности. Эта пластичность и одновременно твёрдость в принципах делают российскую шкалу ценностей, русский разум, русский смысл жизни и развития приемлемыми для всех народов и конфессий мира. Православно-славянская чистота христианства в сочетании с чистотой и умеренностью ислама, сформировавшегося на российском (советском) пространстве, традиция спокойного восприятия буддизма и других религий народами России, коллективистский принцип жития и приоритет духовно-интеллектуального над материально-потребительскими смыслами жизни и развития позволяют надеяться, что именно наши ценности станут стандартами будущего мира.
Упомянутый в прошлой статье немецкий философ Вальтер Шубарт писал, что человечество выработало в себе четыре архетипа человека – гуманистический, мессианский, аскетический и героический. Но только русский человек вобрал в себя все эти качества одновременно. А это значит: русский архетип универсален, он в большей степени, чем другие, соответствует тому образу, который предназначался для жизни на земле.

Читайте также:
Л. Ивашов «Опрокинутый мир»

Спрашивайте книгу в книготорговых сетях:
«ЧИТАЙ-ГОРОД» 8 (800) 444-8-444
«ЛАБИРИНТ» 8 (499) 920-95-25
«БУКВОЕД» 8 (812) 601-06-01

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ WWW.LITRES.RU



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте