Сувенирные страсти
№ () от 4 августа 2020 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Санжиева ]
Любой город, как известно, больше, чем город. У каждого есть свой характер, аура, изюминка. Айдентика (визуальная составляющая, символ, бренд) помогает обозначить эту особенность, привлекательность конкретного города в туристическом плане. Бренд — это некое сообщение об уникальности данного места. Не секрет, что брендинг позволяет крупным мировым мегаполисам собирать огромные инвестиции от толп путешественников. Сувениры — это часть брендинга, мини-презентация города и страны.
Из Будапешта, например, туристы привозят марципаны в старинных жестяных коробках, фарфор, кружево. Из Хельсинки — текстиль с природными орнаментами, фигурки муми-троллей и лосей, которые считаются национальным достоянием. Из Парижа, где сувенирная продукция продается буквально на каждом шагу, брелоки в виде Эйфелевой башни, майки с символикой Paris Je t’aime, эстампы, гравюры c видами знаковых мест города любви.
Какие сувениры должны увозить туристы из Иркутска? Чем наш город должен выделяться, в чем наша идентичность? Об этом мы спросили у экспертов — художников, культурологов, знатоков народного творчества.
Создавать легенды, сохранять идентичность
— Сувениры как памятные знаки делятся на две категории: «няшность» и «мнемоника», — считает художник, историк культуры, доцент ИГУ Яна Лисицина. — Первые — нерпы Байкала, котики Петербурга — дают приятные эмоции, ассоциации и чувства, вторые связаны с конкретикой места и обычно выражены в архитектуре и памятных местах. Поэтому стоит определить знаковые места Иркутска и сделать их брендами, снабдив захватывающей легендой, которую можно придумать, основываясь на конкретных фактах.
Вопрос о брендировании Иркутска, по мнению Яны Лисициной, и связанной с ним продукции актуальный, но пока не решается. Визуальная составляющая, которая предлагается, сразу попадает в жесткое дискуссионное поле и, как правило, отвергается. Помимо привлекательности Байкала и всего, что с ним связано, нужно предлагать и собственный городской продукт. Исторические здания, доступные для обозрения любому человеку, вполне этому соответствуют. Тот же Русско-Азиатский банк или драмтеатр. Образцы знаменитого иркутского деревянного зодчества, старые дома с кружевными окнами — чем не бренд?
Коллега Яны по цеху — художник, доцент ИРНИТУ Наталья Довнич считает, что брендом Иркутска давно стали такие символы, как Байкал, нерпы, бабр. Это как раз те ассоциации, на которых строится система образов нашей местности. Деревянное зодчество тоже наш культурный код. Чтобы Иркутск стал интересен туристам, самим иркутянам надо его любить, делать его уникальным, задумываться о городской среде. Туристическому продвижению способствуют художественный облик города, исторические и культурные достопримечательности и, конечно, качественная «сувенирка». Выполнить ее можно, опираясь на утвержденную городскую айдентику — синтез истории, дизайна и искусства.
— В смысловой капитал Иркутска, — размышляет Наталья Довнич, — большой вклад вносят художники, своим творчеством формируя его идентичность. У нас интересная архитектура, прекрасные музеи, есть частные галереи, где можно приобрести произведения иркутских авторов и качественную сувенирную продукцию. Но, на мой взгляд, маловато городской символики. Я хорошо отношусь к бабру. Интересный, красивый и необычный образ. На конкурсе эскизов городской скульптуры победила работа Натальи Бакут. Она узнаваемая, более других напоминает геральдическую фигуру, монументальная, суровая. По-моему, здорово было бы воплотить в жизнь и два других варианта. Бабр Даши Намдакова полон грациозности, силы и изящества; у Александра Поправко — декоративный, гротескный. Хотелось бы встречать в наших скверах и парках разных бабров, образцы современной объемной пластики. Произведения монументально-декоративного искусства привносят свое настроение, становятся яркими доминантами, образуют новые культурные локации.
Береста, окна, бурханы
В Тальцах есть лавка с берестяными изделиями. Владелец, пожилой мужчина, рассказал, как пришел к этому ремеслу. Оказалось, все в его семье умели работать руками. Заинтересовавшись берестой, он сделал свой первый туесок из бересты. Информацию о технологии изготовления собирал по крупицам. Сначала делал вещицы ради собственного удовольствия. Теперь обзавелся мастерской, оборудованием и может изготовить все — от кулона до самовара. Сделал свое хобби семейным бизнесом.
«Туристы охотно берут бересту, — рассказывает Николай. — Для них это экзотика. Европейцы более разборчивы, все въедливо осматривают, им интересны эксклюзивные вещи ручной работы. Китайцы любят поторговаться, но они умеют и искреннее восхищаться красивыми работами. Указывая на некоторые сувениры, гости из Поднебесной спрашивают: «Made in China?». И очень удивляются, когда слышат, что они сделаны здесь, на Байкале».
Но является ли береста брендом Приангарья? Ведь этим промыслом традиционно славятся районы центральной России. Что же хотят увезти из Иркутска путешественники, в чем видят изюминку города на Ангаре?
Культуролог Галина Забугина много лет приезжает на Байкал из Москвы, каждый раз открывая в наших местах что-то новое и удивительное.
— Иркутск — город двух культур, двух тем — русской и бурятской, западной и восточной. В этом соединении, по-моему, его неповторимость. Для меня это прежде всего Азия, с ее таинственностью, угловатостью, недосказанностью. Мне близка шаманистская тема. Я бы с удовольствием купила статуэтку духа местности, фигурку бурханчика. Обожаю бурятских художников. Приобрела бы любую копию работы Даши Намдакова. Мечтаю увезти в Москву и неповторимые окна Иркутска с их резными ставнями — в виде миниатюр, панно, брошей. А все эти магнитики и чашки с надписью «Я была на Байкале», по-моему, примитивны.
Мастера есть, бренда — нет
Директор Иркутского областного Дома народного творчества Людмила Герда уверена: пока не разработан единый бренд Приангарья, не будет и достойной сувенирной продукции, представляющей регион. А Иркутской области есть чем похвастаться, у нас своеобразия хоть отбавляй — от Байкала до эндемиков.
— У нас есть замечательные авторы со своим оригинальным творческим видением, которые работают с разными материалами в разных техниках, — говорит Людмила Герда. — Но нет понимания того, что собственно должно быть символом Иркутска. На весь мир известны тульские самовары, гжельская и хохломская росписи, оренбургские платки. У нас, к сожалению, нет таких «фирменных» народных промыслов. Возможно, нашей фишкой должен стать чароит.
Для того чтобы разработать единую символику для сувениров, считает Людмила Герда, нужен открытый конкурс эскизов сувенирных изделий, представляющих нашу область. Причем организаторы должны предусмотреть субсидии на изготовление сувениров, а также организовать мастерские, где умельцы могли бы работать. А инициатором такого конкурса должно стать правительство региона. Ведь сувениры — это представление Приангарья на туристическом рынке.
По словам руководителя агентства по туризму Иркутской области Екатерины Сливиной, работа в этом направлении идет, сейчас сотрудники ведомства изучают технологию, процедуру проведения конкурса разработки туристического бренда.
Ну, а пока иркутский бренд не найден, гости города увозят из Иркутска магниты с изображением Байкала, игрушечных нерп, варенье из шишек, кедровые орехи и украшения из самоцветов, по большей части сделанные в Китае.
Ольга Бронштейн, директор «Галереи В. Бронштейна»
Развитие индустрии туризма — это целый комплекс вопросов, каждый из них требует системного подхода. Сувениры могут приносить немалые средства в казну города и региона, а еще способны развивать местные ремесла, давать доход мастерам. Так происходит во всем мире. Но для этого нужна система. И начать выстраивать ее надо с обсуждения и создания туристического стиля города. После этого можно переходить к формам и форматам, которые будут транслировать выбранный стиль, привлекать художников.
Какие сувениры сегодня пользуются спросом? Это зависит от искушенности покупателя. Популярны открытки с авторскими иллюстрациями. Это доступный и оригинальный сувенир. Хорошо покупают керамику и посуду, изготовленную местными мастерами. Предметы искусства всегда востребованы. Однажды мы продали картину прямо с выставки: пожилые супруги из Англии увидели картину на вернисаже и влюбились в нее. Оказалось, что они давно искали что-то такое в гостиную.
В нашем городе существуют легенды, связанные с его знаковыми местами. Одно из таких преданий относится к дому семьи купцов Бревновых (особняк с барельефами в виде львов, где сегодня располагается Дом литераторов). Говорят, что, помимо писателей, здесь обитают… привидения, которые по ночам собираются у входа в будуар бывшей хозяйки особняка, шалят и шумят. Или забавная скульптура туриста на Карла Маркса, созданная Ильей Ставским. Турист замер посреди улицы, разглядывая красивые здания. Он уже успел обрасти поверьями: считается, что, если потереть ему рюкзак, в жизни будет много путешествий, если потереть фотоаппарат — сделаешь кучу красивых фото, а если сунуть ему монетку в карман, богатство тебе обеспечено. Почему бы не запустить серию сувениров, посвященных таким знаковым местам Иркутска, визуально обыграв их легенду?