«Убили домашнюю собаку в ЖК «Стрижи». Старенькая, гуляла сама, ее знал весь двор. Это очень страшно, и мне страшно, что эти нелюди среди нас», — просмотр ленты в соцсетях утром 11 июля начался с ужасающей своей жестокостью новости, которую опубликовала известная иркутская телеведущая и зоозащитница Наталья Ветрова. Волна возмущения накрыла «Фейсбук», к ситуации с запросом в полицию пообещал подключиться депутат Госдумы РФ Александр Якубовский. Однако среди комментаторов нашлись и те, кто напомнил: собака без надзора на улице — это опасность, особенно для детей, «которые не в силах себя защитить». Общество, как обычно, раскололось: одни ищут способ защитить животных от неадекватных особей хомо сапиенс, другие кричат, что горожане подвергаются куда большей опасности.
Кто ответит за Чучу?
Детали истории в ЖК «Стрижи», конечно, шокируют. Жертвой неизвестных стала собака по кличке Чуча. Ее нашли в подъезде ранним субботним утром. Зрелище оказалось не для слабонервных.
«Мне позвонила моя соседка с 16 этажа и сказала, что собака лежит на 16 этаже (мы живем на 18-м). Я кинулась утром, и, когда открыла пожарную дверь, по которой спускаются по лестнице, если не работает лифт, я увидела лежащую собаку, уже окаменевшую свою Чучу», — изливала свое горе местным журналистам хозяйка животного Екатерина Зубкова. Она приютила этого бездомыша несколько месяцев назад. Рассказывает, что миролюбивая стерилизованная Чуча стала любимицей всей детворы во дворе. Ее многие подкармливали, с ней играли. Но кому-то всё-таки помешал такой хвостатый позитив. После расправы у собаки, по словам ее владельцы, «вместо головы было просто кровавое месиво».
«Я не знаю, что за урод появился в нашем подъезде. Я не знаю…» — недоумевает одна из соседок.
Обсуждая произошедшее, многие обращают внимание, что жилой комплекс «Стрижи» — это не трущобы, где одичалость стала нормой, в упомянутом ЖК живут «далеко не деклассированные элементы, а приличные люди». Оттого становится еще страшнее: с виду приличный человек может оказаться «маньяком, который сегодня собаку убил, а завтра ребёнка».
«Пусть этот аргумент будет дополнительным для полиции, которая вдруг посчитала, что можно не шевелиться!» — призывает общественность. К правоохранительным органам у зоозащитников много вопросов. В последнее время на уровне власти из уст законодателей мы часто слышим тезисы о том, что жестокое отношение к животным должно быть наказуемо. А кто реально понес ответственность за замученных и убитых собак, кошек, за томящихся в тесных клетушках почти без еды и воды львов? И на этот раз ответит ли кто-то за кровь Чучи на лестничной площадке?
Сочувствующие требуют, чтобы нашли причастного к этому зверству и наказали по всей строгости закона. Считают, что такие прецеденты послужили бы «толчком для изменения нашего законодательства, чтобы животные были под защитой». Волонтеры, прибывшие на место, помогли хозяйке вызвать полицию. Говорят, что привлечь внимание к этому убийству удалось не сразу. Тем не менее настойчивость неравнодушных людей возымела эффект, и правоохранители озадачились расследованием. Насколько тщательным? Будем отслеживать.
Пока же пресс-служба ГУ МВД России по Иркутской области сообщила: «Полицейские разбираются в обстоятельствах инцидента, связанного с гибелью собаки в подъезде жилого дома ЖК «Стрижи». Стало известно, что изъято видео с камер наблюдения в подъезде. Этажом ниже обнаружен тяжелый предмет в крови. Его забрали на экспертизу. Тело погибшей собаки тоже на экспертизе. Свидетелей, очевидцев произошедшего инцидента полиция просит обратиться в любой отдел либо позвонить по телефону 02, с мобильного — 102.
Однако скептики считают, что такие деяния практически всегда оказываются безнаказанными: «Юридические тонкости не позволяют в полной мере работать закону, принятому для галочки».
Хотя, если задуматься, даже наказание виновных Чучу не вернет. И здесь нелишне вспомнить принцип, который, судя по всему, куда эффективней, чем вера в то, что «моя милиция/полиция (или кто-то еще) меня бережет». Защити себя — точнее свое животное — сам. Как случилось, что Чуча столкнулась со своей убийцей один на один?
Осторожно, самовыгул!
Выясняется, что собака обычно гуляла с сыном хозяйки, а иногда и самостоятельно. САМОСТОЯТЕЛЬНО.
«Почему собака, какая бы она любимая всем подъездом и двором ни была, бегала сама, без хозяина, без поводка, без намордника?! Хозяйка взяла на себя ответственность за это животное! Она что, не знала, что собаку нельзя отпускать одну?!» «Не знаю ни одной истории про самовыгул в Иркутске, которая бы закончилась хорошо: либо отравят собаку, либо убьют». «Животное без поводка подвергается опасности ежеминутно, и необязательно его убьет живодер. Если нет мозгов и денег, не надо никого заводить, ни детей, ни животных, живодера нужно судить вместе с хозяйкой». «В США, в Европе, в Китае хозяйку в тюрьму посадили бы за то, что выпускала собаку». Онлайн-комментаторы, возможно, излишне эмоциональны. Безусловно, ни у кого нет права убивать собак на самовыгуле.
Важно понимать: далеко не каждого умиляет появившаяся на пути собака — неизвестно, одичалая или домашняя. Не каждый в силах распознать, что у животного в планах нет ничего дурного, не все знают, как самим не спровоцировать агрессию. В итоге кого-то покусали, кого-то облаяли, где-то ребенка напугали. Эти истории тоже быстро разлетаются по городу и повышают градус накала дискуссии об отношениях человека и четырехлапых, то ли друзей, то ли агрессоров. Громко звучат призывы «за отстрел, за то, чтобы всех отравить, уничтожить».
«Но этим проблему не устранишь, через год бездомные животные появятся опять. Нужно четко работать не со следствием, а с причиной проблемы. Потому что вся армия бездомных кошек и собак — как раз причина того, чего нельзя делать людям в принципе, — считает Наталья Ветрова. — Гуманное отношение к животным — это правильное отношение к стерилизации, ответственность хозяев, правильность выгула».
И, казалось бы, все эти вопросы постоянно поднимаются в СМИ и на круглых столах с участием чиновников. Тут же возникает дискуссия о том, что делать с уже «накопленными на территориях» сворами бродячих животных? Давно не секрет, что в приютах, получающих контракты на отлов, ситуация часто мутная, условия содержания питомцев печальные, «приписки» по подопечным — обычное дело. Некоторым приютам (к счастью, не всем) больше подошло бы определение «живодерня». Но представители властей заверяют, что государство в целом, и регион в частности, вознамерились кардинально поменять ситуацию.
Дом для бездомных
Так, очередной круглый стол состоялся на прошлой неделе. В центре дискуссии 17 июля опять оказался вопрос: «И дети целы, и собаки сыты: возможно ли гуманными методами очистить города Приангарья от бездомных животных?». Свое мнение высказал ключевой спикер мероприятия — начальник управления правовой работы и государственной гражданской Службы ветеринарии Иркутской области Александр Ушаков, а также руководитель приюта «Ной-ПовоДог» Ирина Верещагина, руководитель приюта «К-9» Вячеслав Славин, зоозащитник Елена Прадчук.
Большую часть времени обсуждение крутилось вокруг… правильно! — бюджета. Как говорится, сколько денег — столько песен, точнее столько отловленных животных.
Сегодня региональный бюджет предоставляет муниципалитетам субсидии на отлов бродячих животных. Местные власти в свою очередь заключают на конкурсной основе соглашения с профильными организациями. В начале года в дискуссиях с депутатами ЗС правительство приняло решение полномочия по содержанию бездомных животных передать на региональный уровень. Со следующего финансового года система заработает в полном объеме.
Представитель службы ветеринарии напомнил, что в регионе изменился в сторону повышения норматив стоимости услуг по отлову, транспортировке и содержанию бездомных животных — до 5930 рублей на собаку, и 3520 рублей на одну кошку. Правда потребуется внесение корректировки в областной бюджет текущего года. Тем не менее больше 90% муниципалитетов (а это их зона ответственности) определились с подрядчиками. Работа ведется, средства (любимое слово чиновников и откатчиков) «осваиваются». Отловить в этом году планируют около 9 тысяч животных. Много это или мало?
На вопрос «Теперь всё будет хорошо?» уверенного утвердительного ответа не прозвучало. Сказали же, «работа ведется». Индикатор ее результативности — обращения граждан. «Собаки в округе беспокоят, сбились в стаю, не дают пройти? Подавайте в свой муниципалитет заявку, — советуют ответственные лица. — Подрядчики приедут, примут меры».
Лишний раз общественности напомнили, что «нет цели всех отловить». Не стоило бы нарушать «экологическое равновесие», о нем месяцем ранее упоминал и и.о. зампредседателя правительства Теймур Магомедов.
«В городской среде собаки и кошки занимают определенную нишу. И если их изъять, то появятся, например, грызуны. А в граничащих с лесным массивом населенных пунктах к людям пойдут хищники», — обрисовал Александр Ушаков перспективу при тотальном исчезновении бездомных кошек и собак. Разумное зерно в этом есть. Вспоминается картинка с вольно гуляющими крысами в районе статусных иркутских высоток «Нового города» на Верхней Набережной. Открытых подвалов нет — беспризорных кошек тоже — грызунам счастье.
В общем, такого нам тоже не нужно, апеллируют эксперты. Потому цель (и законодательно установленная норма) не изъятие всех безнадзорных животных, а регулирование численности. Изъятие — это о «представляющих опасность, агрессивных особях».
Также областные власти ранее уже заявляли, что отловленные животные преимущественно будут размещаться в государственных приютах. Дескать, когда эта тема будет «огосударствлена», то и прозрачность станет выше, и эффект заметней.
В Приангарье в первую очередь будут построены три крупных узловых центра содержания животных — в Иркутской агломерации, Братске и Тулуне. Каждый центр рассчитан на 1,5-2 тыс. особей. Если место для строительства в Иркутском районе уже определено (бывший кинологический центр Иркутской таможни в селе Московщина), то в Братске и Тулуне участки еще ищут. Их согласуют с местными жителями, чтобы питомники находились в удалении от жилого сектора и социальных объектов. А осенью на сессию регионального Заксобрания будет вынесен вопрос по строительству приютов.
Строительство центров предполагается вести по типу модульных конструкций, что позволит сэкономить время и средства на их строительство. По словам Теймура Магомедова, открыть такие приюты для животных вполне реально уже в следующем году.
При этом вряд ли пока только в планах существующие государственные центры станут заменой давно работающих приютов, отладивших систему взаимодействия с волонтерами. «Одно другого не исключает», — соглашаются представители власти. Лишь бы только разделение функций не пошло по сценарию, когда одни осваивают средства, а другие на добровольных началах за счет пожертвований действительно окружают бывших бродяжек заботой и находят им новый дом.
В обнимку с «хвостиком»
Как автор этой статьи, я бы тоже хотела, чтобы все животные, тоскующие сегодня в приютах, обрели любящих хозяев. И периодически кто-то в моем ближнем кругу загорается идеей взять в семью собаку из приюта. Но я всегда рекомендую взвесить свои силы. В этом и есть для меня суть ответственного подхода.>
Знаете, с животным, как со свадьбой, лучше не спешить. Можно сначала познакомиться, пообщаться поближе. Благо, приюты приглашают на прогулки с подопечными. В принципе, даже если вы никого из них по тем или иным причинам не сможете взять домой, то как минимум подарите себе и «хвостикам» радость общения, побалуете их вкусняшками. Дети, говорят, от таких встреч в восторге. И это хороший опыт — мальчишки и девчонки узнают, как правильно общаться с животными, понимать их реакции, учатся любить животных. Вообще, учатся любить и заботиться. Не самые плохие качества, скажу я вам.>
И права телеведущая Наталья Ветрова: «Об ответственном отношении к животным надо говорить шире. Все начинается с малого. Я своим детям прививаю любовь к животным. Младшая дочь ездит со мной в приюты для животных, занимается там волонтерской деятельностью».>
И вряд ли в адрес выросших с обнимку с псами ребят и девчат когда-то прозвучит: «Ужас, кто эти люди-нелюди, кто их родил и воспитал!?»>
Фонд защиты животных Иркутской области «Ной-ПовоДОГ»
Иркутский район, с. Мамоны, ул. Центральная, 17. Тел.: 8 (999) 422-44-44
vk.com/priyutnoipovodog
noi38.ru
Питомник и приют для собак «К-9»
г. Иркутск, ул. Карпинская, 125. Тел.: 8 (3952) 56-04-9
vk.com/k9pitomnik
www.k9irk.ru