Минтранс России подготовил проект Транспортной стратегии страны на период до 2035 года
№ () от 15 сентября 2020 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
Минтранс России подготовил проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. И если в части развития дорог, автомобильного и особенно железнодорожного транспорта всё более-менее ясно, то воздушный выглядит в стратегии пасынком. Ещё весной проект в основном был одобрен на заседании правительства, но Минтранс получил предложения по доработке.
Сначала о грустном – «пользователь платит»
Платить за выезд на дорогу, похоже, будем везде. Например, к 2030 году автомобильная дорога федерального значения М-1 «Беларусь» станет платной на всём её протяжении. Как это согласуется с обязательной бесплатной альтернативой платным автотрассам – непонятно. Правда, в стратегии приготовили вишенку на тортик: «С учётом внедрения механизма «пользователь платит», предусматривающего переход к 2035 году к платности для всех категорий пользователей автомобильных дорог, включая дорожную сеть городских агломераций, возможен переход к бесплатному пользованию транспортом общего пользования в городских агломерациях». То есть вышел из дома, сел в машину – плати. Или топай на остановку общественного транспорта. Только вот общественный транспорт есть далеко не везде. А там, где он имеется, не всегда доступен. И что же, скоро будем платить, в довесок к дорожному налогу и акцизам на топливо, за каждый выезд в магазин, на работу или, скажем, в аптеку, школу, да мало ли других дел у людей? Обдираловка какая-то выходит, а не стратегия.
Дальше ещё пассаж: «На территории населённых пунктов (в первую очередь городов и городских агломераций) должны быть созданы условия для стимулирования использования немоторизованных видов транспорта и средств передвижения, а также для создания пешеходных зон». Пешеходные зоны – всё понятно, это нормально, главное с ними не переборщить. Но господа, кто писал стратегию, ещё явно представили себе идиллический семейный выезд на велосипедах. Или на оленьих упряжках? И так дорожная сеть не справляется с транспортной нагрузкой, о чём говорят пробки на въезд-выезд из крупных городов, про Москву уже не говорим, а тут, если рьяно возьмутся за организацию немоторизованного движения, то в дополнение к выделенкам для общественного транспорта, урежут ещё на ряд-полряда в ширину дорожное полотно. В мегаполисах транспортный коллапс будет обеспечен в полной мере. И самое главное – основная территория страны это не Сочи. На Черноморском побережье можно пользоваться великами, самокатами, роликами и прочими безмоторными средствами почти круглогодично. А в средней полосе и тем более в северной части страны погода позволяет пользоваться мускульной силой для перемещения из пункта «А» в пункт «Б» от трёх до пяти месяцев в году – в лучшем случае. Зимой так просто чистое членовредительство, граничащее с самоубийством. Поэтому в нашей стране принуждение к использованию «немоторизованных видов транспорта» – чистая обломовщина.
Куда более разумно написано про необходимость «продолжить исследования и испытания в области использования автономных (беспилотных) автомобилей и к 2030 году обеспечить запуск первых таких автомобилей. Переход на использование беспилотных автомобилей позволит решить проблему дефицита квалифицированных водителей, повысить безопасность движения за счёт исключения человеческого фактора, уменьшить себестоимость перевозок, повысить точность соблюдения графика движения». Согласен. Главное, чтобы на дороге беспилотники подстраивались под автотранспорт с человеком за рулём, а не наоборот.
А что там про воздушный транспорт?
Множество слов, не наполненных смыслом. «...Мероприятия Стратегии требуют от отраслей промышленности Российской Федерации обеспечения транспортного комплекса новыми инновационными материалами, оборудованием и транспортными средствами, развития мощностей верфей для строительства морских и речных судов, создания современных и конкурентоспособных воздушных судов для обеспечения региональных воздушных перевозок, развития машиностроительных производств с приоритетной реализацией политики импортозамещения и локализации производств». Каких таких «современных и конкурентоспособных воздушных судов»? Надо бы поконкретнее, с разбивкой по типам, количеству. Проще говоря, что, сколько и когда. Далее: «Обновление существующего парка авиакомпаний воздушными судами преимущественно российского производства и разработка нового поколения перспективных воздушных судов». Кто же спорит, конечно, авиационная держава, каковой себя объявляет Россия, должна летать на собственной авиатехнике. Это в первую очередь вопрос безопасности, связанности государства. Не знаю, как у министров транспорта (Е. Дитрих) и промышленности (Д. Мантуров), но у большинства думающих людей давно есть понимание, что антироссийские санкции введены всерьёз и надолго. Вдруг «партнёры» возьмут и приземлят в одночасье, как по мановению волшебной палочки Госдепа США, «Боинги» и «Эрбасы» с бермудской регистрацией? И остановят нормальное воздушное сообщение в стране? У нас все средне- и дальнемагистральные рейсы выполняются на иномарках. И большинство ближнемагистральных тоже. Военно-транспортная авиация такую проблему точно не решит, у ведомства Сергея Шойгу своих дел хватает. Тут бы согласовать данную стратегию с планами «Объединённой авиастроительной корпорации» (ОАК) и «Вертолётов России», входящих в «Ростех», по выпуску самолётов и вертолётов. Но этого нет, похоже, министерства в систему планирования госкорпораций не верят. Запишут одно, а в реальности выйдет другое. Естественно, по объективным причинам – санкции и кризисы. «Сухой Суперджет 100» мурыжили столько, что и так невеликая ниша региональных ближнемагистральных воздушных судов вместимостью до 100 мест оказалась занята бразильскими «Эмбраерами», канадскими «Бомбардье» и европейскими «АТР». Наша надежда среднемагистральный МС-21, видимо, идёт по стопам «Суперджета», он уже безнадёжно провалил график поставок в эксплуатацию. Причина – импортозависимость по композиционным материалам. Санкции же...
И снова разумные и обтекаемые слова о том, что необходимо: «Разработка, внедрение и дальнейшее развитие технологий и инфраструктуры интеграции беспилотных воздушных судов в совместное с пилотируемыми воздушными судами воздушное пространство. К 2035 году для реализации мероприятий Стратегии потребуется полное обеспечение воздушными судами отечественного производства нужд региональной и малой авиации, а также авиации общего назначения». Ну да, с беспилотниками воздушное пространство уже приходится делить, дальше их будет всё больше и больше. Можно не сомневаться, что беспилотники освоят новые гражданские профессии, начнут привлекаться сначала для доставки небольших грузов, а в перспективе доберутся и до пассажирского авиасообщения.
Про сферу воздушного транспорта есть совсем немного конкретики: «Увеличение авиационной подвижности населения до 0, 95 полёта на 1 человека в год к 2024 году и до 1, 55 полёта на 1 человека в год – к 2035 году; увеличение доли межрегиональных регулярных пассажирских авиационных рейсов (маршрутов), минуя г. Москву, в общем количестве внутренних регулярных маршрутов до 51, 35 процента к 2024 году и до 54, 25 процента – к 2035 году». То, что, по прогнозам, летать станем значительно больше, радует – значит, у народа на это появятся деньги, будем жить лучше, будем жить веселее. А вот то, что даже через десять лет многим пассажирам придётся, как и сегодня, лететь из Сибири в Сибирь через Москву – уже не радует. Ну да ладно, уже все привыкли. Но тут же: «До 2035 года предусматривается реализация следующих мероприятий и проектов: продолжение реконструкции аэропортовой инфраструктуры и расширение сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Московский авиаузел». Но взгляните на проценты, приведённые выше. Межрегиональные рейсы остаются экзотикой и через десять лет. Увы. Что подтверждают цифры из проекта Стратегии: «До 2025 года основным приоритетом в секторе аэропортовой деятельности является проведение реконструкции инфраструктуры 68 региональных аэропортов, 40 из которых расположены на территории Дальневосточного федерального округа». То есть на всю остальную страну выходит, что будут реконструированы всего 28 аэропортов, которые и сегодня по большей части в работоспособном виде, например Грозный (Северный).
А теперь про перспективные виды воздушного транспорта и альтернативные типы топлива. Уж сколько говорилось про использование в авиации сжиженного природного газа, криогенного топлива. Выходили постановления правительства. А воз и ныне там, в Стратегии об этом ни слова. Также «Аргументы недели» неоднократно писали про дирижаблестроение, руководители Якутии, например, давно ждут возвращения этих аппаратов в народное хозяйство, чтобы дёшево, безопасно и на регулярной основе доставлять грузы, топливо, продукты питания и людей в самые недоступные уголки огромной республики. Дорог там кот наплакал, летом люди путешествуют по рекам, зимой – по зимникам. Воздушный транспорт для Якутии – элемент выживания. Сегодня для строительства гигантов легче воздуха есть любые материалы, двигатели, технологии. Грузоподъёмность дирижаблей ограничивается лишь воображением заказчика, конструкторы уже сейчас могут показать проекты на сотни тонн. Грузы могут быть доставлены от транспортного хаба при железной дороге до конечной точки маршрута – аэродром не нужен. И забрать всё, что приготовили на месте для отправки в другие места. Но развитию дирижаблестроения места в Стратегии тоже не нашлось. Главное, в Стратегии есть констатация непреложного факта: «Обеспечение связанности территории Российской Федерации, устойчивых экономических и социальных связей внутри страны являются основными функциями транспортной системы». Кто же с этим спорит?