Благодаря современному развитию индустрии туризма в летний сезон многие желающие совершают восхождения на знаменательные вершины Европы – Эльбрус и Монблан. Все дело в транспортной доступности этих горных массивов и относительной простоте восхождения на их вершины. В среднем в год на Монблан поднимаются до 30 тыс. человек, а на восточную вершину Эльбруса – до 20 тыс. человек. Желающих посетить западную вершину Эльбруса тоже не мало, но они все учтены в общей статистике. В ту же двадцатку тысяч входят и те, кто совершают «крест Эльбруса», то есть в ходе одного восхождения поднимаются на обе его вершины. Во многом из-за популярности эти две горы уже давно стали самыми смертоносными в Европе. Бывали годы, когда на Монблане за сезон погибало более ста человек, рекорд Эльбруса пришелся на 2016 года и он составил 30 умерших. Свой урожай смертей пожинают и другие вершины. О том, как происходят смертельные аварии в горах – этот рассказ.
На память пришел один трагикомичный случай из начала 1980-х, к счастью - не летальный. Был погожий день, к приюту «Одиннадцати», который располагался на южном склоне Эльбруса на высоте примерно 4100 м подъехал груженый туристами ратрак. Один из них – крепкий, мышцастый детина – «качок», лихо соскочил из кузова на снег с бутылкой «Советского шампанского» в руках, мгновенно откупорил ее и сделал жадный глоток прямо из бутылочного горла. Потом он выронил из рук бутылку и повалился на спину. У него изо рта и из носа сначала хлестано «шампанское», затем сопли и слюни с пеной. Нет, он не умер, его быстренько увезли вниз на том же ратраке и «откачали». Но, осадок в душе от этого зрелища остался. Парень не задумался о том, что на такой высоте атмосферное давление значительно ниже, чем внизу. К тому же, бутылку с газированным вином он от души растряс при перевозке. А в условиях высокогорья избыточная мышечная масса - страшнее ожирения. Такому телу требуется много кислорода, его нехватка на высоте 4000 м особенно чувствительна. Кроме гидравлического удара внутрь носоглотки этот молодой человек испытал на себе острую гипоксию.
Есть и те, кому не удается выжить. Не имея альпинистских навыков, специальной обуви кошек и ледорубов, «дикие» туристы поднимаются, используя возможности современной техники, на высокогорные склоны Эльбруса, выходят на открытый лед, не удерживаются на ногах падают и скользят до ближайшей трещины, которая может достигать глубины в несколько десятков метров. Падение в нее означает - безвременную кончину, порой в мучениях. Но есть и другие примеры. Организованные группы горных туристов порой проводят тренировки на довольно-таки пологих склонах Эльбруса, полагая это дело безопасным. Одна из таких групп поднялась к скалам Пастухова и заночевала там в тренировочных целях. Они решили обойтись без палаток – отрыли себе снежную пещеру и разместились в ней. Через три дня спасатели обнаружили эту группу, все были мертвы.
Очень часто восходителей на этой горе захватывает штормовая погода. Если в грозу пропадают люди на южном фасе Эльбруса, в дальнейшем спасатели в первую очередь ищут их трупы в так называемых правом и левом трупосборниках, которые находятся чуть ниже скал Пастухова правее правой и левее левой скальных гряд. Я вам расскажу, как выглядит склон Эльбруса в грозу.
Ветер сносит с ног. В лицо жестко бьет острая и жесткая, как стекло, снежная крупа. Воздух наполнен статическим электричеством. Снег влажный и облепляя вас мгновенно превращается в ледяную корку, с которой необходимо постоянно бороться. Эта субстанция забивает рот и нос, чтобы дышать необходимы умопомрачительные манипуляции. Статическое электричество наполняет воздух. Если поднять вверх руку, ее сразу же окутывает голубоватый нимб, и она зуммерит. Чем выше вы будете ее поднимать, тем сильнее будет звук. Это означает, что вы попали в переделку. Затем разряды молний начинают бить вокруг, каждая вспышка слепит и сопровождается громким хлопком, подобно взрыву. Если вы продолжаете видеть этот триллер - вам повезло, это значит молния еще не убила вас. Вскоре электрические разряды искрясь начинают бить вокруг с частотой пулемета, если вы не покинете немедленно этот участок – вам конец. И приходится идти вслепую. Если у вас есть до автоматизма отработанные альпинистские навыки, ваше тело поведет вас в правильном направлении. А если нет – вы покойник и никакой его величество случай вам не поможет. Не удар молнии, так падение в ледниковую трещину прекратит все ваши мучения. Были случаи, когда люди умирали, не получив электрический разряд и не разбившись после полета в бездну бергшрунда (ледниковая трещина). Их убивал запредельный страх или крайнее истощение как физическое, так и психологическое.
Помимо всех вышеперечисленных чудес вас начинают преследовать видения (из-за гипоксии и крайней усталости) настолько натуральные, что их невозможно отличить от реальности. Например, к вам может прийти давно умерший знакомый или родственник и говорить в вами, как живой. Или другой совершено незнакомый вам визитер. Он или она будут забавлять вас беседой и предлагать пойти на верную смерть, убеждая в полной безопасности предложенного пути. По собственному опыту знаю - в таких случаях спасают только чувство юмора и самоирония. К тому же не стоит забывать, что Эльбрус – вулкан, при приближении к перемычке порой очень отчетливо ощущается запах сероводорода и человек здесь вовсе не при чем, воздух портит сама гора.
Склон Монблана в грозу выглядит не слаще. Но в хорошую погоду он весьма живописен на вид. Подъем на эту гору по классическому маршруту уже не в моде. Современные туристы, искатели острых ощущений, не желающие тратить годы на альпинистскую подготовку, предпочитают подняться на пик Эгвий Дю-Миди (3843 м) в вагончике канатки, а затем идти на Монблан через вершины Монблан Дю-Такюль и Мон-Моди. Однажды на моих глазах группа из восьми дебютантов решила обойти очередь на проход по ледовой стенке с использованием провешенной местным гидами веревке по ледовому мосту через довольно широкую и глубокую трещину. Все восемь вышли на непрочную перемычку и находилась на ней одновременно, далее произошло неизбежное.
Ледовый мост обрушился, подняв в воздух белесую пыль. Все погибли. На Монблане порой умирают во время спуска с вершины, неподготовленным людям не хватает сил на обратный путь. Из-за усталости и гипоксии притупляется чувство опасности и человек совершает безрассудные действия, ведущие к летальному исходу. Иногда, очень редко, кончина приходит от истощения. Тем или иным способом, смерть на этой горе каждый год собирает обильный урожай. Статистика неумолима.