Беспрецедентный в новейшей истории бум дорожного строительства и благоустройства стал испытанием на прочность и драйвером развития предприятий, сумевших ответить на новые вызовы времени. Непубличное акционерное общество «Дорожно-строительное управление №1», которое по праву считается одним из лидеров отрасли Кубани, не только успешно справляется с возросшими объемами дорожного строительства, но и участвует в реализации проектов благоустройства.
По паркам и скверам
Когда говорят о дорожниках, на ум сразу приходят картины с дымящимся асфальтом под катками на трассах. Безусловно, этот образ верен. Но в применении к сегодняшним реалиям и, в частности, к ДСУ №1 он неполный. Потому что одним из серьезных направлений деятельности этого предприятия является благоустройство. Сейчас силами НАО «ДСУ №1» приводятся в порядок, а вернее, фактически создаются с нуля три территории в столице Кубани: Дмитриевский сквер на берегу Покровского озера, вторая очередь Вишняковского сквера и Школьный бульвар в Юбилейном микрорайоне. Туда мы и приглашаем вас проехать вместе с нами.
Встретимся у Покровского
Сквер на улице Карасунской, по сути, утратил свой статус давно и, казалось, навсегда: разбитые дорожки, обветшалые террасы — одним словом, разруха. Но весной этого года здесь начались большие перемены. Прибыла техника, рабочие стали убирать старое покрытие, планировать территорию, облицовывать плиткой клумбы.
Мы идем вдоль берега Карасуна с мастером ремонтно-строительного участка ДСУ №1 Иваном Куделько. За спиной постепенно затихает грохот трамваев, сменяясь шумом рабочего процесса: в бригаде плиточников миксером готовят раствор для укладки, неподалеку двое электриков разворачивают толстый кабель, экскаватор выравнивает площадку.
— Поначалу жители вполне понятно обеспокоились судьбой деревьев, но, когда мы доходчиво объяснили и на месте показали, что будут убраны только аварийные растения, а такие можно пересчитать по пальцам руки, люди успокоились. Мы приложили все усилия, чтобы сохранить прежнее озеленение — в этом состояла одна из главных идей проекта,— объясняет Иван Куделько. — Но, как мы видим, имеющихся растений явно недостаточно, поэтому будет дополнительно высажено 45 деревьев ивы, туи, сливы, груши и черемухи. Еще появятся новые кустарники — 2303 растения, среди которых бирючина, гибискус, магнолия, гортензия, самшит, можжевельник и многие другие. И, конечно, цветы на клумбах будут в изобилии. Всё это предусмотрено проектом.
По пути мастер участка объясняет, где и что будет находиться. На площади в 1,8 гектара сформируют три зоны. Для детского отдыха появятся две игровые площадки. Это необходимо, чтобы разделить возрастные группы и тем самым обезопасить малышей: одна площадка будет предназначена для детей до трех лет, вторая — для ребят до десяти лет.
Те, кто заботится о своей физической форме, также не будут обделены: для них оборудуют площадку для занятий спортом. Не забыты и любители интеллектуальных игр: им установят шахматный стол.
Прогулочная же зона протянется вдоль всего берега озера, вплоть до территории перед стадионом «Кубань».
— К сентябрю этот сквер будет не узнать. Но для этого предстоит еще сделать очень многое. Только тротуарную плитку необходимо уложить на площади 8815 «квадратов». А еще надо отремонтировать парапеты и подпорные стены, привести в порядок лестницы, расстелить рулонный газон, а это почти шесть тысяч квадратных метров, смонтировать систему капельного полива, установить 23 скамейки,— ведет экскурсию мастер участка Куделько.
Ну и какое же благоустройство без арт-объектов? В Дмитриевском сквере они тоже появятся. Арт-объект «Фотозона», световая фигура «Дерево», «Скамья/лежак» — всё это наверняка очень скоро широко разлетится фотографиями по соцсетям.
Вишняки, часть вторая
Судьба Вишняковского сквера очень похожа на Дмитриевский: всего несколько лет назад этот запущенный участок земли начали приводить в порядок. Сначала реконструировали первую очередь, и, судя по большому количеству краснодарцев, гуляющих по тенистым дорожкам, парк пришелся по вкусу жителям. Благоустройство второй очереди было осложнено тем, что часть территории сквера оказалась в частных руках и администрации города пришлось через суды восстанавливать право собственности. Вскоре после того как юридические точки были расставлены, в парке снова закипела работа.
— По графику работы должны полностью быть завершены к концу августа, и мы уложимся в сроки,— выступает в роли гида главный инженер ДСУ №1 Виктор Стаценко. — Этот объект очень интересен тем, что здесь будут располагаться не только детские и спортивные площадки, что уже стало привычным для жителей. Там,— Виктор Николаевич указывает на большую ровную площадку,— сейчас обустраивают место для занятий экстремальными видами спорта — скейт-корт. По мнению экспертов, эта площадка будет отвечать самым высоким стандартам. Это очень специфический объект, поэтому для его возведения мы, так как не являемся специалистами в данной области, пригласили профессионалов из Федерации экстремальных видов спорта. Это является гарантией и качества, и соблюдения необходимых стандартов безопасности.
Это лишь один штрих, характеризующий капитальность подхода к работе ДСУ №1. Но таковых наберется на целое художественное полотно.
В обновленном, то есть заново построенном, сквере полностью реализован принцип доступной среды для маломобильных граждан, появится тактильная плитка, чтобы люди со слабым зрением могли чувствовать себя комфортно. Естественно, предусмотрена масса возможностей для детей на игровых площадках. Три тысячи «квадратов» рулонного газона, более двух тысяч — тротуарной плитки и без малого три тысячи квадратных метров асфальтобетонного покрытия будет уложено здесь.
Что касается озеленения, приведу официальную справку: «Посадка деревьев — 129 шт. (туя западная, береза бородавчатая, можжевельник скальный, магнолия Суланжа, груша, клен серебристый, клен красный, платан); посадка кустарников — 2927 шт. (бересклет Форчуна, жимолость блестящая, форзиция, гортензия крупноцветковая, чубушник, спирея серая Grefsheim, вейгела Variegata, сосна густоцветная Umbraculifera, можжевельник горизонтальный Andorra Compact, можжевельник казацкий, туя западная Globosa, самшит, жимолость блестящая); посадка цветов в клумбы — 192 шт. (роза почвопокровная).
Конечно, уже растущие деревья также останутся на прежних местах — уберут только те растения, которые представляют угрозу из-за старости. А полюбоваться всем этим великолепием можно будет, отдыхая на одной из 32 скамеек.
Дорога в школу
В Юбилейном микрорайоне работы идут с опережением графика. Здесь в прямом смысле прокладывают дорогу к школе. Дело в том, что по территории между улицей 70 Лет Октября до Бульварного кольца пролегает путь к знаниям для учеников школ №87, 89 и 90-го лицея. И до недавнего времени эта дорога была, мягко сказать, непростой.
Прежде здесь располагались металлические гаражи. Потом их снесли в рамках борьбы с самостроями, и образовался пустырь. Активность жителей Юбилейного привела к тому, что на этом месте проложат бульвар Школьный.
Уже сейчас этот объект можно считать уникальным. Во-первых, строят его с нуля. Во-вторых, бульвар спроектирован таким образом, чтобы подчеркнуть его главное предназначение: дети должны идти в школу с радостью.
Детские и спортивные площадки, прогулочные территории, велодорожка, зона для игры в шахматы, освещение, скамейки — всё это гармонично впишется в общую концепцию проекта и станет единым пространством комфорта и красоты.
Объем работ, которые уже выполнены, а это более семидесяти процентов готовности, впечатляет. Только грунта для будущих насаждений завезено более полутора тысяч кубометров. Здесь будут высажены липы, клены, магнолия, декоративные кусты, море цветов. Одних только газонов на новом бульваре будет более 11500 квадратных метров. И венцом всего этого великолепия станет арт-объект — пергола. Изящный навес, увитый декоративными растениями, наверняка станет знаковым местом для горожан.
Опыт лучших
Работы по благоустройству зеленых зон для НАО «ДСУ №1» не новы. Например, в прошлом году, благодаря усилиям дорожников, на карте города появились такие полноценные зеленые зоны, как Гагаринский бульвар, Офицерский и другие. Кстати, для того, чтобы выполнять именно такие работы, в штат предприятия были приглашены профильные специалисты. Постоянно обновляется парк техники. Вводятся новые технологии, материалы, научные разработки. В ДСУ №1 постоянно ставят перед собой новые цели и достигают их.
Виталий Ишутин: «Ударно трудиться — наша традиция»
После экскурсии по паркам, где кипит работа, едем на встречу с генеральным директором НАО «ДСУ №1» Виталием Ишутиным. Естественно, наш разговор начался с темы благоустройства.
— Виталий Владимирович, ваше предприятие является признанным лидером дорожного строительства нашего края. Объемы год от года растут. Зачем вам заниматься еще и благоустройством?
— Ответ на этот вопрос лежит скорее не в области экономики, а в социальной ответственности. Для нас это не просто модный термин, а, можно сказать, идеология. Все мои коллеги прекрасно знают, что участие в работах по благоустройству не приносит больших прибылей. Мы зарабатываем нашей основной деятельностью — строим и ремонтируем дороги. Но, с другой стороны, дороги же всегда куда-то ведут. Вот мы и хотим соединять трассами красивые места, где живут счастливые люди.
В данный момент механизм работы на объектах благоустройства у нас отлажен. Но за первый проект брались с опаской, ведь это совершенно другая работа. Наверное, при принятии решения участвовать в реконструкции сквера верх взяло желание сделать что-то новое. Результат порадовал. Когда видишь, как люди гуляют по аллеям, которые появились благодаря нашему труду, слышишь детский смех, возникает чувство гордости и осознание, что сделано хорошее дело. Да и как можно остаться в стороне, когда благоустройству уделяется такое внимание. Поэтому участие в реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» считаю не просто правильным решением, а, так сказать, обязательной программой для нашего предприятия.
— Вы сказали, что было непривычно браться за незнакомое дело. Но ведь в истории вашего предприятия достаточно подобных примеров. Взять хотя бы подготовку трассы для гонок «Формула-1», в которой участвовало и ДСУ №1…
— Статус старейшего предприятия отрасли с богатыми традициями и репутацией ко многому обязывает. Надо уметь ставит максимальные задачи, но при этом четко понимать, что их решение должно быть стопроцентным, а лучше — еще более значимым.
— Это как?
— Как пример — сдать объект раньше срока. Но если говорить о таких объектах, как гоночная трасса мирового уровня, здесь другое. Мы же не случайно попали на такой серьезный объект. Все прекрасно понимали, какое пристальное внимание уделят качеству работы и какие мировые светила будут принимать трассу, инфраструктуру. Но мы хорошо оснащены технически, имеем достаточный опыт и постоянно внедряем новые разработки в области дорожного строительства. Кстати, объектов мирового уровня в нашем послужном списке немало. Предприятие участвовало в подготовке к Олимпиаде, мировому первенству по футболу и так далее. Кубань находится в зоне постоянного международного внимания, и мы стараемся соответствовать ожиданиям.
— Дорожное строительство на подъеме. Таких объемов не припомнят даже старожилы. Притом скачок произошел стремительно. Испытывали ли вы трудности в связи с резким ускорением темпов?
— Это только для человека, который не строит дороги, может показаться, что всё мгновенно изменилось. На самом же деле база под сегодняшний скачок тщательно готовилась и на всех уровнях власти, и на предприятиях отрасли. Обратите внимание: сейчас ремонт идет практически круглый год. Да, нам повезло с климатом, но ведь раньше активная фаза ремонта начиналась в конце весны или летом. Руководство страны приняло очень мудрые решения в части финансирования дорожной отрасли. Раньше средства на ремонт шли из бюджета месяцами, что сказывалось на сроках. Сегодня совершенно иная ситуация: процесс идет по четкому плану и не дает сбоев. Во многом именно этот алгоритм позволил нам строить быстрее и больше с сохранением высокого качества.
— Кстати, о качестве. Даже невооруженным глазом видно, что наши дороги стали значительно лучше. В чем причина?
— Мир не стоит на месте. Новые технологии и материалы в совокупности с хорошей техникой дают возможность значительно повысить качественные характеристики дорожного покрытия.
Например, когда мы поняли, что существующих мощностей не хватает, приобрели асфальтобетонный завод Marini Ultimap-2700 производительностью 200 тонн в час, эмульсионную установку «Бастион» для приготовления битумной эмульсии ЭБК-1, ЭБК-2, комплексную дробильную установку КМД-1200 производительностью от 40 до 100 кубов в час.
Для ремонта трещин горячим битумно-полимерным герметиком был приобретен комплекс специального оборудования фирмы Crafco. Этот комплекс мало того, что очень высокопроизводительный, но и качество дает такое высокое, что значительно увеличиваются межремонтные периоды.
— Получается, что высокие технологии, новейшие материалы и техника — это секрет развития предприятия?
— Всё, что вы перечислили,— это составляющие успеха. Но далеко не основные. Самое большое удовлетворение от работы я испытываю, когда к нам в ДСУ №1 приходят устраиваться на работу дети и даже внуки наших сотрудников. Это я считаю самым главным индикатором благополучия предприятия. И мне очень приятно, что в ДСУ №1 работают династии. Именно люди являются тем самым стержнем, на котором держится наше дорожно-строительное управление. У нас прекрасный коллектив не просто профессионалов, а еще и настоящих патриотов своего предприятия. Мы привыкли гордиться своей работой, и, уверен, так будет всегда.
Врезки:
Авторитетно
Артем Доронин, заместитель главы Краснодара:
— Всегда высокое качество выполненных работ, соблюдение сроков, инициативность — таков стиль работы ДСУ №1. За долгие годы своей деятельности предприятие зарекомендовало себя как надежный партнер, которому можно поручить самые ответственные и трудные объекты. НАО «ДСУ №1» относится к тем предприятиям, на которые надо равняться.
Опережая время
В своем недавнем обращении к нации президент России Владимир Путин заявил о выделении дополнительных ста миллиардов рублей на обновление дорожной сети. При этом глава государства заметил, что эти средства будут распределяться между регионами по принципу «кто работает, тот и получит». ДСУ №1 делает всё для того, чтобы финансирование национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Краснодарском крае увеличивалось. Достаточно сказать, что большинство объектов, ремонт которых был предусмотрен в этом году, уже сдано досрочно и дорожники приступили к работе на участках, запланированных на 2021-й. Итак, за 2020 год завершен ремонт объектов в Краснодаре: на улице Бородинской — от Максима Горького до 2-й Заречной (0,5 км); ул. Весенняя — от ул. 1 Мая до ул. Российской (0,4 км); ул. Памирская — от ул. 1 Мая до ул. Российской (0,4 км); ул. Баканская — от дома №2 до ул. Академика Пустовойта (1,0 км); ул. XXI Партсъезда — от ул. Закатной до дома №80 (0,5 км). Также окончены работы на участке 5,8 км на автодороге Горячий Ключ — Хадыженск.
Планируется отремонтировать до конца года следующие участки в краевой столице: ул. им. Пушкина — от ул. Красноармейской до ул. Седина; ул. Труда — от ул. Скорняжной до ул. им. Гагарина; ул. им. Пушкина — от Кубанской Набережной до ул. Октябрьской; ул. им. Достоевского — от ул. Декабристов до ул. 40 Лет Победы; ул. Октябрьскую — от ул. Пушкина до ул. Красина (нечетная сторона); ул. Онежскую — от ул. Уральской до ул. Центральной; ул. Харьковскую — от ул. Алма-Атинской до дома №58; ул. Одесскую — от пер. Ключевского до дома №45а; ул. им. Каляева — от дома №4 до ул. Атарбекова; ул. Октябрьскую — от ул. Ленина до ул. Северной; ул. Мира — от ул. Морской до ул. Криничной (ПМР); ул. Гоголя — от Кубанской Набережной до Привокзальной площади; ул. им. Буденного — от ул. Рашпилевской до ул. Тургенева; ул. 9-го Января — от ул. КИМ до 1-го проезда Болотникова; ул. 2-я Пятилетка — от ул. Селезнева до ул. Ставропольской; ул.1 Мая (КМР) — от ул. Сормовской до ул. Уральской.
Также пройдет реконструкция объекта «Автомобильная дорога Западный подъезд к г. Краснодару, км 16 + 658 — 17 + 218 в городе Краснодаре» и будет отремонтировано два участка автодороги Краснодар — Кропоткин — граница Ставропольского края в трех муниципалитетах. В Динском районе запланирован ремонт участка дороги между районным центром и станицей Васюринской (км 2 + 841 — км 5 + 613).