> Россия сохраняет нейтралитет во время продолжающегося обострения между Турцией и Грецией - Аргументы Недели

//Общество 13+

Россия сохраняет нейтралитет во время продолжающегося обострения между Турцией и Грецией

№  () от 8 сентября 2020 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]

Фото: соцсети

Продолжающееся обострение в Восточном Средиземноморье между Турцией и Грецией не может обойтись без внимания России. Недалеко Сирия, где размещены наша группировка войск и средиземноморская оперативная эскадра ВМФ.

Мы делили апельсин – много наших полегло

Отношения Турции и Греции хорошими не были никогда. Но нынешний эпизод связан с делёжкой исключительных экономических зон (ИЭЗ) в регионе. Туркам, несмотря на большую протяжённость побережья, не досталось почти ничего – маленький кусочек от Анталии на восток. Зато грекам за счёт множества островов досталось очень много. Но туркам очень хочется иметь свои нефть и газ.

В результате Анкара не так давно провернула финт, подписав с марионеточным правительством Ливии в Триполи соглашение о разделе ИЭЗ. В результате они не только отсекли Грецию от Кипра, но даже наступили на ногу Израилю и Франции в лице компании Total, которая вела разведку в этих водах. Греки же подписали такое соглашение с Египтом, что также добавило дров в огонь.

Турки не остановились на этом и отправили судно «Орук Реис» для разведки нефти и газа в спорные с греками воды. Причём в сопровождении фрегата, 4 корветов и подводной лодки, вынужденной идти в надводном положении, отчего толк от неё больше психологический. Эпизод привёл к столкновению и лёгким повреждениям турецкого и греческого фрегатов и мог закончиться открытием огня. Затем в этом районе начали проводить свои учения ВМС Италии, Греции, Франции и Кипра. Турки в ответ начали свои.

Анкара даже выпустила NAVTEX (предупреждение в установленной форме) для флота России о том, чтобы наши корабли не заходили в зоны, где турки будут вести работы. Дело в том, что в сентябре в Средиземноморье будут проходить масштабные эпизоды стратегических учений флота «Океанский щит – 2020» и «Кавказ-2020». Правда, эти, по сути, незаконные (воды-то чужие и спорные) предупреждения можно проигнорировать, если так будет нужно по плану учений. И вряд ли турки полезут поперёк дороги ещё и нашему флоту. Им и без того проблем хватает, чтоб ещё связываться с Москвой, чьи корабли сейчас единственные, которые могут нести тактическое ядерное оружие.

При этом напряжённость продолжает нарастать. Недавно греки обнаружили в своих территориальных водах турецкую подлодку, которую вытеснили в нейтральные воды. А турки выяснили, что греки перебрасывают на пароме Blue Star на принадлежащий им остров Меис своих военных с острова Родос. Меис находится в 2 милях от Анталии – побережье оттуда можно обстреливать даже из миномёта. То есть этот остров имеет немалое значение.

Турки грозят ответной реакцией, рассказывая о своей «справедливой борьбе за справедливый раздел морских ресурсов» и «защите интересов киприотов (турок) от бандитов и пиратов, грабящих их ресурсы». Никого, мол, Турция не боится и всем преподаст урок. А сможет ли?

Турки сильнее, но...

Армия Турции формально сильнее греческой. Численность почти 400 тыс. человек против 120 тыс. у греков. Но даже если сравнивать сухопутные войска, то у турок очень много войск находится на разных направлениях, откуда мало что можно отвести и перебросить. Прилегающие к Турции греческие острова, конечно, уязвимы, но на каждом крупном острове стоит по механизированной бригаде Нацгвардии Греции, и выкурить эти силы ещё надо суметь. Конечно, у турок формально куда больше танков, лёгкой бронетехники и артиллерии, но опять же – решительного и многократного превосходства нет.

У Анкары много ударных БПЛА, что может стать проблемой для греков. Однако ПВО у Греции достаточно неплохая. Есть С-300ПМУ1, дислоцированный на Крите, Тор-М1 и другие системы. Турки же недавно приобрели у России 2 дивизиона С-400. Боевых самолётов у Турции тоже больше. В плюс им можно поставить и наличие разных ракет и бомб своего производства, когда у греков всё покупное. Самолётов дальнего радиолокационного дозора у сторон одинаково – по 4 штуки. Но ключевым в данном конфликте, кроме ВВС, является, конечно, флот. При некотором превосходстве ВМС Турции надо учесть, что турецкий флот базируется ещё и в Чёрном море.

Когда тебя ненавидят все соседи

Проблема турок в том, что у них нет союзников. Про НАТО можно смело забыть, эта организация в лучшем случае будет пытаться растащить драчунов по углам. США не собираются заступаться за Эрдогана, да и за всех остальных тоже. Турки-киприоты – не союзники, а фикция, так же как и идлибские бородатые исламисты протурецкого толка. От них и так немного толку, а в разборках на море – подавно.

Греки же не одни. За них, если что, впряжётся Египет, а у него ВС почти по всем показателям мощнее турецких и лучше вооружены. Египетский флот один вполне может посоперничать с турецким. Кипр, конечно, вооружён неплохо для такой крошечной страны, но ни заметных ВВС, ни флота, ни береговых противокорабельных комплексов не имеет. Зато очень неплохие флоты у Италии и Франции, да и ВВС тоже.

Конечно, вряд ли они напрямую вступят в войну, но оказать логистическую поддержку или разведывательную, или ударить исподтишка крылатыми ракетами, или нанести удар авиацией – могут. Французов и так уже подозревают, что в одном из налётов «Рафалей» на турецкие базы в Ливии эти самолёты могли быть не египетскими или из ОАЭ, а французскими из Мали.

Российский аргумент

А какова позиция России, если вдруг конфликт всё же разразится? Москва в данной ситуации нейтральна. Да и Анкара не хочет добавить во враги ещё и нас. Недавние уроки в Идлибе турки выучили. К тому же Турция заинтересована в современном оружии, которое не может делать сама, – нужны ещё 2 дивизиона С-400, интересуют ЗРК малой и средней дальности. Возможны поставки и «Панцирей», про которые турки рассказывали много сказок о том, как они их массово уничтожали. Ходят слухи и о вероятном заключении контракта на несколько десятков Су-35, что сразу поставит турецкие ВВС на голову выше греков. Пусть даже те получат «Рафали» из Франции. Правда, это когда ещё будет, а война может начаться скоро.

Ну и Россия, безусловно, может сыграть роль посредника, о чём на днях высказался Сергей Лавров, добавив – «если хорошо попросят». И если очередную пошлость не скажет Мария Захарова.

Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте