В России в рамках Национального проекта «Экология» проходит так называемая «мусорная реформа» или уборка свалок. По данным Института водных проблем РАН на территории России скопилось более 31 миллиарда тонн неутилизированных отходов, и их количество с каждым годом увеличивается. И сразу начинаются спорные вопросы, с одной стороны, необходимо вывозить отходы за пределы больших городов, если невозможна их полная безотходная переработка без загрязняющих выбросов, а с другой – нельзя это делать в ущерб соседним населенным пунктам и окружающей природе. Для минимизации негативных воздействий полигонов твердых коммунальных отходов (ТКО) на окружающую среду, включая подземные и поверхностные воды, необходимо разработать критерии размещения полигонов.
Издание «Аргументы Недели» попыталось разобраться в этом вопросе, и сразу обнаружило, что по непонятным причинам из принятого «Свода правил» исчезли пункты, входившие в аналогичный «Свод 2016 года», подготовленный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, включавший следующий пункт: «размещение полигона ТКО не допускается: на территории I, II и III поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников, в водоохранных зонах водных объектов, а также в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горносанитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в рекреационных зонах».
Что это значит в переводе на литературный русский? А то, что мы будем с вами пить воду, отравленную химикатами, и то, что свалки могут базироваться без учета прямого или косвенного попадания или перетекания ядов в питьевую воду. Недооценивая сейчас опасность изменения геологической среды (горные породы и подземные воды) при размещении отходов, мы создаем угрозу экологической безопасности будущего.
Особо неблагополучная ситуация наблюдается в Московской, Брянской, Белгородской, Воронежской, Рязанской и Ивановской областях, которые на сегодняшний день насчитывают наибольшее количество полигонов ТКО, расположенных в пределах неблагоприятных по инженерно-геологическим критериям районах. Московская область также выделяется во всем Центральном федеральном округе (ЦФО) наиболее высокой степенью общей замусоренности.
В Подмосковье периодически проходят «мусорные» протесты местных жителей вблизи полигонов ТКО Аннино, Кучино, Ядрово, Сычево, Левобережный, Дмитровский, Кулаковский, Часцы, Малинки и в других местах. Ситуация в округе усугубляется наличием несанкционированных свалок и полигонов ТКО вблизи населенных пунктов Дорохово, Тучково, Щелканово, Макеиха, Ядрово, Храброво, Петрищево, Кубинка и других, а также сбросами в водные объекты округа сточных вод предприятий и ЖКХ. Мощность свалочных масс может достигать значительных величин (их толща может достигать 60 м), они аккумулируют отходы различного генезиса и относящихся ко всем классам опасности по токсичности.
Конкретные примеры неудачного выбора площадок размещения ТКО приведены в исследованиях Института водных проблем РАН. Так, на территории отработанного песчаного карьера в районе пос. Тучково отходы мусоросжигательного завода размещаются открытым способом. Возникла реальная опасность фильтрации с поверхностными водами загрязняющих компонентов в водоносный горизонт, используемый для водоснабжения поселка.
Вторым примером неудачного выбора размещения полигона ТКО является планируемая свалка на границе Московской и Владимирской областей, вблизи пос. Филипповское. Предполагаемый участок складирования ТКО находится непосредственно в области питания Клязминско-Шернинского месторождения пресных подземных вод, что вызовет интенсивные перетоки загрязненных на территории полигона ТКО грунтовых вод в водоносные горизонты, эксплуатируемые в месторождении.
Полигон планируется разместить практически на водоразделе, а расстояние от полигона до рек и населенных пунктов менее 1 км. При таких расстояниях и перепадах высот наибольшую опасность с точки зрения загрязнения местности и рек представляет поверхностный сток с полигона.
Еще одним проблемным участком является площадка временного накопления отходов около дер. Щелканово в Рузском районе Московской области на месте отработанных песчаных карьеров. В настоящее время неотсортированные отходы складируются в котлован. Велика опасность загрязнения как грунтовых вод, так и вод Подольско-Мячковского водоносного горизонта среднего карбона – основного источника водоснабжения близлежащих населенных пунктов. Весьма показательным примером длительного воздействия на природную среду являются полигоны в Щербинке и Кулаково, где проводились исследования и мониторинг химического состава вод.
Один из крупнейший полигонов ТБО «Тимохово» в Ногинском районе Московской области, размещение и эксплуатация которого в 1960–1980х гг. осуществлялись с грубыми нарушениями экологических требований, является потенциальной причиной загрязнения водоносных горизонтов источников питьевого водоснабжения. Периодически случаются прорывы фильтрата из прудов-накопителей в поверхностные водоемы. Проектный срок эксплуатации данного объекта истек около 20 лет назад, однако он и сегодня остается одним из основных мест размещения бытовых и приравненных к ним отходов Москвы и Московской области.
Несмотря на стремление перейти в перспективе на 100% переработку отходов, для большинства субъектов РФ фактическое значение данного показателя минимальное. По подсчетам экспертов Минприроды в России ежегодно образуется 40 млн. т ТКО. Современный уровень утилизации отходов в России менее 10%, в то время как уровень повторного использования отходов за рубежом 65% и выше. По оценке Международной финансовой корпорации (IFC), уровень переработки в России можно увеличить с 7 до 40% к 2025 г.
Текущая ситуация в России такова, что нормативы утилизации на основные виды продукции находятся на уровне 5-35%, т.е. производитель товаров и упаковки обязан обеспечить или оплатить утилизацию только части отходов от использования упаковки. В Европе этот показатель составляет 100%, ведь чем больше вторичных материальных ресурсов будет повторно вовлекаться в хозяйственный оборот, тем меньшие объемы ТКО будут поступать на свалки и полигоны твердых коммунальных отходов.
Ученые считают, что данная проблема может быть полностью решена, когда мощности мусороперерабатывающих предприятий приблизятся к объемам образующихся отходов.