На неделе случилось то, о чём с самого начала эпидемии коронавируса говорило всё прогрессивное туристическое сообщество. 22 июня круизный туроператор (ТО) «Ника» из Санкт-Петербурга громко и публично объявил о прекращении деятельности. Главной причиной стало «нежелание страховой компании СПАО «Ингосстрах» продлевать существующий договор страхования ответственности туроператора в сфере международного выездного туризма», – объясняет своё решение ТО в сообщении на официальном сайте.
Решение знаковое. Не потому, что «первый пошёл», а потому, что оно вскрыло некоторые и, увы, далеко не все язвы российского турбизнеса. Мы разберём его по «полочкам», потому что это первый звоночек для всех организованных туристов, пища для размышлений по переоценке своих шансов воплотить мифический ваучер, которого ещё нет, в поездку, которую обещают в далёком будущем.
Первый пошёл…
«Ника» работает в нише морских и речных круизов с 1993 года, и, по консолидированному мнению коллег, работает честно и «вбелую», что, чего греха таить, встречается довольно редко в ведении бизнеса в России. Собственно, «Ника» об этом и пишет прямым текстом, обращаясь к своим клиентам:
«По закону (об основах туристической деятельности. – Прим. «АН») мы должны иметь финансовое обеспечение, которое может быть следующим:
– страхование ответственности (для страховых компаний это добровольный вид страхования, и они вправе от него отказываться – что они и делают);
– банковская гарантия (неосуществимо);
– наполнение Фонда персональной ответственности (ФПО) в размере 7% от объёма реализованного турпродукта. Ряд компаний существенно занижали объёмы реализованного турпродукта и поэтому «наполнили» свой фонд. Те же, кто показывал объёмы честно, – сейчас имеют в фонде около 2, 5-3% только. Наполнить фонд денежными средствами туристов мы считаем неверным, ведь как мы потом сможем исполнять свои обязательства?..
Продолжать работу в области международного выездного туризма мы не можем (фингарантии заканчиваются 23.06.2020), предоставить сейчас туристам приобретённые путешествия мы тоже не можем (границы закрыты, пандемия продолжается), оформить возвраты из ФПО (согласно постановлению правительства №461) тоже не можем, перенести ваши путешествия на будущее также не можем (проект постановления уже оглашён, а фингарантий на новый срок у нас нет), продолжать формировать группы (что является необходимостью, чтобы путешествия состоялись, так как они групповые) – тоже невозможно по причине отсутствия фингарантий.
В результате туроператор «Ника» после 27 лет работы оказался в тупике».
Поясняя это решение деловому порталу bfm.ru, исполнительный директор ТО Михаил Корнышев добавил:
– Мы не единственная компания, у которой закончились договоры страхования за последние два месяца. Я разговаривал со многими коллегами, то же самое: всем всё обещалось, но потом – нет. Просто мы пошли по пути, чтобы не уходить ни в какие серые схемы. Наши партнёры – круизные компании в Европе находятся в очень тяжёлом состоянии, несут бешеные убытки. И у нас нет уверенности ещё и в том, что эти партнёры все выстоят, все переживут эту пандемию.
И вот что ещё удивительно в этой истории, так это реакция регулятора туррынка и распорядителя ФПО: «Вчера весь день у нас шли переговоры с Ростуризмом, с «Турпомощью». Они очень недовольны тем, что мы не сделали так, как хотели они, но от своих принципов мы отказываться не можем. И наша репутация перед клиентами нам очень дорога», – прокомментировал Михаил Корнышев ситуацию порталу TourDom.ru.
…Остальным приготовиться
По оценкам крупнейших объединений в турбизнесе – Ассоциации туроператоров (АТОР) и Российского союза туриндустрии (РСТ), под ударом сейчас до 30% участников рынка, в первую очередь турагенты и небольшие операторы, и получение финансовой гарантии – это лишь одна из проблем.
Но весьма рисковая с точки зрения кошелька организованного туриста. По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), общая сумма застрахованной ответственности участников туристического рынка сейчас составляет порядка 16 млрд рублей. Страховой сбор, т.е. во сколько обошлась ТО эта гарантия в 2019 году, – около 300 млн рублей. В 2020 г. страховщики оценивают риски туротрасли в 100%, поэтому и предлагали «Нике» страховку только при депонировании всех искомых 50 миллионов. «Ника» поступила, как поступила, и думала, что все её туристы защищены действующими договорами страхования…
Но не тут-то было.
«Письмо счастья» провисело на сайте «Ники» с 22 по 25 июня. Мы даже успели написать в черновике статьи пожелание: «Надеемся, что через пару-тройку месяцев по адресу Гороховая ул., дом 58, откроется туроператор по морским и речным круизам под названием, предположим, «Виктория». Честные туроператоры нужны организованным туристам России».
А 26 июня заходим на сайт «Ники» и читаем:
«Туроператор «Ника» возвращается к нормальной работе!
За эти три «чёрных» дня мы не получили ни одного отрицательного звонка или отзыва в наш адрес! За эти дни был пройден длинный и очень странный путь! Мы согласились «убить себя» для вашей гарантии.
Но оказалось, что страховая защита – это более чем странный механизм, порой непонятно, что в нём есть от понятия «защита»...
После большого количества совещаний и разъяснений стало понятно, что большинство из вас не получат страхового возмещения. Ведь у страховой компании так много «ходов» для того, чтобы не выплачивать страховое возмещение».
И приложено письмо Ростуризма в «Турпомощь» о том, что «Нике» разрешено пока не наполнять ФПО (им не хватало до нормативов 6 млн), а следовательно, они останутся в реестре ТО и смогут продолжить свою деятельность. Мы всё-таки пожелаем им успеха! Честные туроператоры нужны организованным туристам России.
Но, конечно, остаются вопросы. Выше мы писали, что таких ситуаций сейчас может возникнуть на 16 млрд руб., и неожиданно оказывается, что страховщики считают проблемы туротрасли не страховым случаем и не собираются отдавать деньги туристам. Хорошо, что с «Никой» Ростуризм и «Турпомощь» поставили ситуацию на паузу, дав порядочному оператору шанс выкарабкаться, но в стратегической перспективе финансовая уязвимость организованных туристов очевидна.
Ваучеров нет, но вы держитесь
Тем более что на паузе и так называемый закон о ваучерах. Закон подписан, но в нём говорится, что конкретные условия будут определены правительством. Проект положения «об особенностях исполнения, изменения и расторжения договоров о реализации турпродукта, заключённых туроператорами и турагентствами до 31 марта 2020 года» опубликован на официальном портале правительства для публичного обсуждения. То есть примут его ещё не скоро. А куда спешить? Организованным туристам, копившим весь год на турецкий all inclusive, ТО, ссылаясь на опубликованный закон, предлагают на июль–сентябрь «равнозначные» и даже с «повышением класса обслуживания» (что бы это ни значило) турпакеты в Хакасию, Бурятию и Калининград.
Ещё раз. Документа от правительства ещё нет, и пока в нём предварительно зафиксировано, что определённая категория граждан «в тяжёлой жизненной ситуации» сможет сразу вернуть деньги. Остальным, да, выбирать «равнозначный турпродукт», а если «не выбралось» до 31.12.2021, то вам вернут все деньги с процентами (про то, что туристы, по сути, кредитуют ТО, мы писали неоднократно). Вот на этих позициях и надо стоять. Закон на вашей стороне, что бы ни писали вам ТО в своих «письмах счастья».
Наш ответ Чемберлену
В «АН» №23 мы рассказывали, как в прямом эфире ведущих телекомпаний планеты с острова Санторини премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис объявил на закате, с видом на вулканы, старт международного туристического сезона. Греция ждёт в гости весь мир. Поэтому мы оценили информацию Ростуризма о том, что о старте российского туристического сезона г-жа Догузова объявит в пятницу на центральном пляже посёлка Янтарный на берегу Балтийского моря.
Прямой трансляции с пляжа не было, но мы и так знаем, о чём глава Ростуризма промолчит. О том, что в этом году 7 млн россиян не увидят Турцию, а заменой турецких пляжей туром на озёра Хакасии смогут воспользоваться максимум две тысячи туристов. Или о том, что из 201 предприятия санаторно-курортного комплекса Краснодарского края из-за тяжёлого финансового положения и жёстких ограничений Роспотребнадзора в этом году откроются только 88.
В пятницу пришли новости и из Брюсселя – в списке из двух десятков стран, для граждан которых рекомендовано открыть внешние границы ЕС с 1 июля, России нет, мы ещё представляем для них эпидемиологическую угрозу.
На Мамаевом кургане тишина
На днях по телевизору показали монумент «Родина-мать зовёт!», пожалуй, самое величественное сооружение в мире, посвящённое ратному подвигу. Его открыли после трёх лет реставрации в день Парада Победы, 24 июня. Вечером был концерт, который в прямом эфире смотрела вся Россия. А кто из вас знает – 25 июня на Мамаев курган уже пускали туристов? Или ещё полгода будут разбирать декорации? (Потому что с 22 числа туда никого не пускали, а сам концерт смогли посмотреть живьём 100 чиновников.) Да и вообще – пускают ли туристов в Волгоградскую область? Работают ли там музеи, санатории и дома отдыха? Ведь если так наплевательски местные власти относятся к дармовому, по сути, промоушену, то что говорить про каждодневную рутинную работу по привлечению туристов?
Николай СЕРДЮКОВ