Аргументы Недели → Общество № 28(722) 22–28 июля 13+

Марш недовольного края

, 20:58

Говорят, что пламя революций и социальных потрясений вспыхивает внезапно, без всяких причин. Ничего подобного! Когда воздух переполнен парами бензина, достаточно неосторожной спички.

На Дальнем Востоке воздух недовольства с каждым годом всё гуще. «Спичкой» стал арест в Хабаровске губернатора края Сергея Фургала. За последние годы арестовали и осудили с десяток руководителей регионов. Белых – в Кирове. Маркелова – в Марий Эл. Хорошавина – на Сахалине. И ещё несколько человек. Но ни за кого так не выступали люди, как за Фургала. А ведь его подозревают в причастности к убийству двух человек. Что, хабаровчане массово сошли с ума, чтобы протестовать против ареста такого фигуранта? Девять дней подряд выходил народ на шествия и митинги. И не десятки человек. Десятки тысяч. К протестам в краевом центре присоединился Комсомольск-на-Амуре, другие населённые пункты. А неделю спустя прошла массовая демонстрация во Владивостоке. Один из главных тамошних лозунгов: «Мы слышим тебя, Хабаровск!»

У хабаровчан вроде бы есть повод протестовать: арестовали избранного ими популярного политика, которого они выбрали против воли московской власти, навязывавшей своего кандидата. Сопротивление усиливает и тот факт, что обвиняют Фургала за преступления, якобы совершённые в 2004–2005 годах. Если это так, то почему компетентные органы молчали столько лет? – спрашивают люди. Фургал трижды избирался в Госдуму, выиграл борьбу за пост губернатора. Если знали и молчали, то преступники те, кто скрывал правду от народа. И нет ли других причин для ареста? А это уже удар по самолюбию и воле избирателей.

Наконец, градус недовольства повысил и арест Фургала не дальневосточными правоохранителями, а московскими. То есть опять Москва.

Но если у хабаровчан есть хоть какой-то повод, то Владивостоку Фургал с какого боку? Только с одного: неприязнь к Москве. Плакат в Хабаровске: «Москва, уходи!» – это экстремальный, но не случайный всплеск. Дальний Восток все последние десятилетия чувствует себя чужим при разделе общероссийского пирога. Получается, что Кавказ или Питер для России важны, а Дальний Восток нет. Хотя Москва и трещит о приоритетном его развитии, плодит чиновничьи соты в управленческом улье, но жизнь людей от этого не улучшается. Лучше она становится только у чиновничества. В Советском Союзе в последние его годы было 2 миллиона чиновников. В России сейчас – 2 миллиона 400 тысяч. А населения в два раза меньше! Президент назначил своего представителя в Дальневосточном федеральном округе. У него – аппарат. Правительство создало Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Тоже куча чиновников. Но вот 9 дней тысячи людей устраивают митинги и шествия в Хабаровске, заполняют площадь перед Домом правительства, требуют объяснений, однако никто к ним не выходит. Представитель президента в ДФО и одновременно вице-премьер правительства Юрий Трутнев, прилетев в Хабаровск, заявил журналистам (но не на площади!), что власти края работают плохо. И улетел. После чего появилась информация: Трутнев «посетил Камчатку». Посетил… Как глава какого-нибудь государства, а не чиновник, обязанный постоянно быть на доверенной ему территории.

Мог бы встретиться с народом министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, однако и его хабаровчане не увидели. Неудивительно, что на митингах и в соцсетях люди выступают за отставку Трутнева и Козлова. Этого же потребовал и Жириновский в Госдуме.

Да и какое отношение имеет к Дальнему Востоку министерство, находящееся в самом центре Москвы? Ведомство по развитию Луны ещё могло бы обитать здесь. А дальневосточному – место только там. На земле, за развитие которой его чиновникам платят немалые государственные деньги. Сейчас, похоже, им ближе станции метро «Парк культуры» и «Киевская», чем разбитые дороги Дальнего Востока. До Хабаровска – 8300 километров. До Владивостока – больше 9 тысяч. Что знает куча этих министерских людей о повседневной жизни тамошнего народа? О его проблемах, нуждах, повседневном быте? О нехватке жилья, школ и детских садов, о зверских ценах на фрукты и овощи, о безработице и резком ухудшении за последние месяцы и без того небогатого бытия? В советское время уровень жизни на Дальнем Востоке был на треть выше, чем в Центральной России. Сейчас – ровно наоборот.

Министр московской дальневосточности не без гордости сообщает: для Магадана, Приморья и Чукотки выделено из федерального бюджета 493 млн рублей. Подчёркиваю: 493 миллиона на три субъекта Федерации. А только один полковник МВД украл 13 миллиардов! Не говоря о других ворах в погонах и без. При этом московская власть заявляет, что нет денег на преображение Дальнего Востока. И придумывает программы, не слишком сообразующиеся с жизнью. Согласно одной из них – «Дальневосточный гектар», – сюда должны были приехать 30 млн человек, чтобы осваивать 170 млн гектаров пустующей земли. Однако взяли гектары только около 80 тыс. человек. Да и то в большинстве – местные. Издалека люди не едут, потому что не создана притягательность этого гектара. Нет дорог. Нет электричества. Нет вообще нормальных условий для жизни на взятом гектаре.

А те, кто вроде как отвечает за развитие Дальнего Востока и Арктики, пробили ещё один закон-мираж. «Полярный гектар». Теперь бесплатно можно получить гектар земли… в Арктике. Авторство опять приписывают Юрию Трутневу. Бедная вечная мерзлота!

Дальний Восток на словах уже обустроен. Министерство Козлова сообщает: «На Дальнем Востоке созданы беспрецедентные условия экономического развития территории». Но люди принимают всё это за бурную фантазию. И бегут с Дальнего Востока. За 20 лет из 10 млн жителей 2 млн ушли. Это тихий марш недовольных дальневосточников. Хабаровские события показывают, что марш может быть шумным.

Читайте также: 

Билет на поезд к вечной мерзлоте

Удержит ли Россия свой Дальний Восток?

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram