В автостоп-путешествии по направлению Иркутск — Чита самое страшное… нет, не подозрительный дальнобойщик, которого ты видишь впервые и с которым предстоит промчать сотню-другую километров! На самом деле «промчать» получается далеко не везде, на некоторых участках, особенно в зимний гололед, приходится осторожно «красться» и «тащиться», выжимая из тягачей последние силы. И эти километры извилистой дороги, с подъемами и резкими поворотами, которыми неприятно славится трасса от города Шелехова до поселка Култук (Култукский тракт, автодорога Р-258 «Байкал»), внушают куда большие опасения, чем в большинстве случаев добродушные и соскучившиеся по разговорам водители тяжелых фур. Но для них и для всех автолюбителей с пассажирами хорошие новости: открыт обход одного из самых опасных участков тракта, известного как «тещин язык».
Чтобы вы понимали «уровень дискомфорта» на спусках и подъемах, поделюсь воспоминаниями. Как-то нам довелось добираться до Култука с попутным бензовозом(!). На одном из жестких уклонов что-то задымилось в районе колеса. Уж не знаю, почему водитель схватился не за огнетушитель, а за коробку с соком, которой собрался «тушить пожары»… Но было действительно жутко. Почти так же, как однажды в момент заноса на уже упомянутом «тещином языке» движущегося перед нашей легковушкой маршрутного такси из Улан-Удэ. На секундочку представилось, как «кидануло» тогда пассажиров. Но, к счастью, в тот раз обошлось, беды не случилось.
В тот раз… А сколько было таких эпизодов с куда более печальным финалом? На Култукском тракте только в Шелеховском районе происходит порядка сотни аварий ежегодно. Не рассчитал — не вписался — оказался в кювете — хорошо, когда других не зацепил — если родился в рубашке, благодаришь бога, что жив остался. Не повезло — об опасности другим напомнит венок или крест на обочине.
Чтобы жутких дорожных историй было меньше, конечно, нужно во многом «перекроить», «спрямить» Култукский тракт, говорят водители. И этот процесс, несмотря на всю сложность и объемность задачи, стартовал. «Тещин язык» уже отрезан. Отрезан от федеральной трассы. Старый горный серпантин рекультивируют, высадят хвойные деревья.
«Дорога на Байкал — местная достопримечательность. Она строилась в сложные 40-е годы прошлого века. Трасса известна множеством крутых поворотов, затяжных подъемов и спусков. От тридцатого до сотого километра проходит по горной местности. Перепад высот составляет до пятисот метров, — пояснил депутат Государственной думы от Иркутской области, член комитета по транспорту и строительству Сергей Тен 28 августа во время торжественного открытия такого нужного дорожного обхода с 47-го по 55-й км. — И сейчас мы открываем для движения автотранспорта построенный по всем стандартам безопасности участок дороги. Хочу поблагодарить строителей за их самоотверженный труд, который позволил завершить такой грандиозный объект качественно и в срок».
Дорожники практически проложили в горах новую трассу. Для того чтобы маршрут впредь был ровным, потребовалось провести целый комплекс буровзрывных работ. «Глубина выемок грунта достигала сорока метров, а высота насыпей — 20 метров, — рассказал генеральный директор АО «Труд» Сергей Томшин. — Отсыпано более двух миллионов кубометров земляного полотна. Чтобы обеспечить его устойчивость, проектировщики предусмотрели устройство подпорных стенок из коробчатых габионов. Длина такой стенки — 250 метров».
А начальник подведомственного Росавтодору ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет заострил внимание на следующем: «Обход опасного горного серпантина сократит путь от Иркутска до Слюдянки на три километра. Его протяженность — 9,7 км. Новый участок соответствует параметрам второй технической категории. Ширина проезжей части — 7,5 метров. Пропускная способность увеличивается с шести до 14 тысяч машин в сутки, тем самым дорожники ликвидировали одно из самых узких мест на трассе».
Первыми по новому асфальту на автодороге Р-258 «Байкал» в обход «тещиного языка» торжественно проехали самосвалы подрядных организаций и транзитные дальнобойщики. Следом за большегрузами, салютуя дорожникам довольными звуковыми сигналами, по комфортному участку помчали все, кому нужно в сторону Култука — по делам или на отдых, на курорты Байкальска или соседней Бурятии, а то и вовсе до самого Владивостока.
Интенсивность движения по федеральной трассе Р-258 «Байкал» повышается, подчеркивают в Упрдор «Прибайкалье». Автомобильный поток идет и в Китай, и в Монголию. Соответственно, мощный грузовой трафик продиктовал использование при строительстве особо прочных материалов. Для обеспечения нужд большой стройки на близлежащей территории было смонтировано два асфальтобетонных завода. Они работали с материалами, добытыми из горных пород здесь же, в Шелеховском районе.
Для безопасности дорожного движения установлено более 11 км металлического барьерного ограждения, сигнальные столбики, 52 дорожных знака. Произведено устройство дополнительной полосы на подъем протяженностью почти 7 км. Появились и две просторных площадки для отдыха, а «отдохнувший водитель» равно «более внимательный водитель».
Оценивая безопасность нового участка, опытные водители говорят, что дорога, конечно, ни в какое сравнение со старым вариантом не идет: не «виляет», хорошая видимость, дополнительная полоса, панорама открывается красивейшая. Но появились и новые риски, связанные уже не с состоянием или рельефом дороги, а со стилем вождения некоторых водителей. С точки зрения аварийности существенный фактор — скорость. И чем прямее трасса — тем, пожалуй, больше желающих «положить стрелку» на спидометре. Как удержать таких «шумахеров» в разумных, безопасных и разрешенных рамках?
«Что дисциплинирует водителей? Очевидно, что комплексы фотовидеофиксации, — комментирует Роман Богачев, руководитель службы аварийных комиссаров автошколы «Дифференциал». — Соглашусь с тем, что как минимум 50% аварий можно было бы избежать, если бы участники соблюдали правила ПДД и обращали внимание на дорожные знаки. Наши комиссары оказывают помощь в оформлении ДТП в Шелеховском районе, в том числе выезжают на Култукский тракт. Часто на опасных участках приходится видеть последствия выезда на полосу встречного движения. Кто-то лихачит намеренно. Кого-то «выносит» на некомфортной скорости. Лишний раз хочется призвать соблюдать рекомендованный скоростной режим. Но призывы, как показывает опыт, работают все же хуже, чем наращивание количества камер на дорогах».
Кстати, в августе Упрдор «Прибайкалье» сообщило, что завершило работы по установке девяти комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Новые комплексы установлены на автомобильных дорогах Р-255 «Сибирь» (км 1599+450, км 1754+483, км 1768+770, км 1794+050, км 1819+410, км 1860+300, км 1866+650) и А-331 «Вилюй» (км 22+300, км 91+200).
Всего с 2019 года на сети автомобильных дорог ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» установлено 27 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Места установки камер определены с учетом сложившейся аварийности.
Что касается трассы Р-258 «Байкал», то уже озвучены планы по ее максимальной модернизации. Строительную эстафету принимает еще один извилистый участок — с 26-го по 47-й километр. Там нет таких жестких условий, как на «тещином языке», но есть несколько ненормативных поворотов, спусков и подъемов. К 2024 году эту дорогу спрямят в обход поселков Чистые Ключи и Моты. В этом году на месте трассировки нового участка запланирована геодезическая разбивка.
А затем, как пообещал глава ФКУ «Упрдор «Прибайкалье», дорожники займутся реконструкцией ближайшего к поселку Култук серпантина. На пугающем даже «бывалых дальнобоев» маршруте становится все меньше завитков.
Игорь Кобзев, исполняющий обязанности губернатора Иркутской области:
— Одна из стратегических задач правительства Иркутской области — приведение в нормативное состояние дорог на территории региона. Этот участок на Култукском тракте — первый шаг в повышении безопасности движения и качества автодорог. В сентябре в Иркутскую область планируется визит заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, после чего будет определена стратегия развития автодорожного строительства Приангарья на ближайшие пять лет.
Александр Ведерников, председатель Законодательного собрания Иркутской области:
— Новый долгожданный участок — это безопасные и комфортные десять километров, которые сберегут нервы всем водителям, особенно большегрузов. Увеличение пропускной способности повлияет на экономическое развитие территорий, а сокращение времени в пути позволит снизить себестоимость доставки грузов. Поэтому новая трасса имеет стратегическое значение.