> Владыки океанов - Аргументы Недели

//Общество 13+

Владыки океанов

№  () от 18 августа 2020 [«Аргументы Недели », Сергей НИКИТИН ]

В издательстве «АН» вышла книга Леонида Ивашова «Геополитика русской цивилизации». Это очень примечательный и своеобразный труд, с которым мы продолжаем знакомить наших читателей.

Морские разбойники

В предыдущей публикации мы вместе с автором книги рассмотрели, как и из чего формировались «сухопутные цивилизации», как складывались их ценности и традиции, выкристаллизовывался архетип человека суши.

Иной жизненный уклад формируется у людей, тесно связанных с морем. Морские просторы требуют иного способа действий для выживания и развития. Во-первых, бескрайние пространства и возможность передвигаться в любом направлении, без строгой привязки к конкретному маршруту, рождают масштабность мысли, чувство свободы и невосприятие строгой иерархии подчинённости. Ватага морских разбойников или исследователей, стремящаяся к неведомому за горизонтом, ведома железной рукой капитана или атамана, но всегда готова сместить его, если в их среде найдётся более сильный и достойный, а капитан даст слабину.

Во-вторых, разнообразный потенциал моря способствует выбору каждым отдельным человеком собственного целеполагания и способа действий, что воспитывает крайний индивидуализм. Объединение в коллектив происходит, как правило, для решения возникших общих задач, после достижения которых коллектив распускается. Те же норманны-викинги собирались в отряд только для набега. А после захватнической операции – удачной или неудачной – возвращались к своим обычным делам. Власть военных вождей распространялась только на время набега. Дома их ждали другие, постоянные конунги.

И главное – люди, живущие морем, всегда идут за добычей того, что они не взращивали. Даже если это простые рыбаки. И это ощущение добычи постоянно нарастает, индивид и группы индивидов, объединившихся ради взаимной выгоды, активно ищут новые пространства и способы для увеличения добычи. Причём не только в пучине морских глубин, но на поверхности морской глади (пиратство), а затем и на островных и чуждых прибрежных территориях, среди себе подобных. Так рыбаки превращались в разбойников.

Объединяются в крупные сообщества люди моря для более масштабной добычи и не более того. Всё остальное вторично. А поскольку море воспитывает у человека особые свойства (чувство свободы действий, индивидуализм, стремление к быстрой выгоде), то индивиды формируют удобные именно для них и эффективные общественные отношения и правила. Это приоритет прав человека-индивида, презрительное отношение к народам – объектам добычи.

Какой образ жизни: морской или континентальный, общинный или индивидуальный, более прогрессивен? Что выше – права индивида или права народа? Вопрос, однозначного ответа на который сегодня нет.

Тесная Европа

Морские народы в целом похожи друг на друга. Хотя, казалось бы, что может быть общего между маори и финикийцами или между норманнами и американцами? Тем не менее если отбросить внешнее, то глубинных различий между ними мало.

Другое дело – континент. Здесь слишком много различий, обусловленных географией и климатом. Поэтому европейцы сильно отличаются от русских или китайцев.

Земледельцы Европы, где нет пространств, подобных России, где каждый квадратный метр земли является предметом споров, междоусобиц, войн, заинтересованы в необходимости жёсткого правового регулирования всей деятельности человека, склонны к индивидуальному и семейному характеру труда. Коллективизм здесь возникает лишь эпизодически, по мере потребности в нём. Ограниченность территорий и природных ресурсов воспитывает в каждом человеке внутреннюю потребность в экспансии. Мягкий климат делает возможным круглогодичный ритмичный труд. Он же приучает человека к комфорту.

Но к природе здесь формируется потребительское отношение. У русских слишком много лесов, степей, гор. Поэтому они живут в природе, а не выкачивают из неё всё, что можно. У европейцев всегда было слишком много конкурентов из соседних деревень. Не ты свалишь дерево, значит, это сделает сосед.

И внутри людских сообществ также формируются конкурентные, а затем и враждебные отношения. В период становления традиций русские воевали между собой намного реже, чем их европейские соседи. Если до другого племени неделя пути на лошади, то нужда воевать с ним возникает нечасто. В Европе выгода становится целевой доминантой мышления человека, индивидуализм – способом существования, агрессия – жизненной устремлённостью. Выгода – экспансия – насильственность лежат в основе ценностной системы поведения и принципов жизнепостроения европейских народов романо-германской группы. Экспансия русских всегда имела исследовательский характер, а европейская экспансия носила завоевательную цель.

Особый архетип складывается у кочевых скотоводческих народов: они всегда подвижны, презирают оседлый образ жизни, им не нужны большие богатства и особенно то, что ныне мы именуем недвижимостью. Но им всегда требуются новые пастбища, обширные степи. Кочевые народы свободолюбивы. Но кочевников и западные, и русские геополитики не относят к цивилизациям или культурно-историческим типам, потому что их вклад именно в развитие человеческой культуры ничтожен.

16+ Книги вы можете приобрести наложенным платежом, заказав по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636-51‑80 или направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книги можно купить по издательской цене в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636-51-80 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10:00 до 18:00.

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ «ЛИТРЕС» WWW.LITRES.RU



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте