Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 27(721) 15–21 июля 2020 13+

«Аэрофлот» мучает бедную вдову

, 19:47

«Аэрофлот» мучает бедную вдову

Обычный рейс «Аэрофлота» вёз людей из Москвы в Анапу 24 ноября 2019 года. Для второго пилота Дамира Ахметова он закончился смертью. Из-за сердечного приступа у лётчика борт был приземлён в Ростове. Для того чтобы врачам было удобнее откачивать, его перенесли из кабины в вестибюль судна. Реанимационные действия не возымели результата – Дамир скончался. У него остались вдова Анастасия и двое несовершеннолетних детей в Омске. А для Анастасии началась жизнь, полная мытарств, стука в закрытые двери, унижений. И всё почему? А потому что «Аэрофлот» – большой, сильный, весь из себя государственный, не желает поступить по закону и выплатить компенсацию семье своего покойного сотрудника. А как у нас иначе? Поумоляй, пообивай пороги, узнай своё место – тогда, возможно, кинем косточку. Анастасия Ахметова, поняв, что миром дело не решить, 28 февраля этого года подала иск на 34 млн руб. в Кировский районный суд г. Омска, чтобы отстоять свои права.

Казус Савельева и Ко

В ПАО «Аэрофлот» существует Коллективный договор. Это двусторонний правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения обеих сторон – работодателя и работников. То есть вносить изменения в него должны все стороны, а никак не одна. В данной редакции он действует до декабря 2020 года! В договоре есть пункт 7.8, в котором на момент смерти Ахметова были прописаны обязательства авиакомпании о гарантированной выплате семье 10 среднегодовых зарплат. Во время судебного заседания 19 июня 2020 года выяснилось, что «Аэрофлот» изменил условия Коллективного договора, чтобы не расставаться с деньгами. Хотя, видит Бог, для такого бизнес-монстра эта сумма – дорожная пыль. А в новой редакции 10 годовых заработков выплачиваются, если страховая компания признает гибель Дамира Ахметова страховым случаем. Раньше выплата не зависела от того, выдан ли акт Н-1 о несчастном случае на производстве, сейчас же она устанавливается по результатам работы комиссии по расследованию, которая должна установить, что смерть случилась на рабочем месте.

И в старой версии сумму выплачивал работодатель, а в новой – страховая компания, также не заинтересованная в потере денег. Вот такая, понимаешь, загогулина! А самое главное, что педалирует «Аэрофлот», – пилот умер не на рабочем месте, то есть не в кабине. Конечно, не в кабине. Его вынесли в вестибюль, чтобы уложить для реанимационных манипуляций. Анастасия дала вполне исчерпывающий комментарий на данную тему: «А что было бы, если бы мужу начали оказывать медпомощь в кабине самолёта? На высоте могли задеть приборы управления, совершить аварию! Вестибюль самолёта - это помещение рядом с кабиной пилотов, где человека можно положить горизонтально для оказания помощи. Всем понятно, что Дамира туда перенесли из кресла пилота!»

Её юрист Виталий Кириченко добавляет: «Сейчас вдова получила акт, согласно которому смерть её мужа не связана с производством. Но как быть с тем, что плохо пилоту стало в служебном кресле, за штурвалом? Когда я спросил представителей ответчика, что же пилот делал в вестибюле самолёта, последовал ответ: «Выполнял рейс «Москва Анапа». Но пока это не аргумент для суда.

Потому что мы – пилоты

За права покойного товарища и его семью вступились коллеги по авиакомпании, и не только. Написали обращение на имя генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева, и в июне на различных информационных ресурсах оно было опубликовано. Всего подписантов – 480. Среди них и КВС, командиры воздушных судов, и вторые пилоты, и пилоты-инструкторы, и бортпроводники, и техники. Вот выдержки из этого письма:

«Уважаемый Виталий Геннадьевич!

Мы, нижеподписавшиеся, просим Вас обратить внимание на вопиющее нарушение трудовых прав лётного состава и принять меры для реализации гарантий, указанных в Коллективном договоре пилотов авиакомпании «Аэрофлот».

24 ноября 2019 года при выполнении рейса SU1546 от сердечной недостаточности умер пилот Дамир Ахметов, исполнявший обязанности члена лётного экипажа (второго пилота). В ходе оказания первой медицинской помощи кабинный экипаж поместил Дамира Ахметова на пол за кабиной воздушного судна, что согласуется с нормами авиационной безопасности. Поскольку для реанимации пострадавшего могут привлекаться пассажиры, имеющие медицинское образование, доступ в кабину пилотов должен быть ограничен. Именно это является причиной реанимации пилота не в кабине пилотов, а в салоне воздушного судна.

Авиакомпания «Аэрофлот» при решении вопроса о выплате семье погибшего пилота компенсации, согласно Коллективному договору, заняла позицию, что гибель пилота в «вестибюле воздушного судна» (в закабинном пространстве) не является гибелью при производстве (при исполнении служебных обязанностей). Следственно, выплаты семье пилота не положены. Мы, нижеподписавшиеся, считаем данную позицию авиакомпании, являющейся «лицом» отрасли, безответственной, этически кощунственной и антисоциальной. Как выяснилось в ходе судебного заседания, состоявшегося 19 июня 2020 года, после трагической смерти Дамира Ахметова «Аэрофлот» изменил условия Коллективного договора с целью исключения выплат семье погибшего…

...Подобное поведение работодателя в лице «Аэрофлота» подрывает основы трудовых взаимоотношений, базирующихся на строгом выполнении положений Трудового и Коллективного договоров. Работодатель, руководствуясь принципами агрессивного капитализма и социальной безответственности, манипулирует локальными правовыми актами с целью уйти от материальной ответственности перед сотрудниками…

Спектр действий, выполняемых пилотами, не ограничивается эксплуатацией органов управления самолётом. Именно по этой причине руководством по производству полётов определены временные рамки исполнения обязанностей членами лётного и кабинного экипажа. Гибель члена лётного экипажа при исполнении своих обязанностей априори является гибелью на производстве независимо от того, где у пилота остановилось сердце: в кабине, туалете или на полу воздушного судна.

Мы, нижеподписавшиеся, требуем выполнения положений Коллективного договора и выплаты семье Дамира Ахметова установленной Коллективным договором (действовавшим на момент смерти) суммы компенсации за гибель на производстве».

Нарушение на нарушении и нарушением погоняет

Во время судебных заседаний открылась и правда о том, что экипажам не дают толком отдохнуть между полётами, как сообщает Омский ресурс bk55.ru., освещающий историю на месте. Ростехнадзор выявил, что компания не исполняет требования Минтранса по этому пункту. Сам Дамир весь 2019 год пролетал практически без выходных. Январь 2019: ежедневные вылеты с 1-го по 13-е, февраль – с 10-го по 28-е, июль – с 15-го по 31-е, август – с 1-го по 15-е. Интернет-издание «Новый Омск» сообщает, что «в табеле рабочего времени Ахметова не фиксировались ожидание вылетов в аэропортах и время перемещения Дамира в качестве пассажира из внебазовых аэропортов в Омск по заданию работодателя. Притом что минимальный отдых пилота между сменами должен составлять 12 часов, в июле и сентябре прошлого года Ахметов выполнил несколько рейсов, отдохнув перед ними всего 50–54 минуты». Отсюда – изношенность организма в 49 лет и, как следствие, сердечная недостаточность. Инфаркт в полёте, проще говоря. При этом он успешно прошёл ежегодную ВЛЭК (Врачебно-лётную экспертную комиссию).

Против несправедливости по отношению к семье Ахметовых выступил Шереметьевский профсоюз лётного состава (ШПЛС), который отстаивает права пилотов и бортпроводников. Президент организации Игорь Дельдюжов рассказал bk55.ru, что «Дамиру не предоставлялись еженедельные выходные, не учтено более 360 часов рабочего времени, постоянные ночные рейсы. Больший объём работы выполняется меньшим количеством персонала, пилоты теряют здоровье, почти не видят семьи… Они, можно сказать, пребывают в трёх состояниях: едут на работу (с работы), летают, спят - никакой нормальной жизни. А сверхдоходы распределяются между управленцами. Когда же пилот перестаёт приносить прибыль, заболел или скончался на рабочем месте, это «отработанный материал», надо избавиться».

Надо сказать, что это не первая (и наверняка не последняя) история, связанная с «отказом систем» сотрудников «Аэрофлота». В прошлом году стюардесса авиакомпании во время пересменки между рейсами в Испании упала в местном магазине и ударилась головой. Врачи подтвердили, что это произошло из-за переутомления. По возвращении в Москву она столкнулась практически с аналогичной ситуацией – работодатель отказал в компенсации и оплате счетов из больницы, так как травма получена не на рабочем месте. А на каком? Это её работа – ожидать обратный рейс, где она работает. Человек упал не в баре, не в клубе, не пьяный, а в перерыве между перелётами, зайдя в магазин купить еды. Это командировка. В результате она столкнулась с издевательствами со стороны авиакомпании «Аэрофлот», которая запрессовала молодую мать, ставя ей неудобное расписание, проводя бесконечные служебные проверки и пр.

Анатолий Кнышов, Герой России, лётчик-испытатель резюмирует:

Всё это экономия денег. По советским санитарным нормам, когда пилот прилетал из Москвы в Петропавловск-Камчатский, например, ему давали отдых 48 часов. Сейчас же лётный директор «Аэрофлота» Чалик и генеральный директор Савельев решили проблему отдыха – если прилетел пилот в Хабаровск или во Владивосток, то ему на обратный путь дают место в первом или бизнес-классе, где можно пить, гулять, спать, но это не отдых. Гнать их нужно, этих директоров, нарушают всё, что можно. Только и берут пример с Запада. И что это за национальный перевозчик номер 1, где из 246 самолётов только 54 – отечественные, а остальные 192 – зарубежные? Мы содержим авиационную промышленность Штатов и Франции.

«Аэрофлот», позиционирующийся как основной российский гражданский перевозчик, постоянно попадает в информационное поле исключительно по негативным поводам: то кота не пустили на борт, то собаки во время полёта умерли, то увольняют по желанию топ-менеджмента «полных» стюардесс, то зарплаты сотрудникам снижают, то мили отнимают, то суперджеты у них «шалят» с человеческими жертвами. А руководителям за всё это увеличивают бонусы. Теперь вот эта история с Дамиром Ахметовым. Понятно одно, жлобство рано или поздно заканчивается плохо. Но, видимо, у Савельева индульгенция на всё, поэтому так всё сходит с липких рук.

Следующее судебное заседание по иску Анастасии Ахметовой состоится 21 июля, то есть через неделю после выхода текущего номера. Надо отметить – мощная юридическая служба «Аэрофлота» сделает всё, чтобы одержать победу на процессе.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram