Произведение является первой частью трилогии «Книга живых», завершающей роман-эпопею «Русский крест». Сам автор определяет жанр новой книги как политический триллер.
Хотелось показать всю подноготную
– Александр Алексеевич, в «Суперхане» вы рассказываете о постсоветском Казахстане. Хочется узнать причину такого интереса. Тем более что сейчас на наших глазах решается судьба ещё одной бывшей республики – Белоруссии.
– С Казахстаном меня связывает очень многое. Я прожил там 22 года: учился в университете, редактировал автомобильный журнал, был собкором «Комсомольской правды»… Поэтому знал многих, кто и сегодня там при власти. А после отъезда продолжал с интересом наблюдать за жизнью этой страны. К тому же казалось, что она подаёт большие надежды в плане построения демократического государства. Там поначалу брали курс на то, чтобы все национальности чувствовали себя нормально. Русских особо не притесняли. И мне хотелось понять: как за эти 30 постсоветских лет формировалась казахская государственность. Разобраться, что там произошло. Какое общество сложилось. Казахстан для меня – своеобразная лаборатория. Сложная многонациональная страна с разными укладами, где параллельно существовали и родовой строй, и социализм, и остатки имперской сущности. Потом сразу перешли в капитализм.
Но в России плохо представляют, что там происходит. У нас сложилось клише: Казахстан – наш союзник, друг. Там мудрый лидер нации. И всё распрекрасно. А у меня было своё знание. Поэтому хотелось им поделиться. Показать всю подноготную, о которой наш обыватель даже не догадывается: подводные течения, властные интриги, передел собственности, заказные убийства…
Там и сегодня идут неоднозначные процессы. Есть какие-то вещи, которые похожи и на Украину, и на Белоруссию. Например, принят закон о государственном языке, который выпер русских из органов власти. Развеялись и надежды на построение демократии. Казахстан, как и все бывшие советские республики за исключением России, превращается в национальное государство. Мне хотелось осмыслить этот путь. И показать, какие реально у нас отношения.
Мы ничего не знаем о том, что происходит у соседей
– Ещё недавно мы думали, что и у белорусов всё спокойно и хорошо…
– Да. Нам казалось, это тихие работяги. И будут вечно сидеть смирно, а Батька ими руководить – пальцы гнуть. И вдруг бум – проявилась воля народа. Сейчас там разворачиваются крупнейшие события. Для большинства россиян совершенно неожиданные. Потому что мы реально ничего не знаем о том, что происходит у наших соседей. Какие подспудные процессы. Изменения в сознании людей. Ведь если это страна вроде как дружественная, то мы к ней относимся некритически и даже не пытаемся исследовать.
Так же было с Украиной. Братья навек! А в 2014 году раз – и вывернулась шуба. Мы начинаем кричать: «Вражеские происки!» Но там уже всё переформатировали.
Аналогичная история повторяется с Белоруссией. Союзное государство. Батька – наше всё. И хоть последнее время вёл себя не как союзник, мы по-прежнему друзья. Наша пресса, наше общественное сознание продолжали эту линию. И вдруг – взрыв. Лукашенко, оказывается, не при делах. Сфальсифицировал выборы. И вообще, надоел.
Ещё один важный момент. Даже политологи наши зачастую не понимают: Белоруссия не Украина, где идёт борьба между олигархами, которые делят собственность. Здесь ещё ничего не приватизировано. Нет бизнеса, который стабилизировал бы обстановку. Всё принадлежит государству. И будь ты хоть простой рабочий, хоть директор завода, ты наёмный сотрудник. Выгонят – и свободен. Ничего, за что стоит бороться, у тебя нет. Батька сегодня мешает всем поживиться. Получить собственность. Вот что главное, а не честные выборы.
И второе: люди в Белоруссии изменились, а президент нет. Так и остался председателем колхоза. Власть должна соответствовать своему народу. А она хочет править по-старому. Но не может. И низы не хотят жить по-старому. Вот вам и классическая революционная ситуация.
В первую очередь мы – русские люди
– Над чем вы работаете сейчас?
– Во время недавнего путешествия по шолоховским местам я обнаружил очень важную вещь. Это разделение ныне живущих русских людей: на красных и белых, патриотов и либералов, богатых и нищих… Причём не только на уровне социальных групп, но и внутри каждого человека. Даже в себе я его ощутил. И осознал, что это тема для писательского разговора – духовное состояние нашего народа после 70 лет советской власти и 30 лет новой государственности. И я стал в неё погружаться.
Более того, эта поездка открыла глаза на события, происходившие с казачеством. А помог музей борьбы с большевизмом в станице Еланской. Причём попали мы туда спонтанно: посоветовал кто-то из местных. Место уникальное. Редкое явление в нашей постсоветской истории. Ведь сегодня она движется по кругу, возвращаясь к советским нормам. Музей этот построил человек по фамилии Мелихов – почти как у героя «Тихого Дона». Он собрал большую экспозицию, которая переворачивает многие представления о казачестве. Это стало для меня толчком. Долго недоумевал, осмысливал. И понял, что попал туда благодаря руке провидения. Она направила меня в эти края, чтобы поднятую Михаилом Шолоховым тему продолжить. Недавно снова съездил туда за необходимым материалом.
И сейчас работаю над третьей частью «Книги живых» – это будет повесть под названием «Роман и Дарья», которая расскажет о том, что же всё-таки происходит с нашим сознанием. Как отражаются в нём те проблемы и та рознь, которую принесла революция и старательно культивировала советская власть. Хотя бы век спустя нам уже пора примириться, найти общие точки. И признать, что в первую очередь мы – русские люди, а потом уже красные и белые, левые и правые…
Пандемия – урок для всего человечества
– Кроме «Суперхана» в вашей новой книге опубликован фрагмент ещё одной части трилогии под названием «Вирусы». Он посвящён пандемии. А ещё – нашим отношениям с природой. Что это? Моментальная реакция писателя на злобу дня или мысли, которые вы давно вынашивали?
– Открою маленькую тайну. Был сюжет, который я хранил в памяти. Его рассказал мне близкий друг и товарищ. О том, как вёз жену в хоспис умирать. Я прекрасно знал их ещё со времён студенческой юности, когда они были молодые, красивые. А потом встретился с ним через сорок лет в Казахстане. Меня потрясла история о том, как двое людей прожили долгую счастливую жизнь, а затем им пришлось отправиться в такое последнее путешествие.
И вот этот сюжет я до поры до времени держал про себя. Но когда вроде бы стал подступаться к нему, началась эпидемия. Одно наложилось на другое. Я вдруг осознал, что вирус показывает очень важную вещь. В нынешнем мире ответственность каждого человека возросла многократно. Скажем, командир атомной подводной лодки может уничтожить целый континент. Это понятно. Одной ракеты достаточно, чтобы убить миллионы. Но мы как-то забыли: сегодня жизнь стала настолько технологичной, что уже каждый из нас – рядовой обыватель – в какой-то момент может нажать не ту кнопку и совершить непоправимое.
Собственно, так и произошло. Глобализация усилилась – вирус из Китая мгновенно охватил весь земной шар и привёл к катастрофе невиданных масштабов. Казалось бы, простая вещь: чтобы этого не случилось, нужно было проявить ответственность. В чём-то себя ограничить. Поступиться личным комфортом. Но наша полная безалаберность – и простых людей, и политиков – привела к тому, к чему привела.
И вот так у меня родилась, я считаю, очень сильная вещь. Один мой друг, прочитав, даже назвал её притчей.
– Как, на ваш взгляд, изменится мир в результате случившегося?
– Думаю, эта эпидемия скажется на нашем психологическом состоянии. Изменятся стереотипы поведения. Раньше мы спокойно здоровались – сейчас рукопожатие отпало. Думаю, если это долго продержится – не будет казаться смешным то, что ты носишь маску или пользуешься антисептиком в быту. Многие привычные вещи станут другими.
Важно понять: нам всё время дают уроки. У меня есть знакомый. Он очень резко ездит на машине. Один раз ударил её, второй, третий – ага, начал что-то понимать. Вот так же отнёсся к пандемии, пока не доигрался и не заболел. Полтора месяца не может прийти в себя. Вот она жизнь. Даёт урок. И если не усваиваем – следующий уже более жестокий.
А пандемия – урок для всего человечества. Что-то у нас не так. Что-то мы делаем неправильно, куда-то не туда идём. Наверное, нужно всё это осмыслить и сделать важные выводы. Начиная с реформирования здравоохранения и заканчивая всё той же личной ответственностью каждого из нас.