С 1 июня стартовал второй, наиболее масштабный этап изменений в транспортной отрасли. С 15 июля новая транспорта модель в Перми заработает в полном объеме. Департамент транспорта администрации Перми подвел промежуточные итоги ее работы.
Наш город одним из первых в стране начал реализацию новой транспортной модели, наряду с Москвой и Тверью. Изменения в транспортной отрасли – результат согласованных действий городских властей с краевыми властями и депутатским корпусом.
Перед департаментом транспорта администрации Перми и курирующим эту отрасль заместителем главы администрации Перми Людмилой Гаджиевой в рамках внедрения новой транспортной модели было поставлено 5 задач, которые имеют конкретные промежуточные результаты.
Первая и самая важная задача – обновление подвижного состава. Если 31 мая этого года в городе работали автобусы, средний возраст которых составлял 12 лет, то уже 1 июня средний возраст автобусов составил 4 года. Сейчас на линии работают 447 автобусов возраста не старше 5 лет – это порядка 60% автобусного парка, в их числе 212 новых автобусов 2019 и 2020 годов выпуска. В прошлом году для муниципального парка МУП «Пермгорэлектротранс» за счет краевого и городского бюджетов было приобретено 90 новых автобусов.
С появлением новых брендированных автобусов меняется не только качество предоставления услуги пассажирских перевозок, но и внешний облик города.
Вторая задача – переход на 5летние контракты. На текущий момент по ним работает 50% автобусов всего рынка городских пассажирских перевозок, по 15% автобусов заключены трёхлетние контракты. Оставшиеся 35% рынка работает по полугодовым контактам до 1 декабря, но уже летом планируется объявить конкурс сроком на 5 лет для дальнейшего обновления автобусного парка и, как следствие, улучшения качества перевозок.
При этом торги были конкурентными, и в среднем снижение составило от 5 до 7%. Таким образом, в транспортной отрасли работают 27 перевозчиков, в том числе 2 перевозчика не из Пермского края.
Отметим, что переход на бруттоконтракты, которые означают перечисление оплаты проезда в бюджет города и оплату перевозчикам их работы, дают возможность оперативно реагировать на задачи, стоящие перед отраслью.
Третья задача – возможность оплачивать проезд безналичным способом и повысить прозрачность этих платежей. Безналичная оплата позволяет экономить на оплате проезда 2 рубля с каждой поездки. С 1 февраля стала возможна оплата транспортной картой и на части маршрутов – банковской картой. Например, в феврале оплату таким способом производили лишь в 25% случаях, а в июне безналичным способом проезд оплачивает уже 60% пассажиров. При этом оплата банковской картой наиболее популярна и составляет 28% от всего количества платежей, или 1 млн 687 тысяч 741 поездка.
Еще один важный результат – внедрение тарифного меню, которого ранее в Перми не было. Теперь пассажир может выбрать тот тариф, который ему будет удобен, и с его помощью экономить денежные средства по принципу «больше ездишь – меньше платишь».
Впервые, начиная с 1 декабря 2019 года, стало возможно посчитать пассажиропоток не по бумажным билетам, а с помощью централизованной электронной системы через валидаторы, – это четвертая реализованная задача. Пермь стала пилотной площадкой по внедрению Единой системы оплаты проезда Пермского края (ЕСОП).
Следующим шагом станет внедрение датчиков учета входа/выхода пассажиров. Информация с датчиков позволит соотнести количество перевезенных и оплативших проезд пассажиров. Требование наличия датчиков уже заложено в долгосрочных контрактах.
Вместе с внедрением нового тарифного меню появилась возможность бесплатных пересадок в течение 40 минут в центральной части города и в течение 60 минут – при поездках из Кировского, Орджоникидзевского районов и поселка Новые Ляды.
На 90% пассажиров не сказалось изменение маршрутной сети. Они продолжают совершать поездки по привычным для них маршрутам. При этом важно подчеркнуть, что в 10% вошли не только вынужденные пересадки, но и те пассажиры, которые и ранее совершали пересадку, но за оплату. Этот факт можно проиллюстрировать на примере Кировского и Орджоникидзевского районов, где с 1 июня доля пересадок выросла на 4%. Это значит, что у жителей правого берега появилась дополнительная возможность сэкономить на проезде.
Пятая задача – запуск новой маршрутной сети. Её цель – сбалансировать транспортную доступность для всех районов и микрорайонов города. Например, в микрорайоне Ива было недостаточное количество автобусов, а жители Орджоникидзевского и Кировского районов жаловались на то, что выехать в центр города было проблематично. Сегодня увеличено количество рейсов в Кировском и Орджоникидзевском районах, появились новые межрайонные и внутрирайонные связи благодаря снижению дублирования автобусов в центре города.
Все изменения обсуждались с депутатами гордумы, председателями ТОС, жителями районов, экспертами. Большая часть пожеланий была учтена. После запуска новой маршрутной сети департамент транспорта ведет ежедневный мониторинг обращений граждан. Так, было принято решение направить маршрут №63 в микрорайон Садовый, а маршрут №74 оставить без изменений.
В ходе внедрения новой транспортной модели городские власти столкнулись и со сложностями, которые были оперативно решены, – заказаны дополнительно транспортные карты, доставлены в Пермь новые автобусы для выхода на линию по новым контрактам. Продолжается работа по информированию населения о происходящих изменениях.
Сейчас главная задача для департамента транспорта – контролировать работу перевозчиков. Для этого ежедневно контрольноревизорской службой МКУ «Гортранс» проводятся плановые и внеплановые проверки. По нарушениям составляются акты, которые в конце каждого месяца учитываются при начислении штрафных санкций.
Задачи на ближайшую перспективу – переход на 5летние контракты тех перевозчиков, у которых договор заканчивается 1 декабря. Еще одна задача – строительство новых остановочных павильонов. Планируется, что за два года в Перми появится не менее 300 новых остановок. Также предполагается дальнейшее обновление трамвайного парка.