> Мировой порядок против всеобщего братства - Аргументы Недели

//Общество 13+

Мировой порядок против всеобщего братства

№  () от 1 сентября 2020 [«Аргументы Недели », Сергей НИКИТИН ]

В издательстве «АН» вышла новая книга Леонида Ивашова «Геополитика русской цивилизации». Это очень примечательный и своеобразный труд, с которым мы продолжаем знакомить наших читателей.

Герои и Гармония

Систематизация – краеугольный камень любой науки. Выделить характерные черты какого-либо явления и разложить по полочкам – это, пожалуй, главная задача большинства учёных. Геополитики в этом плане не исключение. А поскольку в основе геополитических процессов лежит человек как «атом», строительный материал такого понятия, как Человечество, вычленить из огромной массы какие-то характерные черты, определяющие людей той или иной природы, означает понять, как эти люди формируют государства и цивилизации и какие черты и почему этим государствам придают.

Этот вопрос занимал и занимает многих, если не всех специалистов по геополитике и социологии. Вариантов предлагалось множество. Леонид Ивашов считает одним из наиболее правильных подход немецкого философа Вальтера Шубарта, ещё в 1938 году написавшего знаменитую книгу «Европа и душа Востока». В этой работе Шубарт выделил четыре основных архетипа, заложенных ещё в Первочеловека в качестве заданных потенциалов, которые руководят его сознанием и направляют все его помыслы и действия.

Какие же это архетипы?

Первым Вальтер Шубарт называет «Человека Гармонического».

Такой человек «…переживает Вселенную как космос, одушевлённый внутренней гармонией, не подлежащий ни человеческому водительству, ни оформлению, а долженствующий быть лишь созерцаемым и любимым... гомеровские греки, китайцы Кунг-Тцэ (так Шубарт называл великого китайского философа Кун-Цзы или, как мы его знаем, – Конфуция, прародителя целой культуры и философии), христианские готики – созвучие с миром».

Гармонический человек вписан в гармонию природы, космоса, высокодуховный, устремлённый ввысь, но выделяющий себя из серой массы своего сообщества. У такого архетипа нередко присутствует чувство собственной особости, величия, интеллектуального вождизма. Но такой вождь ведёт за собой людей не захватывать новые страны и даже не строить храмы, а раствориться в существе вещей, в природе, отринуть мирские позывы и стать частью мироздания.

Противоположностью «Человека Гармонического» является «Человек Героический». «Героический человек видит в мире хаос, который он должен оформить своей организующей силой… античный Рим, романские и германские народы современности (напомним, это работа середины прошлого века. С тех пор германцы и романцы свой героический пыл поутихомирили, зато их знамя подхватили англосаксы) – господство над миром»

Люди этого архетипа воинственны, полагаются на собственную силу, склонны к агрессии против других народов, стремятся подчинить и организовать по-своему собственное и другие пространства. Они зачастую одержимы идеей завоеваний, наведения должного порядка, навязывания воли. В сообществах подобного типа вполне возможны развитие высокой культуры, науки, военного искусства, проявление демократических норм правления. Но, как правило, страдает нравственность, духовность, отсутствуют гуманные начала, чувство сострадания. Каждый член такого сообщества воспитывается как человек-солдат, человек-порядок. Таковыми были римские легионы, золотоордынские улусы, северные варвары, покорившие Рим. Наиболее циничным проявлением этого архетипа стала гитлеровская Германия.

Аскеты и Мессии

Третий архетип – «Человек Аскетический». Он «…ощущает бытие как заблуждение, от которого он бежит в мистическую суть вещей. Он покидает мир без желания и надежды его улучшить… индусы, греки-неоплатоники – бегство от мира».

Этот тип иногда путают с «гармоническим». Но в отличие от «гармоников» «аскеты» не пассионарны, но неистовы в своих молитвах, покорны обстоятельствам, верят в высшие силы. Они не стремятся к личному успеху, благополучию, обогащению, не наносят обид другим людям. Наиболее характерной страной этого архетипа является Индия, где миллионы жителей категорически не желают улучшать свой быт. Именно благодаря сложившемуся архетипу Индостан неоднократно легко завоёвывался более пассионарными соседями, войсками Александра Македонского и даже малочисленным экспедиционным корпусом Англии. Таковы и многие африканские племена и островные жители.

И наконец «Человек Мессианский». Он «…чувствует себя призванным создать на Земле высший божественный порядок… первые христиане, большинство славян – освящение мира».

Мессианский архетип человека наиболее значим для выживания и гармоничного развития всего человечества. Это архетип, живущий проблемами других, в том числе и далёких людей и народов, человек, бескорыстно созидающий для общества.

Сообществам такого типа присущи общинный характер проживания и жизнедеятельности, коллективный тип организации пространства и защиты, взаимопомощь и служение богам. Люди этого типа гостеприимны, доверчивы, радушны. Эти свойства наиболее ярко проявляются у континентальных народов и цивилизаций.

Типичным архетипом мессианского человека являются представители русской цивилизации. Это русский мир.

Книги вы можете приобрести наложенным платежом, заказав по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636-51‑80 или направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книги можно купить по издательской цене в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636-51-80 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10:00 до 18:00.

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ «ЛИТРЕС» WWW.LITRES.RU



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте