В самые ближайшие дни Миннауки придется принимать нелегкое политическое решение: состоится ли в этом году экспедиция в Антарктику? Причина банальна: идти просто не на чем!
Еще год назад бывший министр науки Михаил Котюков вещал на всю страну: «большое внимание уделяется развитию инфраструктуры исследований, в том числе, развитию российской базы научно-исследовательского флота. Сегодня она - одна из самых передовых в мире». Интересно, они когда-нибудь начнут отвечать за свои слова?
«АН» несколько раз рассказывал о какой-то идиотской ситуации, в которую попал российский научный флот в этом году в цикле статей «Научная Цусима». Фактически всю первую половину года Институт океанологии РАН не знал: получит ли он деньги на ремонт судов или нет? Министерство в лице ответственной за это направление мадам Голубевой хранило гордое молчание.
В конце концов, директор института Алексей Соков принял решение проводить ремонт своими скромными финансовыми силами. И ремонт был сделан по самому минимуму, ровно на ту сумму, которую смог выделить институт. Плюс у поставщика, который предложил самую низкую цену на тендере. А дешево никогда не бывает хорошо.
Для экспедиции в южные моря минимум на 150 суток, вполне вероятно, что даже без заходов в порты из-за ковида, годится только три судна. Это «Академик Иоффе», «Академик Вавилов» и «Академик Мстислав Келдыш». «Иоффе» не прошел регистровый ремонт и не имеет законных оснований для выхода в море. С «Вавиловым» сложнее. Ремонт ему сделан, правда, также ровно на столько, сколько смог найти сам Институт океанологии. Но работать ему можно только в российских территориальных водах и в нескольких европейских странах.
Дело в том, что в 2018 году «умники» из министерства: гражданка Голубева, отвечающая за флот и гражданин (замминистра) Медведев внезапно разорвали контракт с фрахтователем этих судов. Хотя до его окончания оставались считанные недели. Фрахтователь, естественно, подал в суд. Закономерно его выиграл. Суд разослал ордера в мировые порты. И все, в любом из них, «Вавилова» могут арестовать как должника, так как министерство платить неустойку не хочет. И уж тем более не хотят платить виновники этого идиотизма: Голубева и Медведев.
Остается один «Академик Мстислав Келдыш», который сейчас работает в Арктике в экспедиции «АМК 81». Но и тут «засада». И даже не одна. Во первых, экипаж во главе с капитаном корабля, которые знают пароход как свою ладонь, отработали 150 суток и обязаны отправиться в отпуска, отгулы и прочее. То есть, надо будет искать новый экипаж во главе с новым командиром, а главное новым старшим механиком – «дедом». Второе, ходить по Арктическим, хотя и бурным, но все же прибрежным морям, это одно. А идти через весь шарик в Южный океан с его огромными открытыми просторами и штормами – абсолютно другое дело!
- «Келдыш» по техническим причинам нельзя выпускать в такую экспедицию ни в коем случае! Может и пронесет, но слишком велика вероятность неприятностей на свою корму». Таково практически единодушное мнение всей команды. От матроса до, так сказать, командного состава. Рассказали и о «болячках», и даже далекий от судоходства человек понимает, что разрешить такой поход нельзя ни по каким законам: ни по человеческим, ни по уголовным.
При этом совершенно непонятно, что именно докладывает Атлантическая база флота в Москву? Есть ли в министерстве адекватное понимание ситуации? Иначе, если произойдет какое-то ЧП, то виноват будет экипаж, а эти, из кабинетов, прикроют седалище отчетами, да бумажками!
Собственно, Миннауки загнано в угол. Рисковать, уверен, никому не хочется. Сделать нормальный ремонт за оставшееся время (учитывая всю бумажную волокиту) – нереально. Логически выход только один: отменять атлантическую экспедицию. А в следующем году ремонтировать «Келдыш» как, впрочем, и остальные суда вовремя и капитально. И спокойно отработать и Арктику, и Антарктику. При этом надо помнить, что «Келдыш», хоть и на «живую нитку», но, все же, ремонтировался в этом году, и в следующем ему денег не положено.
Однако Антарктическая экспедиция делается по личному указанию Президента. И тот наверняка будет расстроен. Может прислать доктора Бастрыкина. И вот действительно интересно, что возьмет вверх вполне реальная угроза жизни людей или верноподданеческое: «чего изволите?».
Кстати, когда страной управляли тоталитарные коммунисты, то командиры серьезных кораблей имели право прямого доклада своему министру, минуя все цепочки. Да и министры не гнушались звонить своим капитанам, чтобы иметь реальную картину происходящего. Море ошибок не прощает…