Как известно, одна из новых поправок к Конституции России запрещает любую передачу территорий нашей страны кому бы то ни было. Многие сразу справедливо посчитали, что в первую очередь она относится к давно надоевшей истории с японцами, выпрашивающими Южнокурильские острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и группу островков Хабомаи. В Японии это вызвало скандал – ситуация накалилась.
Где русский флаг поднят
На Кунашире в Южно-Курильске сразу же после референдума появился бетонный памятный знак, на котором высечены строчки из 67-й статьи Конституции. А 5 августа рядом с новопостроенным аварийно-спасательным центром МЧС (такой же скоро появится и на Итурупе) открыли памятную доску, на которой высечено выражение императора Николая I: «Где русский флаг раз поднят – там он спущен быть не может». Кстати, эти же строки наличествуют и на наших военных базах в Сирии.
В Японии, мягко говоря, сильно расстроились из-за того, что теперь Россия даже не будет обсуждать территориальные вопросы. Японцы же «намерены обсуждать» тему «северных территорий» и далее. Но как обсуждать, когда от ворот сразу дают поворот, да ещё ссылаясь на Основной закон страны? В итоге на японское руководство и премьера Абэ со стороны оппозиции посыпались разные обвинения, но разве он может что-то изменить? Нет. Впрочем, не стоило ему трепаться про клятву на могиле отца о том, что он поставит точку в переговорах с Россией, – нехорошо вышло.
Ревизионизм до добра не доведёт
Тем не менее японская пресса начала публиковать возмущённые статьи о том, что «Россия дала пощёчину Японии», «Русские ставят на «северных территориях» знаки с цитатами из Конституции». Кстати, на доску с изречением Николая Павловича там тоже обратили внимание. Не забыли и приближающуюся годовщину молниеносного разгрома японской армии в 1945 году. Японцы каждый год пишут статьи и труды о том, как СССР «вероломно напал» на них, разорвав пакт о ненападении. Многие японские читатели в эту бредятину верят. Они считают, что в ответ их страна должна обзавестись ядерным оружием.
Правда, пока политики и японская пресса не обсуждают возможность возврата территорий военным путём. Японская военная доктрина рассчитана на оборону своей территории прежде всего от России и Китая, желательно с помощью США. В последние годы Токио очень беспокоит возможный локальный конфликт с КНР вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао). Сейчас их контролируют японцы – эти безлюдные камни ценны шельфом, на котором нашли газ, и рыбными угодьями. Но теоретически можно допустить, что в какой-то момент у очередного руководства в Токио откажут мозги и они решат подёргать русского медведя за уши в районе Курил.
То тарелками пугают, дескать, подлые, летают
В России тоже есть целая плеяда не очень добросовестных экспертов, периодически пугающих обывателя мощью японской армии. Мол, самураи настроили кораблей да подлодок и цельных 4 авианосца. Да ещё имеют десантные корабли и авиацию – отберут острова, и поминай как звали.
Сухопутные силы насчитывают 9 дивизий (одна из них танковая, остальные пехотные), 8 боевых бригад, 9 бригад обеспечения и ПВО. Есть около тысячи танков, 68 БМП, 800 БТР. Но дьявол кроется в деталях.
В строю только около 100 танков Тип-10 и 340 Тип-90 и совсем немного устаревших Тип-74. Остальные выведены в резерв и заменяются колёсными легкобронированными машинами с пушкой Тип-16. Но и «новейший» Тип-10, несмотря на рекламу, танк очень слабо защищённый. Он весит всего 43 тонны, и большая часть его брони уязвима даже для малокалиберных пушек. А танки Тип-90 могут базироваться только на Хоккайдо – только там разрешены мосты, рассчитанные на 50 тонн массы. Да и этот танк тоже не шедевр танкостроения и пример защищённости.
Японская армия имеет крайне мало артиллерии. Настолько мало, что пытается заменить её установками дальнобойных ПТУР. Но это крайне дорогая и неэффективная замена, зато выглядит «современно и высокотехнологично». Японская военная техника стоит вообще просто безумно дорого – даже американские коррупционеры от ВПК не могут в этом соперничать. Выпускается она крайне низким темпом. Например, танки Тип-10 производятся по 4-6 машин в год, схожие темпы выпуска у большинства других типов техники.
Но главная проблема японских сухопутчиков – они сами. Армия не считается престижным местом, и идут туда служить те, кого считают неудачниками. Что до выучки, то в своё время было популярно видео, как японские танкисты чинили гусеницу своего танка на показательном выступлении. Слетела она случайно, а чинили её 40 минут силами нескольких экипажей и так и не починили. И это не единственный пример, много говорящий о реальной боеспособности и навыках бойцов.
С флотом и авиацией дела получше. В ВВС 200 F-15, 85 F‑2 (японский клон F‑16), 34 совсем древних F-4 «Фантом» времён Вьетнама. Начали поступать и F-35, хотя тут японцам скорее надо посочувствовать. Много ли это самолётов? Достаточно много, если сравнивать только с силами ВКС в ближайших окрестностях, но ведь в случае чего, Россия сразу усилит свою авиагруппировку на Дальнем Востоке.
Да и качественное превосходство на нашей стороне – против Су-35С, Су-30СМ, МиГ-31БМ японские самолёты даже в условиях численного превосходства смогут не очень много. А ещё они не смогут ничего, если им разнесут авиабазы крылатыми и баллистическими ракетами с кассетными БЧ. У японцев, конечно, есть ПВО, но ни «Пэтриоты», ни ЗРК своей разработки им против «Искандеров», «Кинжалов» и прочего, имеющегося в наших арсеналах, никак не помогут.
Флот тоже не поможет
Лучше всего у японцев с флотом. Формально он вполне может претендовать на место пятёрке сильнейших в мире. Имеется 20 неатомных подлодок, 2 лёгких авианосца под F-35В с коротким взлётом, 2 вертолётоносца и аж 44 эсминца и фрегата. Правда, настоящих эсминцев только 8, остальное – малые и большие фрегаты. Много противолодочных самолётов, как американских «Орионов», так и своих Р-1.
Но весь этот флот крайне уязвим перед нашими тяжёлыми сверхзвуковыми ПКР типа «Вулкан», «Гранит» и «Оникс». А ведь уже появились и появляются гиперзвуковые Х-32, «Кинжал», «ГЗУР», «Циркон», против которых американский ЗРК «Иджис» помогает не более, чем рыцарские латы от пулемёта. А те же острова сейчас прикрываются дивизионами береговых комплексов «Бастион-П» с ПКР «Оникс», и дивизионами комплексов «Бал» с ПКР «Уран-У». Это не считая сотни тяжёлых ракет в залпе у кораблей и атомных подводных ракетоносцев флота, авиации, в том числе дальней. Получится «Цусима наоборот». Вот с японскими субмаринами проблемы будут – их немало, и они очень неплохи. Впрочем, ни крылатых ракет, ни сверхзвуковых ПКР на них нет.
К тому же надо понимать, что любая подобная военная операция не начинается внезапно, её нужно готовить и долго – не менее полугода. Ну и самое главное – сухопутные силы на острова нужно перебросить. Для этого нужна либо транспортная авиация, либо вертолёты, либо флот.
С транспортниками у японцев совсем плохо – с трудом запихнут батальон десантников без десантируемой бронетехники, которой и нет. Вертолёты есть, но численность тоже недостаточная, чтобы перебросить, например, бригаду десантников на Итуруп или Кунашир. Но всё, что есть там, собьют ЗРК «Тор-М2У» и «Бук‑М1-2».
Что до амфибийных возможностей флота, то 3 имеющихся десантных кораблей и нескольких десантных катеров хватит, только чтобы высадить пару тысяч солдат с небольшим количеством техники. Надо будет ещё реквизировать всевозможные гражданские суда. Так что внезапной высадки не получится в любом случае. Да и куда высаживаться? Оборудованные причалы будут уничтожены, а вне их практические некуда высаживаться даже десантными кораблями.
Причём это если японцы смогут подобрать время, когда вокруг Курил нормальная погода, в которую не страшно подойти к необорудованному берегу.
Ракетно-ядерный лидер из мультфильмов аниме
Некоторые умудряются сочинять и о «превосходстве Японии над Россией в ракетных технологиях и твердотопливных двигателях», которое позволит «быстро создать свои баллистические ракеты». Или даже пишут о «способности Японии за год обзавестись ядерным оружием и быстро наклепать несколько тысяч зарядов». Китай за 56 лет ядерной эры даже 300 зарядов не создал. США сейчас не способны произвести даже один заряд в год и лихорадочно пытаются вернуть себе способность производить 80 зарядов в год. Даже Россия, по американским оценкам, имеет рабочие мощности на 400-700 зарядов в год (что может быть и преувеличением).
Разумеется, в теории Япония могла бы не за год, но лет за пять что-то ядерное создать. Но это будут устройства уровня индийских, пакистанских или северокорейских. Ну и самое главное – Россия в подобном случае вряд ли воздержится от применения тактического ядерного оружия по Японии, локально или массированно. Повод будет вполне подходящий. И вряд ли США начнут глобальную войну в этом случае.
Скорее Вашингтон, жёстко держащий руку на горле у Токио, не даст японцам даже подумать о подобном нападении, – им нужен живой и здоровый сателлит. Да и базы нужны в нормальной стране, а не среди развалин. Да и само японское общество в основной массе не готово не то что к войне с Россией, но и к любым конфликтам. Вспомним японских военных в Ираке, нанимавших местные группировки для своей охраны.
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»