На днях сразу несколько американских рыболовецких судов сообщили о напугавшей их огромной российской подлодке, всплывшей недалеко от территориальных вод США в районе Аляски. Кроме этого несколько траулеров сообщили о появившихся в районе острова Св. Матвея, относящегося к штату Аляска, отрядах российских боевых кораблей. Рыбаки решили: началась война. Оказалось – военные учения. Достаточно необычные.
Забыли про предупреждение
В американской береговой охране рыбакам ответили, что беспокоиться нечего – проводятся учения, о которых извещали заранее. А то, что проводят их в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) США, так на это есть полное право. Добывать или искать в ИЭЗ нефть или газ – нельзя. Рыбу ловить без разрешения страны – владелицы зоны тоже нельзя, а военные учения проводить можно. Запрещено лишь в территориальных или внутренних водах. Но на самом деле ситуация говорит о том, что американский властный механизм всё чаще даёт сбои даже в таких, казалось бы, мелочах.
Россия известила об учениях США заранее, выпустила NOTAM – бюллетень с координатами и датами, оповещающий о стрельбах, испытаниях, запрещающий в означенной зоне полёты и нахождение там гражданских воздушных и морских судов. Но американские власти забыли довести этот запрет до рыбаков. Да и сами рыбаки часто плевать хотели на чтение подобных бюллетеней – стремление поймать много рыбы перевешивает опасения случайно попасть под обстрел и утонуть. И у нас таких сорвиголов хватает тоже. В общем, нашим морякам пришлось буквально выгонять американских рыбаков из зоны учений.
Надежда – на качество
Название учений – «Океанский щит – 2020». Они проводятся не первый год и начинаются обычно почти сразу после празднования Дня ВМФ. На Балтике в них участвуют и корабли, пришедшие с других флотов на Главный военно-морской парад, – чтобы не зря ходили. Проводятся учения на нескольких или сразу на всех флотах России. В этом году, если верить западной военной специализированной прессе и различным военно-морским аналитикам, они прошли по агрессивному сценарию, хотя кораблей привлекли чуть меньше. Но ведь это учения – часть сил можно задействовать условно, на картах.
Началось всё на Балтике – с неё и начнём. Достаточно неплохой обзор об учениях написал один бельгийский отставной моряк, бывший командир тральщика ВМС Бельгии Ван Локерен. Он пишет, что, несмотря на использование в этом году чуть меньшего числа кораблей, российский флот действовал не по сценарию активной обороны на Балтике, а наступательно. Не исключено, сценарий предполагал использование силы Россией первыми.
Разумеется, руководство нашей страны всегда выставляет напоказ своё миролюбие, но не стоит забывать о том, чему ленинградская улица научила президента Путина, – если драка неизбежна, бить надо первым. И поскольку Россия никому не обещала неприменения как силы, так и ядерного оружия в случае непосредственной угрозы нападения на нашу страну – то ждать, пока на нас нападут, вовсе не обязательно. К тому же российский флот сильно ослаблен географией – он разделён на 4 удалённых друг от друга театра военных действий. Поэтому на разных театрах он может численно сильно уступать флотам противников. Надежда только на качественное превосходство – сверхзвуковые и гиперзвуковые противокорабельные ракеты (ПКР) оперативного назначения, наличие тактического ядерного оружия (ТЯО), ну и на выучку экипажей – без неё никак.
Балтийский дебют
Ван Локерен отмечает, что и в прошлом году, несмотря на оборонительный характер действий на Балтике, российский флот для обеспечения морского маршрута до Калининградского особого района ставил перед собой задачу достижения господства в воздухе и на море во всей Балтике. Так было и в этом году. Средства достижения следующие. Прежде всего – активное ведение разведки как спутниковой, авиационной, в том числе БПЛА, так и береговыми средствами, включая загоризонтные РЛС и средства радиотехнической разведки. Затем по выявленным морским целям нанесли условные удары береговые противокорабельные комплексы «Бастион-П» и «Бал» со сверхзвуковыми дальнобойными ПКР «Оникс» и дозвуковыми «Уран-У». Совместно с береговой авиацией и отрядами боевых кораблей и катеров.
Вероятно, условно использовались и ракетные комплексы «Искандер-М» – они недавно обрели и противокорабельные возможности. Попутно активно велась противолодочная борьба силами флота и авиации. Если надводные корабли, даже превосходящие числом, можно уничтожить сверхзвуковыми или новейшими гиперзвуковыми ПКР, то подлодки по-прежнему представляют опасность. Отмечается, что флот действовал крупными отрядами кораблей, включавшими в себя все находящиеся в строю сторожевые корабли, корветы, МРК и ракетные катера, а также минно-тральные силы. Но начали балтийцы с высадки морского десанта.
Затем, после «расчистки» Балтики от кораблей противника, отряды кораблей вышли в Северное море. Там нанесли условные ракетные удары по береговым целям и кораблям противника. Причём эскадра прихватила с собой и большие десантные корабли. После этого корабли вернулись в Балтику и, как полагают западные аналитики, условно заминировали «входную дверь» – Датские проливы.
У кого чего болит
Любопытно, что на «Океанский щит» на Балтике разные страны отреагировали по-разному. Натовцы просто изучают новый опыт и приёмы потенциального противника. А вот шведы традиционно приняли всё на свой счёт. Они посчитали, что условная высадка десанта производилась на их остров Готланд, который русские просто мечтают захватить. Да и вообще вся операция была против них, что стало темой номер один в шведских СМИ и сетях.
Тихоокеанский эндшпиль
Неизвестно, как именно протекают учения на Северном или Черноморском флоте – информации об этом нет. А вот на Тихом океане основные события разворачивались в Беринговом море, где были развёрнуты основные силы – более 15 кораблей во главе с ракетным крейсером «Варяг». Учениями руководит сам главком ВМФ адмирал Евменов с борта корабля командно-измерительного комплекса «Маршал Крылов». Корабль предназначен для отслеживания испытаний наших МБР или БРПЛ при пусках на максимальные дальности. После модернизации он получил массу оборудования, позволяющего ему быть ещё и штабом.
Напугавшей американских рыбаков подводной лодкой оказался российский атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами (АПРК) «Омск» проекта 949А «Антей». Он недавно вернулся в состав флота после ремонта и модернизации. Эти огромные подлодки на Западе справедливо зовут убийцами авианосцев. Сейчас они оснащены 24 сверхзвуковыми тяжёлыми ПКР «Гранит», но в ходе ведущейся модернизации получат минимум в 3 раза больше крылатых ракет (КР) «Калибр» и ПКР «Оникс», а также гиперзвуковые ПКР «Циркон». На учениях «Омск» поразил морскую цель на дистанции 320 км, а «Варяг» – на дальности 450 км. Одновременно береговые дивизионы «Бастион-П» поразили 2 цели на примерно таких же дальностях 2 ракетами. В общем, и на Дальнем Востоке «зачищали море от чужеродных элементов» по наступательно-агрессивному сценарию.
Страхи ни о чём
Кроме того, на Чукотке в бухте Провидения был высажен морской десант. Западные аналитики предположили, что таким образом наши ВМС отрабатывали высадку на Аляску или на один из Алеутских островов, принадлежащих США. Напомним, что все эти земли открыты русскими моряками. Тот же о-в Св. Матвея открыт русским лейтенантом Иваном Синдтом из состава северной экспедиции командора Беринга. Тот же отставной бельгиец предположил, что ВМФ РФ, отрабатывая активные действия в районе Аляски и Берингова моря, стремится «запечатать» свой Северный морской путь и обезопасить коммуникации и районы действия своих морских стратегических сил в условиях «завязки» войны.
При этом, по мнению Ван Локерена, Россия рассчитывает, что многочисленный и быстро растущий китайский флот свяжет основные силы ВМС США и их союзников южнее. Тем более в эти же дни южнее идут коалиционные учения США и их союзников «РИМПАК-2020». В этом году они намного скромнее самих себя по привлечённым силам – просто бледная тень. Причина понятна – коронавирус. Когда-то в «РИМПАКе» участвовали и Россия, и Китай. Теперь там собирается «клуб боящихся Китая» – Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Сингапур.
Но в целом страхи шведов и прочих обеспокоенных беспочвенны. Армия на то и армия, чтобы готовиться к самым различным сценариям боевых действий с разными наборами противников, в любых ситуациях, в том числе и превентивно, невзирая на речи политиков. Иначе грош ей цена.
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»