Недавно аналитическая служба «FinExpertiza» на основании данных Росприроднадзора составила рейтинг регионов с самым загрязненным воздухом. В 2019 году три четверти всех выбросов (из 22,7 млн т) принадлежат крупнейшим российским предприятиям. Решить проблему можно, но никто не собирается. А потому что копеечка рубль бережет.
Рейтинг по показателям выбросов загрязняющих веществ предприятиями в атмосферу:Красноярский край – 2432 тыс. т
Кемеровская область – 1760 тыс. т
Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) – 1270 тыс. т
Свердловская область – 898 тыс. т
Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) – 763 тыс. т
Иркутская область – 644 тыс. т
Башкортостан – 471 тыс. т
Челябинская область – 493 тыс. т
Оренбургская область – 452 тыс. т
Краснодарский край – 432 тыс. т
Рейтинг мы, конечно, изучили. А потом решили рассмотреть некоторые предприятия в регионах-лидерах, которые, получается, и стали виновниками всего этого экологического безобразия.
Начнем с Красноярского края и всем известных заводов «Норникеля», принадлежащих Владимиру Потанину и «Русалу» под руководством Олега Дерипаски. Доналоговая прибыль «Норникеля» за 2019 год оказалась на рекордном уровне и составила $7,92 млрд. Небезопасно. А что делать? Переведешь то же производство алюминия на безопасные безуглеродные технологии – меньше получишь. А денег должно быть много.
Перемещаемся в Кемеровскую область, погрязшую в угольной пыли, которая вредит и воздуху, и воде, и почве. Конечно, всем понятно, что уголь – уходящая технология, от которой нужно отказаться в пользу возобновляемой энергетики, но бизнес от этого решил снова обособиться. Зато государственных субсидий требовать не стесняется. Прибыль, разумеется, получает тоже хорошую. Как пример, угольная компания «Распадская», занимающаяся добычей и обогащением угля в Кемеровской области. Основной акционер компании – «Евраз». На 2020 год чистая прибыль «Распадской» пусть и уменьшилась с января по июнь, но составила $104 млн.
Переносимся в ХМАО. Там сильнее всего загрязняет атмосферу металлургия. Страдает экология и от нефтегазодобывающей промышленности. Там и выбросы сероводорода, и разливы нефти на землю и в воду. При этом нефтяники упрямо сопротивляются изменениям в технологии, которые затратны, но которые бы повысили экологическую чистоту. Зато тот же «Сургутнефтегаз» по итогам первого квартала 2020 года получил прибыль в 716 млрд рублей.
Вместе с этим, крупнейшие загрязнители почему-то с легкостью избегают оплаты за реальный ущерб окружающей среде, а «Норникель» получает только штраф. Будет ли возмещен ущерб экосистеме региона?
Зато полученные суммы ласкают бизнесменам душу, а приходить к менее вредным для окружающей среды способам производства, понятно, не хочется – затратнее. Лучше больше в карман положить, чем на какое-то там благополучие граждан. Ну, а мы просто всем этим дышим и ничего не можем поделать.