Система неугодных не прощает
№ () от 11 августа 2020 [«Аргументы Недели », Сергей СЕРГЕЕВ ]
За что осудили бывшего председателя Щербиновского районного суда Александра Турицына и почему его виновность вызывает большие сомнения? Сможет ли он защитить свое честное имя в Третьем апелляционном суде?
Под гребенку обвинения
В конце коронавирусной весны отечественные специалисты провели исследование и пришли к выводу, что массовое сознание россиян претерпевает метаморфозы: у народа растет агрессия к власти, граждане всё чаще требуют соблюдения их прав, в обществе усиливается запрос на справедливость и равенство всех перед законом.
Возможно, поэтому в свете коррупционных разоблачений каждое новое уголовное дело, возбужденное в отношении власть имущих, вызывает у россиян ощущение болезненной удовлетворенности. Причем никто не спешит разбираться в деталях, ведь самое главное, что абстрактный враг понес потери. Однако в принципе невозможно, чтобы чиновники, судьи и силовики были сплошь испорченными людьми. Что делать в ситуации, когда аресты касаются людей, которым система мстит за честность и неподкупность? Ведь можно предположить, что в этой мутной воде нечистым на руку дельцам очень удобно топить своих бескорыстных оппонентов. В каждом конкретном случае нужно разбираться досконально, иначе мы рискуем однажды оказаться в совершенно неправосудной системе, где любого честного человека можно сделать изгоем.
Массу вопросов оставила история бывшего председателя Щербиновского районного суда Александра Турицына, которого Ростовский областной суд в конце июля признал виновным в покушении на мошенничество с использованием служебного положения и получении взятки в крупном размере (230 тысяч рублей). Человеку, отдавшему всю жизнь на служение родному району, назначили реальное наказание в виде 5,5 года колонии строго режима. Так как дело касается федерального судьи, постановление о возбуждении уголовного дела подписывал сам глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. То есть в идеале расследование и судебный процесс должны были быть максимально взвешенными, процессуально грамотными, служить образцом объективного и справедливого разбирательства. А если, не дай бог, всё было сделано наоборот, то ответственность за возможные ошибки ляжет не только на ту часть системы, которая занималась делом Турицына, но и на самого председателя СК РФ.
Сколько стоит место председателя суда?
Александр Турицын всю жизнь проработал в Щербиновском районе, служил в налоговой, трудился юрисконсультом. В итоге он оказался на должности помощника судьи, а в 2004 году надел на себя судейскую мантию. Заметим: карьерный рост шел естественным образом, без резких взлетов и подвижек по службе. По словам родственников и одностаничников, Турицын был честным и неподкупным судьей. Со своей семьей он живет в обычном доме, построенном еще в начале девяностых, задолго до прихода на работу в суд, фешенебельными автомобилями не кичится, особенным достатком не блещет. Даже за рубежом был один-единственный раз — с семьей в Турции. Судя по тексту изученного нами последнего слова, в юридических вопросах Александр Турицын скрупулезен и принципиален и, вопреки неуклонному обвинительному накату судебного разбирательства, грамотно выстроил собственную защиту, дав должную оценку по всем пунктам обвинения.
По своей научной работе Турицын встречался и был знаком со многими людьми, в том числе «дружил» с человеком, называвшим себя бывшим сотрудником силовых структур, который намекал на свои широкие и глубокие связи в краевом, Верховном Суде и правоохранительных структурах. По показаниям самого подсудимого и других свидетелей, бравирование знакомствами обострилось после того, как в 2015 году Турицын был назначен указом президента на должность председателя Щербиновского районного суда. Турицыну напрямую и через его родственников стали намекать на то, что данное назначение было пролоббировано всемогущими дядями и тетями из краевого суда, следовательно, за оказанную честь ему необходимо отстегнуть десять тысяч долларов и десять тысяч евро. Так как таких «договоренностей» Турицын, естественно, не заключал, а указанными средствами не располагал, он просто не поверил проходимцам и решил, что его тупо разводят и доят. Поэтому он даже после того, как отказался, не придал значения словам «вымогателей» о том, что он об этом пожалеет.
В СМИ не раз поднималась тема якобы существовавшей в ту пору в Краснодарском краевом суде системы так называемого параллельного правосудия, молвой приписываемой скандально известной судье Елене Хахалевой в бытность председательства в краевом суде Чернова. После того как «власть» сменилась, а госпожу Хахалеву лишили судейского статуса за многочисленные прогулы, в открытую стали заявлять о нарушениях многочисленные свидетели и потерпевшие. Помимо земельного отжима ходят слухи и о возможной торговле судейскими должностями, которую якобы совершали прямо в судейских кабинетах.
Как с этим связан Турицын и совещались ли по его поводу в краевом дворце Фемиды, доподлинно неизвестно. Однако после отказа Турицына сотрудничать с доброжелателями в его адрес стали поступать угрозы, а некоторое время спустя произошли события, которые легли в основу уголовного дела.
Операция «Ы» кубанских силовиков
В производстве Турицына как председателя суда находилось уголовное дело в отношении Голованя, обвиняемого в незаконном хранении наркотических средств и других преступлениях. Во время рассмотрения дела подсудимый заявил о том, что является жертвой фальсификации. Якобы в этом замешаны заместитель начальника Ейского межрайонного отдела ФСКН Ищенко и старший оперуполномоченный уголовного розыска Гринев. Пока шел судебный процесс Голованя, в отношении полицейских проводилась проверка, но следствие, вопреки настояниям прокуратуры, не находило в их действиях состава преступления. К моменту вынесения приговора в материалах суда находилось очередное отказное постановление. То есть судебный вердикт, который вынес Турицын, основывался не только на показаниях многочисленных свидетелей, но и на актуальном содержимом материалов следствия и обвинительном заключении прокуратуры. Однако тогда еще судья не знал, чем обернется для него этот приговор.
По версии самого Турицына, после его несогласия платить дань за полученную должность «доброжелатели», вероятно, стали копать на него компромат и случайно наткнулись на странную возню вокруг полицейских, по которым прокуратура неоднократно не соглашалась с отказом в возбуждении уголовного дела по фальсификации. «Заинтересованность» одного из полицейских в том, чтобы выйти сухим из воды, вероятно, могла помочь оперативникам склонить его к сотрудничеству. С его помощью 4 февраля были проведены оперативно-разыскные мероприятия, в ходе которых Турицыну пытались вручить взятку в размере трехсот тысяч рублей. За эти деньги Турицын якобы обещал совместно с районной прокуратурой не возбуждать против полицейского уголовное дело. Возникает вопрос: каким боком возбуждение уголовных дел касается председателя суда?
Этой встречи Турицын избегал долго. Но предлогом было сообщение Турицыну чего-то очень важного. Когда же встреча состоялась, Ищенко попытался в салоне автомобиля вручить судье подозрительный пакет, но его усилия оказались тщетными. Турицын не взял пакет. Провокация в чистом виде. По всей видимости, находясь в шоке, он пытался остановить поток речи Ищенко, попытался было записать разговор, но поняв, что ситуация скверная, предпринял попытку выйти из машины. И в этот момент был задержан сотрудниками УФСБ. Всё это зафиксировано на оперативном видео и подтверждено свидетельскими показаниями. Даже сам Ищенко сообщил в суде, что Турицын не брал в руки пакет с деньгами. При этом обвинение настаивает на том, что Турицын сел в автомобиль, чтобы получить деньги. Почему же он их не взял? Обычно матерые взяточники ведут себя несколько иначе... В случае с Турицыным мы видим поведение человека, хорошо знакомого с антикоррупционным законодательством. При этом каким-то неведомым образом руки Турицына оказались испачканы спецсоставом, нанесенным на деньги. Но ведь, судя по кадрам оперативной съемки, он не прикасался не только к купюрам, но и к пакету, в который они были упакованы. Этот убедительный факт, который, на наш взгляд, свидетельствует о том, что могла иметь место провокация, не получил оценки в суде.
Странной выглядит ситуация и с чрезвычайно оперативным получением разрешения на проведение оперативно-разыскных мероприятий в отношении Турицына. Так как дело касается председателя суда, эта процедура далеко не проста. Принимать заявление от «пострадавшего» следователи завершили 1 февраля в 20:40. После этого документ должен был попасть в УФСБ, а затем с сопроводительными документами — в Краснодарской краевой суд, где трое судей должны были поставить свои подписи. Получается, 1 февраля ближе к полуночи в крайсуде работали трое неизвестных судей-полуночников, которые оперативно завизировали внезапно доставленный им документ.
Так как цель предположительного вымогательства денег ни в следствии, ни в суде установить не смогли, ранее названные «мошенничеством» действия судьи переквалифицировали в «покушение на мошенничество». Якобы Турицын убедил опытного полицейского в том, что именно судья волен принимать решения об уголовном преследовании. Если поверить в то, что заместителя начальника ФСКН можно было так ловко обмануть, то компетентность правоохранительной системы в целом можно смело поставить под сомнение.
Припоминания о «главном»
Как полагает защита Турицына, для усиления обвинения уже спустя время следствие внезапно выяснило, что якобы Турицын ранее уже получал деньги от полицейских в качестве взятки.
Правда, несмотря на многочисленные версии о том, когда именно это произошло, а также на многократные изменения показаний «пострадавших», точную дату так и не удалось установить, равно как и точную сумму взятки. В феврале 2017 года «пострадавшие» почему-то «не помнили», когда они передали взятку — то ли в сентябре, то ли октябре 2016 года. Сентябрь изменили на октябрь после того, как внезапно выяснилось, что в это время судья находился в отпуске и встреча не могла состояться. На удивление, вопреки ходатайствам защиты, следствие и суд не провели анализ детализации телефонных переговоров, что, на наш взгляд, заставляет задуматься: а было ли вообще желание докопаться до истины? Сам Турицын провел титаническую работу и в своем последнем слове представил результаты исследования. Анализ телефонных соединений абонентов показал, что он вообще не встречался с предполагаемыми взяткодателями ни в сентябре, ни в октябре.
Суд не принял во внимание неопровержимые доказательства невиновности подсудимого. Турицын не встречался с «пострадавшим» ни в сентябре, ни в октябре 2016 года, поэтому физически не мог получить взятку, а 4 февраля 2017 года не взял провокационно навязываемый ему пакет, а тем более не прикасался к меченым купюрам. Проигнорировав очевидное, Ростовский областной суд вынес жесткий обвинительный приговор.
У нас невольно возникает ощущение, что такого рода процессы похожи на акции устрашения честных людей, которые отказываются встраиваться в существующие коррупционные модели. Нам также начинает казаться, что это может выглядеть как сигнал для судей о необходимости исправно платить деньги «наверх». Но что будет, если судьи действительно станут покупать себе мантии? Можно ли говорить о правосудии и правах человека, если храм Фемиды превратится в торговую лавку?
Вопросов больше, чем ответов
Несмотря на то что вердикт вынесен, остаются без ответа серьезные вопросы.
Почему на протяжении нескольких лет по заявлениям федерального судьи Александра Турицына о вымогательстве у него взятки за получение должности и связанных с этим угрозами не предпринимается никаких процессуальных действий? Почему материалы оперативно-разыскных мероприятий в отношении Турицына не исследованы на предмет провокации и фабрикации? Каким образом спецвещество попало на руки Турицына, если доказано, что он не притрагивался к купюрам? Почему оперативники УФСБ не дождались получения Турицыным «взятки» и осуществили задержание, не доведя до конца «оперативный эксперимент»? Почему не проведена проверка принятых за истину показаний «потерпевших», находящихся под угрозой возбуждения уголовных дел по обвинению в особо тяжких преступлениях? Почему признаны достоверными доказательствами результаты экспертиз, которые другие независимые специалисты признали некорректными и даже фальшивыми? Почему в ходе судебного процесса Александр Турицын был лишен права на защиту: отклонены почти все ходатайства адвокатов, отказано в заслушивании показаний важных свидетелей, проигнорированы глубоко противоречивые версии потерпевших и участников возможной провокации? Почему бывший заместитель районного прокурора, фигурирующий в показаниях потерпевших как лицо, которому якобы и предназначалась передаваемая взятка, остается в статусе свидетеля, а не привлечен, если это так, к уголовной ответственности?
В конце августа в Третьем апелляционном суде, находящемся в Сочи, будет рассмотрена жалоба на приговор Ростовского областного суда. Участвовать в судебном процессе намерены журналисты федеральных изданий. СМИ попытаются разобраться в истории обвинения и найти ответы на озвученные выше вопросы.