Белоснежный красавец в архангельском порту
27 августа 2020, 08:32 [«Аргументы Недели», Александр Чуйков ]
Ночью архангельский порт – это засада. Засада из грязи, грузовиков, рабочих. Шлагбаум, пропускная система. У деревянного причала на Северной Двине стоит ярко освященное элегантное на этом фоне научно-исследовательское судно «Мстислав Келдыш». Ученые в очередную экспедицию «АМК-81» приезжают преимущественно вечерним самолетом из Москвы или ранним утренним поездом.
Судно между экспедициями как брошенный ребенок. Один родитель уходит, другой собирается зайти. Сменщику рассказывают, что натворил шалопай. А у «шалопая» в анамнезе немало болячек. «Келдыш» судно старенькое, 1980 года рождения. На лечениях-ремонтах в последние годы зело экономили. Чиновники, с 2013 управляющие российской наукой, надеемся, совершено искренне (а не со злым умыслом!) не понимают, что управлять флотом должны профессионалы, а не отставные учителя географии.
Ну, нельзя пожилого «шалопая» гонять в хвост и гриву, «не меняя подков». Из четырех главных машин одна постоянно выходит из строя. Только какое-то отчаянное мастерство механиков позволяет поддерживать относительно нормальный ритм корабельного сердца.
Во время прошлогодней арктической экспедиции, которая выполнялась по личному указанию Владимира Путина (!) из-за экономии на ремонте, деньги на который распределяет Минобрнауки, полетело все, что могло и не могло….
- Еще до выхода вышла из строя одна из четырех машин главного двигателя. Весь рейс мы ходили с меньшей скоростью на трех машинах, каждая из которых попеременно выходила из строя – перегрев, лопались трубы и др. Машинная команда все время была занята починкой.
Несколько раз выходило из строя подруливающее устройство. Это значит, что при работе на станциях мы не могли держаться в заданной точке. А при заходе в порт могли и не встать к причалу. Вышли из строя две важные лебедки для глубоководных работ. С трудом поднимается якорь. Ему надо помогать краном – плохо работает гидравлика. Не работают успокоители качки – вышли из строя много лет назад. Еле-еле работает кондиционер.
За полтора месяца до окончания рейса вышел из строя опреснитель. Героическими усилиями машинной команды его починили. Но мы идем в режиме жесткой экономии пресной воды. При такой работе судна нас могут задержать в любом порту, - рассказывал «АН» начальник экспедиции доктор наук Евгений Морозов.
Рядовые участники вспоминают родное министерство еще жестче: «Несколько раз мы из-за проблем с подруливающим устройством чуть не врезались в другие суда. Позорились с якорем. И так далее. Работать в шторм на «Келдыше» практически невозможно: не отремонтирован успокоитель качки. Уходим от шторма в порты, а это простой. В общем, в один момент даже захотелось, что бы мы потонули бы к чертям. Вышел бы скандал такой! На весь мир! Может быть, тогда бы они задумались: каково людей на неисправном пароходе в море отправлять!».
Кстати, после того антарктического похода Миннауки фактически до сентября не могло найти денег на регистровый ремонт, и Институт океанологии изыскивал свои крайне ограниченные средства («АН» трубил об этом во все трубы в цикле материалов «Научная Цусима»). Деньги пришли, когда «Келдыша» уже отремонтировали, и он начал работать.
Сегодня 76 ученых из 5 научных институтов выйдут в месячную экспедицию в Карское море для изучения его экосистемы и крупнейших в Арктике накопленных рисков, связанных с радиоактивными захоронениями.
Редакция благодарит за помощь Председателя Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслава Штырова.