Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

«Ростех» пригласили в палату

, 12:28 , Обозреватель отдела Экономика

«Ростех» пригласили в палату
Алексей Кудрин, globallookpress.com, : © Federation Council of Russia

Счётная палата снова взялась за «Ростех». Глава ведомства А. Кудрин объявил, что проверка началась, идёт полным ходом. Надо сказать, это будет первая серьёзная ревизия дел в оборонной госкорпорации за последние девять лет, которую в прошлый раз проверяли в далёком 2011 г., ещё при С. Степашине. Зря столько тянули! «Ростех» много лет трубил о своих успехах, теперь оказалось, что на деле у предприятий ВПК набралось безнадёжных долгов на 750 млрд руб., их придётся оплачивать государству.

Золотой век счётного ведомства

Прежде чем заняться «Ростехом», к которому давно накопился ворох вопросов размером с Эверест, не помешает для начала разобраться с самой Счётной палатой (СП). Трудно не заметить, что со сменой руководства она в целом давно перестала быть ценным источником правдорубных, порой скандально громких новостей. С тех пор как в мае 2018 г. ведомство возглавил бывший министр финансов А. Кудрин, самая ценная, разоблачительная сторона деятельности Палаты не исчезла, но существенно измельчала.

Величие ведомства явно осталось в прошлом. При С. Степашине, который следил за высокопоставленными чиновничьими руками с 2000 по 2013 г., главный контрольный орган РФ, хотя на него изрядно давили, выглядел едва ли не последним крупным бастионом борьбы с повальным воровством госбюджета. Например, в те времена Счётная палата не побоялась перетряхнуть финансовую деятельность отчаянно прожигавшего государственные деньги «Роснано» и даже однажды замахнулась на масштабную проверку расходов чеченской администрации.

Именно при С. Степашине выпустили ошеломляющий отчёт о небывалых масштабов воровстве на 215 млрд руб. в транспортном комплексе Москвы, после чего с поста немедленно вылетел начальник столичного метрополитена Д. Гаев, просидевший на этой должности 16 лет. Тогда же Счётная палата во всех подробностях поведала народу о хищениях на 6,46 млрд руб. при подготовке к саммиту АТЭС. Также при С. Степашине мы узнали про сметы Олимпстроя, раздутые на 15,5 млрд руб., и отмывочном конвейере, по которому эти олимпийские деньги безостановочно переправлялись в зарубежные банки. Стало известно и про начальство Росреестра, стянувшее 2,5 млрд руб. при создании всероссийского кадастра недвижимости и про ещё более выдающиеся финансовые достижения созданного с подачи Дм. Медведева фонда «Сколково». Как выяснила Счётная палата, фонд распихал госпомощь в сумме 3,5 млрд руб. вовсе не на развитие всяческих медведевских нанотехнологий, но на счета в банке олигарха Вексельберга, поставленного тогдашним президентом Д. Медведевым руководить этим мегапроектом.

В 2013 г. на смену С. Степашину пришла Т. Голикова, при которой масштабы разоблачений несколько сдали. Увы, Счётная палата не потрудилась сравнить хотя бы основные итоги собственной работы при двух разных руководителях. «АН» сделали это за неё, и всплыла занятная деталь. Один из индикаторов общей зубастости проверок, уровень нарушений и воровства, который раскрыли. Чем серьёзнее вскрылись дела, тем наказание строже. Так вот, за все пять лет руководства Т. Голиковой на всяческих расхитителей государственного рубля завели только 128 уголовных дел, притом что было 1,48 тыс. проверок. Тогда как при С. Степашине только за два года, в 2001–2002 гг. с подачи Счётной палаты открыли 101 уголовное дело. Проверок при нём было меньше, всего 1,66 тыс. за 13 лет. Зато до суда довели примерно 1,3 тыс. уголовных дел. Что тут сравнивать, если самым громким разоблачением голиковского периода была ревизия строительства космодрома Восточный. Тогда всплыли хищения на 13 млрд руб., или примерно 20% от заявленной цены объектов, заварилась изрядная каша, по итогам разогнали легендарный «Спецстрой». Дело громкое, но его одного недостаточно.

Кудрин снова в Кремле

Что касается новейшей истории Счётной палаты, которой уже два года как умеет руководит А. Кудрин, похоже, тут окончательно возобладала стратегия соблюдения максимальной тишины и покоя. Даже когда цели очень масштабные, выхлоп, прямо скажем, негромкий. Например, в прошлом году СП довелось проверять финансы транспортной отрасли, то есть разом Росавтодора, Росавиации и Росречфлота.

Казалось бы, главное золотое дно с точки зрения потенциальных открытий. Что в результате? Кудрин явно решил опять никого лишний раз не тревожить. Вместо разоблачений он всего лишь с помпой сообщил то, что все и так знают. Не новость, что в РФ только 57 тыс. км федеральных трасс, зато 508 тыс. км региональных. Но денег на федеральные дороги дают 2,2 млн руб. на километр, тогда как в регионах на километр приходится лишь 288 тыс. рублей. Все эти цифры есть в ежегодных отчётах Росстата. Увы, А. Кудрину больше сообщить было нечего. Судя по отчёту Счётной палаты, всё воровство среди транспортников сфокусировано исключительно в столичном аэропорту Домодедово. Ревизия показала там недостачу материалов и оборудования, которых растащили на 107 млн рублей. Больше нигде не нашлось ущерба и недоимок. Это притом, что один только Росавтодор сидит на годовом бюджете 120 млрд руб., на всё федеральное дорожное хозяйство в 2020 г. государство выделило 498 миллиардов.

Похоже, этот общий кудринский курс на максимальное сглаживание углов заметили на самом верху. В январе 2020 г., когда Счётной палате стукнуло 25 лет, его по случаю пригласили в Кремль на личную беседу с президентом. Там глава организации, теоретически обладающей достаточной силой, чтобы вскрыть самые страшные нарывы госэкономики, не упомянул ни одну из серьёзных проблем. На встрече мялся и бубнил только про плохое обеспечение жильём сирот и мелкие махинации на таможне при вывозе леса. Он не упомянул даже, пожалуй, единственный выпущенный при нём ценный отчёт СП, из которого всплыло, что государство, которое страхует миллионы военных и госавтотранспорт, чудовищно переплачивает трём прикормленным королям рынка, крупнейшим страховым компаниям. Как оказалось, за последние 8 лет федеральный бюджет получил по этим страховкам на 25 млрд руб. меньше, чем заплатил. Выгоднее было вообще не страховать.

Всё это президенту рассказано не было. Так же как А. Кудрин не упомянул при нём, да и вообще ни при ком, проверку МЧС, которая показала, что десятая часть огромного министерского авиапарка (53 судна, из них 35 вертолётов), на содержание которого государство тратит 9 млрд руб. в год, постоянно простаивает на земле. Зато 40% машин сдаются под коммерческие рейсы, на которых МЧС в 2019 г. заработало 2 млрд рублей. Воздушная коммерция у спасателей процветала даже в самые напряжённые периоды, когда авиация была остро нужна на тушении пожаров и т.д. Ещё МЧС, хотя официально полностью освобождёно от аэропортовых сборов, ухитрилось по отчётности заплатить по ним 55 млн рублей.

В общем, всё интересное у А. Кудрина осталось за кадром. Тут президент, который, разумеется, помнит, что прежних руководителей Счётной палаты приходилось порой придерживать, тогда как с этим, наоборот, несмотря на всю парадность и юбилейность встречи, дал понять, что ждёт дел масштабнее. Он попросил его заняться проверкой расходов на нацпроекты (это 25,7 трлн руб. на ближайшие 5 лет), заодно в които веки прошерстить давно залежавшиеся в тёмных пыльных углах госкорпорации. На лице А. Кудрина при этом явно всплыло выражение типа «за что мне такое?».

 

Безнадёжный триллион

Это вызывает тревогу за будущую проверку «Ростеха», особенно за её качество и детальность. Возможно, тут стоит слегка помочь слишком оробевшей в последние годы Счётной палате. По меньшей мере не помешает обозначить самые важные вопросы, которые давно накопились к «Ростеху» с его работой.

Главный из них: как вышло, что на 13й год существования «Ростеха», который создавался для спасения отечественной оборонки, под что получил необъятную собственность, финансы и полномочия, мы узнаём, что ВПК к 2020 г. накопил 0,75 трлн руб. долгов, которые теперь без вариантов придётся масштабно списывать за счёт госбюджета. Эту устрашающую, особенно в нынешней бюджетной ситуации, цифру (в 2020 г. в федеральном бюджете и без того дыра в 1,8 трлн руб.) называли и куратор ОПК в правительстве вицепремьер Ю. Борисов, и лично президент В. Путин. Причём это не вся задолженность, а лишь та, что уже признана безнадёжной. В целом эксперты оценивают долги оборонки по разнообразным кредитам минимум в 2 триллиона!

Мало того, за такие подвиги ещё и дают награды. 2 октября 2019 г. пришло известие, что гендиректор «Ростеха» С. Чемезов удостоен звания Героя России за особый вклад в дело развития ОПК. Что показательно, ровно в тот же день, когда его наградили, пришла другая новость. Входящая в «Ростех» Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) явилась к правительству с протянутой рукой, попросив из госбюджета ни много ни мало 350 млрд руб. «на оплату безнадёжных долгов по кредитам». Это тот самый автор провальнейшего «Суперджета». В прошлом году ОАК полностью запорола план, продав всего один «Суперджет» вместо обещанных 16.

Вот другой пример «особого вклада». Трудно забыть историю с закупкой для Крыма четырёх газовых турбин «Сименс» большой мощности на Балаклавскую ТЭС. Те турбины в Крыму, конечно, давно и вовсю работают, станцию запустили на полную мощность ещё весной прошлого года. Но, после того как Евросоюз устроил подлинный цирк с санкциями и скандалами, российское правительство пообещало вообще отказаться от зарубежных турбин такого класса, создать свои. На программу отрядили 14 млрд руб., после чего ряд предприятий, в первую очередь структура «Ростеха» по имени ОДК (Объединённая двигателестроительная корпорация), поклялись создать такие турбины «в самые сжатые сроки», года за дватри.

С тех пор прошло скоро шесть лет. Где те турбины «Ростеха»? Оказывается, они развалились, причём в прямом смысле. ОДК громогласно обещала выпустить первые серийные изделия большой мощности, не хуже сименсовских, уже к середине 2018 года. Но в апреле 2018го при испытаниях на заводе «Сатурн» в Рыбинске прототип турбины пошёл вразнос. Испытания остановили, известно, что машина не подлежала восстановлению. С тех пор два года про турбину от «Ростеха» ни слуху ни духу. В кабинетах Минэнерго втихую снова пошли разговоры про закупки турбин у германского «Сименса» и североамериканской «Дженерал электрик». Там отлично знают, что российская энергетика совсем скоро потребует массовой замены многих сотен изношенных советских турбин, с 2022 до 2031 г. это потребует порядка 1,9 трлн рублей. В октябре 2019 г. правительство РФ официально, хотя негромко, объявило, что «отказывается от строительства ТЭЦ на экспериментальных турбинах российского производства».

Тему с турбинным провалом «Ростеха» замяли, хотя по позорности это превзошло даже известную недавнюю историю с корпусом реактора строящейся Россией Белорусской АЭС, который уронили при монтаже с 4 метров, после чего Минск потребовал полной замены этого зверски дорогого узла, изготовление которого занимает два года. Как и истории с новым генератором для энергоблока Серовской ГРЭС на 420 Мвт стоимостью 3,8 млрд руб., который ухитрились при перегрузке уронить и утопить в порту Роттердама (абсолютно новый генератор пролежал несколько суток на дне, его пришлось списать).

Налог на каждый вздох

Ещё больше вопросов, на которые могла бы ответить Счётная палата, вызывают вещи, которые у «Ростеха» получаются хорошо, и даже очень. Схема в основе крайне простая, но доступна не всем. Вкратце: нужно придумать новую платную услугу, принять закон, который навяжет её всей стране, после чего получить госконтракт на её исполнение, желательно, конечно, без конкурсов и торгов.

За примерами ходить далеко не надо, например, буквально недавно государство ввело систему цифровой маркировки товаров. Пока маркируют мех, табак, обувь и драгоценности. За каждую наклейку с маркировкой оператор системы получает 50 копеек. Мало? По расчётам экспертов, только с производителей табака за год капает 6 млрд рублей. Не считая того, что каждый производитель и каждый магазин в РФ обязан купить оборудование для системы стоимостью десятки тысяч рублей. Причём со временем систему маркировки обещают распространить вообще на все товары в РФ, то есть речь о доходе в сотни миллиардов рублей. Всю систему цинично назвали «Честный знак», от которого населению явно ни жарко ни холодно.

Кто счастливчик, которому капают все эти копейки «Честного знака», сливающиеся в многомиллиардное море? Это дочерняя компания Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Данное образование на паях принадлежит Ростеху и миллиардеру А. Усманову. Ранее Ростех создал не менее знаменитое СП с другим известным олигархом А. Ротенбергом. Это РТИТС – оператор скандальной системы «Платон». Между прочим, по условиям госконтракта, «Платон» гарантированно приносит им по 13 млрд руб. в год.

То есть народ уже выкладывает Чемезову с Ротенбергом многие миллиарды за Платон, потому что сбор с грузовых перевозок неизбежно ложится в цену товаров. Теперь грядёт чемезовско-усмановский сбор за «честные наклейки», и это только начало. Как насчёт заплатить ещё и за взвешивание грузовиков? Оператор «Платона» регулярно заговаривает про создание системы «автоматического массогабаритного взвешивания», которую он собирается установить в виде сотен пунктов на трассах, за счёт бюджета.

На этом фоне уже не удивляет недавний шум вокруг «системы алкозамков». То есть принудительной установки во все новые автомобили системы блокировки, которая сработает, если от водителя хоть каплю разит спиртным. В июле 2020 г. Минпромторг забросил первые пробные шары, заявив, что прорабатывает эту концепцию. При этом алкозамок стоит десятки тысяч рублей, которые автоматически включат в цену всех новых автомобилей. Главное, кто производитель замков? Первый, на кого указывают эксперты, – компания «Системные решения», 72% которой принадлежит жене С. Чемезова. Что дальше придумают в том же духе? В принципе с нынешним уровнем технологий не за горами время, когда можно будет обдирать население за каждый шаг или вздох.

Конечно, всё это очень малая часть больших и серьёзных вопросов к «Ростеху». Скорее, контуры огромного будущего вопросника, поскольку таких примеров явно непрофильной работы вроде бы оборонной госкорпорации десятки. Также хотелось бы, чтобы Счётная палата пролила подробный свет на текущие зарплаты и премии руководства, заодно подробно разобралась, почему штат «Ростеха» с каждым годом всё распухает (за семь лет прибавилось 147,2 тыс. человек), при этом производительность труда в целом по госкорпорации в пересчёте на работника с 2017 г. стоит на месте, а то и падает.

Поскольку проверка «Ростеха» идёт с декабря, велики шансы довольно скоро увидеть отчёт Счётной палаты. Будет ли он максимально подробным и честным? Это зависит от А. Кудрина, у которого ещё есть шансы избавиться от звания самого беззубого и скучного руководителя контрольного ведомства за все четверть века его существования.

 

Вместо разоблачений Кудрин всего лишь с помпой сообщил то, что все и так знают.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram