В издательстве «АН» вышла книга Леонида Ивашова «Геополитика русской цивилизации». Это очень примечательный и своеобразный труд, с которым мы продолжаем знакомить наших читателей.
Ты то, где ты жив ёшь
С самых древних времён человек был всего лишь дитём природы, одним из её продуктов. Он целиком и полностью зависел от среды своего обитания. Расисты – глупые люди. Они считают, что цвет кожи и разрез глаз определяют сущность человека. На самом деле всё решает география, которая определяет культуру, которая, в свою очередь, определяет традиции, ценности и воспитание. Обратите внимание – между кавказскими джигитами, шотландскими горцами и индейцами племени апачи подозрительно много общего в поведении и характере. А негр из Гарлема и негр из Мали – два совершенно разных негра. Один привык выживать, второй – жить на халяву и требовать преференций.
В предыдущих публикациях мы уже говорили о том, что человечество можно условно разделить на две цивилизации – морскую и континентальную. Давайте попробуем выяснить, как появился человек континентальный. Повелитель суши.
К этому типу можно отнести обитателей очень многих стран и регионов. Но общие черты легко прослеживаются. Потому что формировались они под воздействием общих схожих факторов.
Племя, которое в результате разных событий пришло в место, где оказались плодородная почва и удовлетворительный климат, неминуемо начинало получать плоды именно от земли. Его члены постепенно становились оседлыми земледельцами. Выживание зависело от личного усердия земледельца. Необходимость преодоления сложных природных условий (особенно в зонах холода или жары), большой объём физического труда подталкивали жителей территории к объединению усилий в интересах выживания. Индивидуализм сменялся коллективизмом. А для управления большим коллективом, да ещё не случайной ватагой, а постоянно живущим на одном месте племенем, требовался руководитель. Вождь. Причём не самый сильный, а самый умный. Это атаман в любой момент может распустить свою шайку. «Начальник» деревни же вынужден жить со своими соплеменниками до глубокой старости. Можно легко убедиться, что вожди кочевников и разбойников всегда молоды и сильны, а старейшины земледельцев имеют тем больший авторитет, чем они старше и мудрее.
Жить по совести
Оседлый образ жизни и земледелие требуют сосредоточия на одном виде деятельности. Пахарь, конечно, может и сам изготовить лемех для плуга, смолоть зерно, сшить одежду и обувь. Но это отвлечёт его от земледелия – и урожай будет хуже. К тому же начали появляться излишки продукта. В итоге появилось разделение труда, когда орудия куёт кузнец, муку мелет мельник, сапоги тачает сапожник, а пахарь выращивает хлеб.
Зависимость от погодных условий взывала надежду на небо, формировала соответствующую систему верований, пантеон божеств, как правило, ассоциирующихся с природными стихиями.
Нападения недружелюбных соседей или кочевых народов требовали коллективной защиты. Появилось войско, работа которого только война.
Земледельческие общества формировались как консервативные, менее мобильные, с авторитарным управлением и многобожием.
Чем больше продукта, тем больше вариантов его использования и больше желающих его отнять. Потребовались объединения родов в племенные образования и налаживание тесного взаимодействия с другими племенами, близкими по роду деятельности, образу бытия и общности территории. В процессе этого взаимодействия складывались сходные диалекты, система жизненных ценностей, религиозные верования и мировоззренческие восприятия окружающего мира. Именно таким образом формировались основы континентальной сущности народов, привязанных к почве. Постепенно происходила трансформация племён и народов в культурно-исторические типы, которые в период расцвета становились цивилизациями.
Условия жизни и труда вырабатывали общие отношения к окружающей среде, любовь к земле-кормилице, святость уз по отношению к тем, с кем совместно трудишься и защищаешь очаг.
Эти принципы имеют пирамидальное (иерархическое) построение. Вот как их описывает автор книги: «Вершиной континентальной пирамиды служит совесть. Ниже спускаются принципы, вытекающие из «совести», – справедливость (ибо без неё невозможны общинно-коллективистское проживание и развитие), святость, проявляемая к территории бытия (мать-земля, кормилица, родной очаг и т.д.), к своим сотоварищам, особенно при вооружённой защите очага, семейного, родового, общинного («нет уз святее товарищества»), родина – отечество (отчий дом, одна на всех). Код и важнейшие принципы жития в совокупности образуют культурно-цивилизационную (общинную) матрицу, формирующую поведенческую модель общества...»
Принципы, формирующие матрицу обществ, связанных с землёй, наиболее устойчивы в процессе исторического развития, поэтому они, передаваясь из поколения в поколение, образуют традицию, «выращивают» свой архетип человека, человека суши, человека земли. В таком обществе не требуется жёсткой правовой регуляции деятельности, ибо в нём живут не «по закону, а по совести».
Согласитесь, это всё очень напоминает наши с вами традиции и принципы?
Книги вы можете приобрести наложенным платежом, заказав по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636-51‑80 или направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книги можно купить по издательской цене в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636-51-80 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10:00 до 18:00.
16+
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ «ЛИТРЕС» WWW.LITRES.RU