Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Петербург → Общество 13+

Проза над линией фронта

, 15:41

Проза над линией фронта

Второй год в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме с 20 по 28 августа работает Открытая литературная школа.

Тема «Проза над линией фронта»  посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Стать слушателем Школы может каждый, кто хочет познакомиться с современным литературным процессом в России. Благодаря поддержке Фонда президентских грантов участие для слушателей бесплатное. К прямым трансляциям подключайтесь на странице VK Музея Анны Ахматовой: https://vk.com/akhmatova.museum

Кураторы проекта – писатели Андрей Аствацатуров и Александр Снегирев – представят на одной площадке известных российских авторов, пишущих о военных событиях.Принять участие в работе школы в этом году приглашены: Андрей Геласимов, Наринэ Абгарян, Александр Бушковский, Илья Бояшов, Александр Мелихов, Герман Садулаев, Ольга Погодина-Кузмина, Вадим Левенталь. Автор и руководитель проекта - Мила Кудряшова. 

Приглашенные писатели ответили на вопрос:  Можете ли вы представить современный мир без войны? 

Андрей Геласимов: 

Проза над линией фронта

При том состоянии, в котором находится современная общественная мораль, единственным рычагом, способным удержать нас от войны, является полный и окончательный паритет сил. Однако все мы рождаемся на свет разными: одни талантливы, другие - нет; одни красивы, другие - не очень; кто-то силен, кто-то слаб. При этом надо учитывать, что мы приходим в мир с ярко выраженной конкурентной основой. Сила, не сдерживаемая моралью или другой силой, в любом случае попытается реализовать свое превосходство, и это неизбежно приведет к войне, поскольку условия для нее созданы до нашего рождения. Мне бы хотелось верить в иные перспективы для человечества, но изменить, кажется, ничего нельзя. 

Ольга Погодина-Кузмина: 

Проза над линией фронта

На протяжение тысячелетий человечество ищет войне замену – зрелища, бои гладиаторов, рыцарские турниры, спорт, компьютерные игры. Но поиски пока безуспешны. Как ни цинично это прозвучит, но война - это одна из форм общественных отношений, механизм эволюции. Из всех видов нашей деятельности культура – единственное, что противостоит войне. И только развитие культуры может приблизить то время, когда в мире закончатся все войны. 

Александр Бушковский:

Проза над линией фронта

Мне кажется, вопрос не совсем корректен. Почему «современный»? Мир всегда современен живущим в нём людям. И каким бы мирным он им ни казался на временных отрезках между Чингисханом, Наполеоном и Гитлером, война в нём постоянно тлела, периодически вспыхивая. Если считать современным нам мир первой трети двадцать первого века, не говоря даже о конце двадцатого – с Афганистаном, Ираком, Сербией, Чечнёй и т. д., то как сейчас представить его без Украины или Сирии? Поэтому точнее будет: «Можете ли вы представить мир без войны»? 

Чтобы ответить на вопрос, не надо геополитики, макроэкономики, религии и прочих явлений и чудес. Мне достаточно прислушаться к своему собственному нутру и признаться, что я и сам с собой-то не могу надолго примириться, что уж о глобальном мире рассуждать! Раздражают собственные, мягко говоря, несовершенства, как тут полюбишь чужие уродства? Чтобы не воевать, надо любить, как призывали хиппи, но где они теперь, последние романтики расширенного сознания, и кто в этом мире отличает добро от зла? От любви до ненависти, говорят, всего один шаг, зато в обратную сторону не дошагаешь, хоть три пары солдатских «кирзачей» сотри. Потому и начинаются войны по любому поводу или вовсе без него. (И лучше бы внезапно. Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого его не окажется в нужный момент. Так считал философствующий бандит Абдулла из «Белого солнца пустыни».) А продолжаются потом годами и десятилетиями, до победного конца или до полного уничтожения. 

Не хочется думать, что война в природе человека, однако свободная воля, дарованная ему, почему-то не любовь открыла, а довела до греха. От зависти и гордыни притащила за загривок к ненависти и первому братоубийству. Вот и катится колесо войны, не останавливаясь, через всю историю человечества. И есть опасение, что докатится до финальной точки этой истории. 

Основные мероприятия Школы включают в себя проведение интерактивных мастер-классов, лекции модераторов школы, постановки читок отрывков из произведений выступающих авторов театральной группой проекта. 

Открытая литературная школа «Проза над линией фронта» 

20 – 28 августа

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме: лекции, читки, мастер-классы;

Музей Владимира Набокова СПбГУ: круглые столы;

Прямые трансляции — на сайте музея.

Проект проходит при поддержке Фонда президентских грантов.

Расписание мастер-классов и круглых столов

20 – 28 августа

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (лекции, читки, мастер-классы);

Музей Владимира Набокова СПбГУ (круглые столы);

Мастер-класс включает вводную лекцию куратора, мастер класс-писателя и читку эпизода из произведения автора.

20.08. 18.30

Лекция: Андрей Аствацатуров

Мастер-класс: Герман Садулаев

Проза над линией фронта

Андрей Аствацатуров

Герман Садулаев: 

Проза над линией фронта

«ЛЕЙТЕНАНТСКАЯ ПРОЗА» И СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

После Победы в Великой Отечественной войне появилось литературное направление, названное «лейтенантской прозой». Для авторов-«лейтенантов» было характерно наличие собственного боевого опыта и использование лично пережитых событий в качестве сюжетной основы. Недавно Леонид Юзефович на вопрос о книге одного современного автора про войну на Донбассе сказал: «Не читал и не собираюсь, мне не интересно, что нафантазировал о войне человек, который там ни разу не был, даже в качестве военного журналиста». Нужна ли новая «лейтенантская проза» о недавних и текущих военных конфликтах, есть ли она или какой она могла бы быть?

21.08. 14.00

Круглый стол

Презентация посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне пятого номера журнала "Дружба народов".

Участвуют: Сергей Надеев, Галина Климова, Александр Снегирёв, Александр Мелихов, Александр Бушковский, Илья Бояшов, Тимур Максютов, Мария Ануфриева, Ольга Погодина-Кузмина и др.

21.08. 18.30

Лекция: Андрей Аствацатуров

Мастер-класс: Андрей Геласимов

Андрей Геласимов:

АННА КАРЕНИНА НА ЭКРАНЕ – ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВ ТОЛСТОГО В МИРОВОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Мастер-класс «Экранизации Анны Карениной» строится вокруг киноверсии Карена Шахназарова, в которой основные рассказчики находятся на фронте во время Русско-Японской войны 1904-1905 гг. Участникам семинара предлагается анализ рамочной конструкции повествования, являющейся катализатором лирических событий. Контрапункт военного быта и классического сюжета о супружеской неверности создает множество возможностей для того, чтобы взглянуть по-новому на историю Анны, ее мужа, любовника и сына. Образ войны вносит в их отношения глубокие трагические ноты.

22.08. 18.30

Лекция: Андрей Аствацатуров

Мастер-класс: Александр Бушковский

Александр Бушковский:

ПИСАТЕЛЬ И ВОЙНА

Не так давно журнал «Дружба народов» попросил писателей назвать «главные» в их жизни книги о войне. Мои коллеги по виртуальному круглому столу говорили о батальной теме в мировой литературе со времен Гомера. Однако «Илиада» или, скажем, «Песнь о Роланде» героизируют войну, а мне гораздо ближе отношение к ней Льва Толстого в его «Севастопольских рассказах», Гаршина в его военном цикле, Ремарка в романе «На Западном фронте без перемен» или Константина Воробьева в повести «Убиты под Москвой». Главный посыл этих книг одинаковый, ясный и, на мой взгляд, единственно возможный и правильный: никакого смысла, никакой романтики, ничего возвышающего или очищающего душу на войне нет. Только страх, боль, грязь, бессмысленная кровь и изматывающая бессозидательная работа. Это зло в чистом виде и, думаю, некое попущение свыше.

Что же такое военная проза лично для меня? Это просто попытка избавиться от ломки после долгого приёма внутрь всякой гадости: страха, злости, лжи, подлости, патриотизма, национализма, интернационализма, конституционного правопорядка, чести мундира, боевого братства, правды жизни…

Боюсь, война в мире – это результат войны в головах. Не возьмусь судить о других, могу выразить только своё личное к ней отношение. Весьма возможно, что война – зло неизбежное, могу также допустить, что бывает с чьей-то стороны и справедливая война. Сам же я не намерен участвовать больше ни в какой. И жалею, что пришлось некоторым образом участвовать. Я не уверен, что среди людей у меня есть враги. Как поёт БГ, «я не могу принять сторону, я не знаю никого, кто не прав».

23.08. 18.30

Лекция: Александр Снегирев

Проза над линией фронта

Александр Снегирев

Мастер-класс: Александр Мелихов 

Александр Мелихов:

Проза над линией фронта

ЖЕРТВЫ ТЫЛА

В романе «Красный Сион» война проходит как отдаленный катаклизм, своим крылом, однако, разрушающий жизнь культурного еврейского семейства, проживавшего на границе Польши с Советским Союзом. Семье чудом удается бежать, условно говоря, от Гитлера к Сталину, но война своими щупальцами дотягивается до всех. Кого-то убивают, кто-то убивает себя сам, кто-то попадает в тюрьму, а кто-то выживает, но меняется необратимо.

В романе же «Свидание с Квазимодо» война впрямую никак не участвует, но, тем не менее, он косвенным образом откликается на донбасские события — в нем изображаются и обсуждаются убийства, совершающиеся во имя красоты.

24.08. 12.00

Круглый стол редакции и авторов журнала «Дружба народов» 

Главные книги о войне всех времен и народов через призму отношении общества к войне в новом веке.

Участвуют: Сергей Надеев, Галина Климова, Александр Снегирёв, Александр Мелихов, Михаил Кураев, Герман Садулаев, Ольга Погодина-Кузмина, Александр Бушковский, Илья Бояшов, Тимур Максютов и др. 

25.08. 18.30

Лекция: Александр Снегирев

Мастер-класс: Наринэ Абгарян

Наринэ Абгарян: 

НЕВОЗМОЖНОСТЬ РАСПРОЩАТЬСЯ С ВОЙНОЙ

Мне так и не удалось превратиться в стороннего наблюдателя войны. Это оказалось невозможным по ряду причин. Во-первых, страна, в которой я родилась и выросла, до сих пор ведёт боевые действия, и каждый мой приезд — мгновенное погружение в прошлое. Во-вторых, количество войн в мире не сокращается, а совсем наоборот — увеличивается. Тому, кто хоть однажды пропустил войну через себя, никогда не удастся оставаться равнодушным к ней.

Мы — представители того наивного поколения, которое росло с лозунгом «Миру — мир» и искренне верило в светлое и справедливое будущее. Нас учили верить, но не действовать. Потому, наверное, мы и провалили мир.

И всё, что нам теперь остаётся — рассказывать о войнах, которые мы не смогли предотвратить. И надеяться на поколение двадцатилетних, которое умеет не только верить, но и не боится действовать.

26.08. 18.30

Лекция: Александр Снегирев

Мастер-класс: Вадим Левенталь

Вадим Левенталь: 

НА ХРЕНА НАМ ВОЙНА

Зачем современному писателю тема войны? И, если так уж приспичило, как ее описывать? Особенно тому, кто тяжелее ложки ничего в руках не держал? Наконец, какую именно войну как описывать? Одно дело – война Алой и Белой розы, другое — Великая Отечественная, и совсем другое дело — война зергов и протосов. Или на самом деле нет, а все войны одинаковы? Об этом и поговорим.

27.08. 18.30

Лекция: Андрей Аствацатуров

Мастер-класс: Ольга Погодина-Кузмина

Ольга Погодина-Кузмина:

ЖИЗНЬ ДО И ПОСЛЕ: ТРАВМА ВОЙНЫ

Роман «Уран» описывает события 1953 года, происходящие спустя десятилетие после войны. Но и сюжет, и атмосфера, и философия романа связаны с войной, как с родовой пуповиной новой истории страны. 

Война как новая религия породила своих святых и мучеников, своих апостолов и предателей.   Для советского общества война стала огромной травмой, нанесенной людям и обществу, это было труднейшее испытание. Однако Победа стала точкой сборки новой истории страны, фундаментом будущей государственной идеологии и подлинно народной мифологии. 

Важной исследовательской задачей моей книги стала реконструкция этого мифа с позиций опыта сегодняшнего дня. Я пытаюсь проследить и формирование тех линий разлома, которые породила война. Это и проблема пособников нацизма, таких как прибалтийские «лесные братья», и тема советских детей в разведывательных школах Абвера — этому посвящен заявленный отрывок романа. 

Начало нового противостояния СССР и стран Запада в «холодной войне» тоже ведет свой отсчет со времени Второй мировой. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки открыли дверь в новую, атомную эпоху. «Уран» повествует о вовлеченности всей советской страны в создание «ядерного щита» государства. 

28.08. 18.30

Лекция: Андрей Аствацатуров

Мастер-класс: Илья Бояшов

Илья Бояшов:

ВОЙНА И МИФ 

Новое поколение авторов, пишущих о войне, выбирает особый ракурс, принципиально новую оптику, отчасти вбирающую опыт прежний поколений, отчасти отличающуюся от них. На первый план здесь нередко выходит мистическая составляющая. Кроме того, война в такой ситуации неизбежно превращается из «войны окопной правды» в легенду, миф, сказку. Мы сделаем попытку понять этот новый принцип и ответить на вопрос, насколько убедительно смешивать в военном творчестве фантастические и реальные элементы.

***

Кураторы проекта – писатели Андрей Аствацатуров, Александр Снегирев.

Режиссер читок – Ксения Никитина

Мастер-классы: 

Андрей Геласимов, Наринэ Абгарян, Александр Бушковский, Илья Бояшов, Александр Мелихов, Герман Садулаев, Ольга Погодина-Кузмина, Вадим Левенталь.

Автор и руководитель проекта – Мила Кудряшова 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram