Мы уже неоднократно рассказывали о том, что, несмотря на отсутствие регулярного авиасообщения, российский турист мог выловить «вывозной» рейс, так как «Аэрофлот» продаёт на них билеты в направлении «туда», чтобы не гонять пустые борта, да и под шумок «поднять бабла». Обратно, опять же абсолютно законно, можно вернуться по «минской схеме».
Да, это хлопотно, но хоть как-то прикрывало громогласные заявления ответственных лиц о том, что никакого «железного занавеса» не будет и, как только нас начнут «пускать» в мир, мы сразу же восстановим регулярное авиасообщение, хотя, конечно, отдыхать лучше дома: «Вывозим деньги – завозим заразу» – так сформулировал идеологический запрос на отдых этим летом главный по туризму в Госдуме депутат Михаил Дегтярёв.
И какое-то время это ущербное статус-кво работало. Но мир постепенно приходил в себя. К ни на секунду не закрывавшимся для российских туристов США, Беларуси и Южной Корее стали добавляться Сербия, Греция, Турция…
И с этим надо было что-то делать.
Обещанного три года ждут, а на четвёртый забывают
Первого июля пассажирам, купившим билет на «вывозной» рейс в Стамбул на 2 июля, «Аэрофлот» рассылает уведомление, в котором предупреждает, что зарегистрирует на рейсы только пассажиров с ВНЖ или выезжающих на лечение. Более ста человек, купивших билеты на рейс в Стамбул, развернули на стойке, ведь на такие рейсы онлайн-регистрации нет. На сайте национального перевозчика появляется уточнение, что граждане РФ, выезжающие на лечение в Грецию, Кипр, Турцию, обязаны также предъявить приглашение на лечение, заверенное Минздравом России. Шокированные и законопослушные потенциальные пассажиры бросились выяснять, что за «заверение» такое. Разумеется, ни «Аэрофлот», ни Роспотребнадзор, ни Минздрав – ни сном ни духом, впервые слышат и не знают, как оно должно выглядеть.
Обращаем внимание, что незаконно отсекать нормальных туристов поручили «Аэрофлоту», а не пограничной службе. И уж коли мы заговорили о законах, в постановлениях правительства об ограничении пересечения автомобильных, железнодорожных, пешеходных, речных и смешанных пунктов пропуска через границу, откуда «Аэрофлот» содрал категории граждан, только которым якобы можно лететь, есть ещё несколько категорий граждан. Даже по этому постановлению, ни коим боком, повторим, не имеющему отношения к воздушному транспорту, можно выезжать также для учёбы, работы и ухода за родственниками. А их-то за что «Аэрофлот» поразил в правах?
Как пишут разозлённые недопассажиры этого злополучного рейса в соцсетях, сейчас они готовят коллективный иск к «Аэрофлоту», ведь кроме банального беспредела люди потеряли деньги, и немалые, цена билета на этот рейс доходила до 80 тыс. руб. за обычный экономкласс. Увы, для потенциальных истцов у нас три новости, и все плохие. Во-первых, судебная система России, как и международные воздушные перевозки, не готова ещё работать в нормальном режиме. Во-вторых, постановление правительства, аналогичное «закону о ваучерах», готовится и в отношении авиабилетов, и там всё ещё хуже, чем с турпутёвками, ждать возврата надо три года. Кстати сказать – отечественные туроператоры и авиакомпании, мотивируя невозможность вернуть деньги «прямо сейчас», ссылаются на «зарубежный опыт». Так вот, вполне себе зарубежная авиакомпания Emirates сообщила, что сокращает срок возврата денег за отменённые из-за коронавируса рейсы со стандартных 90 дней до 60.
В-третьих, все билеты на «вывозные» рейсы невозвратные. И бонусом – комментарий уже известного нашим читателям непоэта Ломового:
«Сдавай, га…н, билет до Ниццы,
Закрыты русские границы,
На пирамиды и гробницы
забей на года полтора.
На перелёты – мораторий,
Одна дорога – в санаторий».
А если серьёзно, то мы готовы оказать информационную поддержку пассажирам, столкнувшимся с беспределом «Аэрофлота» на «вывозных» рейсах. Такое нельзя оставлять безнаказанным.
Пройти между Сциллой и Харибдой
В связи с услужливостью «Аэрофлота» в деле ограничения выезда россиян к тёплым морям и наполнения родных курортов строгого режима новыми красками заиграло недавнее заявление Сергея Лаврова. На просьбу журналиста прокомментировать тот факт, «что все за границу ездят через Белоруссию», глава внешнеполитического ведомства сказал, что «мы не можем запретить людям пользоваться этой возможностью».
Вспоминается советский анекдот:
– Скажите, пожалуйста, у меня есть право на…
– Есть, гражданин, есть.
– Но вы не дослушали, имею ли я право…
– Имеете, конечно, имеете.
– Так значит, я могу…
– Не-е-ет, гражданин, не можете.
Конечно, пока закрыть «минскую схему» сложновато. Услужливого «Аэрофлота» там нет, маршрутки и таксисты обновили партизанские тропы и возят страждущих. Не хотим «накаркать», но нет предела совершенству…
На прошлой неделе ещё пара чиновников из ведомства С. Лаврова отличились заявлениями, комментировать которые просто выше наших сил. Как сообщил Интерфакс, замминистра Е. Иванов и ещё один «источник-дипломат» уверены, что 15 июля ЕС может пересмотреть своё решение относительно России.
Серьёзно? И это притом что глава Минздрава М. Мурашко намекает, что раньше февраля нам «нормальной» жизни не видать?
Но безоговорочное первое место в номинации «Как сказать так, чтобы ничего не сказать» – у Т. Голиковой.
Программа «Познер» на Первом канале. Один из вопросов ведущий начинает издалека: вспоминает про Сциллу с Харибдой, потом цифры, что «Аэрофлот» ранее привозил 150 тыс. пассажиров в день, сейчас 500 (пятьсот), и наконец, вопрошает – доколе?
Вице-премьер Татьяна Голикова отвечает:
«Мы очень внимательно следим за авиационными властями других стран. Как правило, у нас существуют симметричные договорённости о полётах, но каждая страна сейчас меряет себя исходя из эпидситуации. И она для себя определяет те страны, которые благополучные или неблагополучные в эпидемиологическом плане. Уже сейчас у нас есть свои какие-то прикидки, которые мы делаем для себя, когда бы это могло быть, но очевидно, что мы зависим от наших партнёров и здесь только симметричные решения».
Всё чаще и чаще на слова российских чиновников о «перспективах» выездного туризма находится только один цензурный коммент – no comment. Мы уже говорили как-то, что есть такое выражение – «Путешествие – это маленькая жизнь», следовательно, запрет на них – это маленькая смерть. Мы нашли одну подходящую «черномырдинку», которой ещё можно прокомментировать вышеперечисленные заявления чиновников, но в сегодняшней ситуации это больше похоже не на комментарий, а на последнюю просьбу приговорённого к «маленькой смерти» без права на помилование: «Есть ещё время сохранить лицо. Потом придётся сохранять другие части тела».
Родина-мать зовёт
Первую тестовую поездку в условиях постепенного снятия ограничений передвижения внутри России редакция отдела «АН-Туризм» совершила авиакомпанией «Победа» из Внуково в Волгоград. И мы теперь на личном опыте готовы подтвердить данные Ространснадзора, который в июне провёл 543 проверки в аэропортах страны и выявил 518 нарушений противоэпидемических рекомендаций. Самое сильное впечатление – это набитый под завязку боинг, в салоне которого маски присутствовали максимум у 15% пассажиров. Но есть и плюсы – из-за этих самых рекомендаций «Победа» сейчас загружает пассажиров через «рукав» во Внуково, а в Волгограде выпускает погулять по полю пешком до здания аэропорта.
И мы внезапно не обнаружили в стерильной зоне Внуково курительных комнат, которые разрешили восстановить ещё в конце прошлого года. Как уверила нас пресс-служба аэропорта Внуково, организацию курилок им пришлось отложить именно из-за пандемии, но сейчас они уже вернулись к решению этой задачи. Сроки, правда, не указали, но пока поверим на слово, что работа курилок «будет налажена».
По количеству выявленных заражений Волгоградская область на 15-м месте по стране, а по ощущениям измученных самоизоляцией москвичей волгоградцы давно и бесповоротно «забили» на коронавирус. Дарим бесплатно региональным чиновникам от туризма слоган: «Хотите испытать незабываемый шведско-белорусский колорит? Приезжайте в Волгоград!»