Как губернатор Беглов сделал аварийный дом дачей ректора Петербургского университета
3 сентября 2020, 19:33 [ «Аргументы Недели» ]
Весной прошлого года ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев присмотрел себе в Сестрорецке домик и написал письмо на имя врио губернатора Александра Беглова с просьбой предоставить ему его в аренду «для использования под дачу сроком на 10 лет с правом последующей приватизации». Здание площадью 234,4 кв. м. представляет собой развалившийся деревянный двухэтажный барак 1917 года постройки.
Домик, который возжелал оформить Кропачев, находится в Курортном районе, на Огородной улице в Сестрорецке. Зачем ему нужен разрушенный дом, поначалу непонятно. Ректор Санкт-Петербургского университета проживает вместе с семьей в том же районе, но в поселке Репино. У него есть дом площадью 460 кв. м. Известно, что еще и его жена арендует до 2052 года у городского предприятия в Репино дом в 150 кв. м на участке 18 соток. В собственности у семьи находятся объекты недвижимости в России и Испании, пять автомобилей премиум-класса. Согласно официальным сведениям о доходах, в 2019 году Николай Кропачев заработал 19,9 млн рублей, его супруга - 36,2 млн рублей.
Домик, выбранный ректором, оказался не так уж и прост. Главным является его местоположение: от дома до пляжа по прямой - 250 метров, до парка - 150. Стоимость сотки земли здесь составляет около 3 миллионов рублей. Полуразрушенный четырехквартирный дом, на который положил глаз Кропачев, официально признан аварийным и подлежащим сносу еще в 2011 году.
15 апреля 2019 года в ответ на письмо Кропачева губернатор наложил резолюцию: «Н.В. Чечиной. Прошу проработать». Глава администрации Курортного района Наталья Чечина 6 мая 2019 года докладывает: во исполнение вашего распоряжения документы готовим, земельный участок, который можно сформировать к дому, - около 2400 кв. м (что составляет около 75 млн рублей по рыночной стоимости). При этом:
«Испрашиваемый многоквартирный дом является аварийным и подлежащим сносу, без проведения ремонтно-реставрационных работ и работ по перепланировке и капитальному ремонту здания перевод жилых помещений в нежилые помещения невозможен».
В связи с тем, что поручение губернатора Санкт-Петербурга необходимо выполнить, 4 сентября Комитет имущественных отношений (КИО), запрашивает у администрации Курортного района: как проводится исполнение указания первого лица?
Курортный район ответил: перевод из категории жилого помещения в нежилое - компетенция Жилищного комитета, но для этого необходимо, чтобы несущие и ограждающие конструкции находились в работоспособном состоянии, основание и несущие конструкции дома не должны иметь разрушений и повреждений, и вообще необходим экономический расчет, обосновывающий целесообразность сохранения здания и использования его в качестве нежилого.
В итоге для решения этой проблемы чиновниками было созвано целое совещание «По вопросам вовлечения в хозяйственный оборот находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга объектов недвижимости, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и непригодными для проживания, и занимаемых ими земельных участков на территории Курортного района Санкт-Петербурга». В числе решений этого совещания:
- «Обеспечить формирование земельных участков, занимаемых зданиями»;
- «Признать целесообразным формирование данных участков в границах, превышающих площадь застройки»;
- «…Осуществить действия, направленные на приватизацию зданий с участками на торгах…».
Понятно, что после десятилетней аренды, в случае торгов, дом, на который претендует Николай Кропачев уйдет по первой цене, так как конкурентов не будет. И участок следом.
Согласно докладу вице-губернатора Петербурга Евгения Елина, отправленного им Беглову, на совещании решили «объект» передать в петербургское ГУП дачного обслуживания «Пригородное», а затем и дать согласие на сдачу объекта в аренду ректору на 10 лет. То есть сначала перевести непригодное к использованию аварийное жилое помещение в нежилое для использования в качестве дачи (что, является незаконным решением), а потом сдать дом, который невозможно использовать в качестве дачи, в аренду - именно в качестве дачи.
Несмотря на это, администрация Курортного района 13 ноября 2019 года в очередной раз пытается достучаться до руководства города:
«Поскольку объект - многоквартирный дом - в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу, изменение его назначения (перевод из многоквартирного дома в нежилое здание) в соответствии с действующим законодательством не представляется возможным, так же как и снятие квартир с кадастрового учета ввиду отсутствия правовых оснований для данной процедуры».
Задачу стали решать без участия администрации Курортного района, которая проявила принципиальность. Евгений Елин доложил губернатору план действий по выделению ректору очередной дачи: подача документов в Росреестр осуществлена через ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга», а Комитет имущественных отношений должен обеспечить передачу объекта в хозяйственное ведение ГУП ДО «Пригородное», дать согласие на десятилетнюю аренду дачи Николаю Кропачеву и издать распоряжение о согласии на продажу здания.
22 января 2020 года КИО своим распоряжением закрепляет четырехквартирный двухэтажный барак, по чиновничьей прихоти превратившийся в дачу, за ГУП ДО «Пригородное» на праве хозяйственного ведения, а 14 апреля 2020 года другим распоряжением дает «Пригородному» согласие на заключение договора десятилетней аренды с Николаем Кропачевым.
Таким образом, если КИО в дальнейшем даст согласие на продажу «дачи» на торгах, то, учитывая обременение в виде десятилетней аренды, единственным участником в будущем окажется арендатор либо доверенное лицо арендатора и лот уйдет по начальной цене. Определенная КИО балансовая стоимость - 368 тысяч рублей. Планируемый чиновниками к формированию земельный участок в 24 сотки может быть приватизирован собственником здания, которое на нем стоит, при весьма умеренных тратах.
Получается, что если какие-то дачи и продаются, то только уже находящиеся в долговременной аренде у солидных людей и, конечно, по очень приемлемой цене, раза в два-три, а иногда и на порядок ниже рыночной.