Я бы рекомендовал президенту…
№ () от 23 июня 2020 [«Аргументы Недели », Василий СИМЧЕРА, профессор ]
«Даже Боги не могут сделать бывшее не бывшим». (Античная мудрость)
Надо понимать, что помимо тысячи разных конкретных причин – главная причина нынешних (и пандемийных, и непандемийных) людских бед и страданий кроется в самой власти, присущих ей антинародных пороках, её протекционизме, следствием которых является общее удручающее состояние нашей экономики, её раздвоенность и поляризация. Под прикрытием борьбы с пандемией к-вируса нынешняя власть в России страхует и защищает себя и сросшийся с нею крупный олигархический бизнес, а не народ и малый и средний бизнес. И это вызывает в народе не только всеобщее раздражение и неодобрение, но и растущее сопротивление, угрожающее массовыми социальными протестами и взрывами. Сегодня перед нами феномен особого кризиса со многими неизвестными (и не только медицинскими), но ещё большим числом неизвестных социальных исходов и переменных. И возможно, в основе этой мрачной неизвестности – кара за раздвоение и грехи нашей власти. Пророков нет. Чем, когда и как всё закончится – никто не знает!
«Мне надоело бороться с теми, кто врёт»
«Всё! Печки-лавочки, Макарыч. Такой твой парень не живёт…» Василий Михайлович Симчера жил на юго-западе Москвы. Профессор, доктор наук… В его не самой просторной квартире есть большая лоджия, переделанная в зимний сад. Огромные по всей стене стеллажи с книгами. Столик рядом с креслом. На столике очки для чтения и раскрытый томик… В самой квартире книги и картины. И хозяин, старенький, худенький… Автор нашего издания, постоянный эксперт.
И Боец! Именно так – Боец! Он как-то истово ненавидел властную ложь и властных лжецов. Распалялся, сыпал цифрами, лез в статистические справочники с пометками. «Правду говорить легко и приятно» – это про него. Власть предпочитала с ним не встречаться, страшно говорить с Мастером.
А ещё он так спешил издать свою последнюю книгу! «Мне так много лет, что каждый день – подарок! Вот бы успеть», – говорил он. Не успел. Ещё одним Дон Кихотом стало меньше. Увы, в наше время они не рождаются. В наше время они уходят. И когда уйдёт последний, тогда и наступит время Суда Страшного, Лютого, Божьего. Сегодня мы все стали на один миг ближе к нему…
Смерть самых лучших намечает –
И дёргает по одному.
Такой наш брат ушёл во тьму!..Редакция «Аргументов недели» публикует материал, который Василий Михайлович сделал для издания, но не успел его увидеть...
Нынешний кризис, как никакой другой, со всей полнотой обнажил тотальную хроническую болезнь не только нашей экономики и нашего здравоохранения, но всей нашей идеологии и философии. За 30 лет ни одного правдивого слова, ни одной правдивой цифры. Одно витийство и лицемерие, подмена понятий и фактов, разгул лукавых цифр, ложных мнений и слухов. Полных и достоверных данных о заболеваниях населения и здоровье нации никто не знает. Единицей счёта и отчётности у нас в больницах является болезнь, а не больной человек. Врачи так и не научились лечить человека. Лечат обезличенно отдельно взятую болезнь. И подчас без промаха лечат. Но, как говорит народ, одно лечат, другое калечат. Операция проходит успешно, но больной умирает. Врачебные истории со слов больных выеденного яйца не стоят, медицинской статистики как таковой у нас попросту нет и, к сожалению, с царских времён не было. Всё оценивается наобум, заболевания и смертность от обычного гриппа и к-вируса не различаются, всеобщего тестирования населения по причинам заболеваний и подлинных данных о численности больных нет, данные статистики ВОЗ и других профильных организаций игнорируются. Кругом одни искажающие истинное положение дел ангажированные пропагандистские и, как правило, неверные суждения и оценки, исключающие возможность принятия правильных решений.
Борьба с эпидемией к-вируса в России, как нигде в мире, с самого начала была организована и проводится с большими просчётами и потерями. Основанная на кратно сокращённой в прошлом численности больничных организаций (до 5 тыс. против 12, 6 тыс. в 1992 г. и 10, 7 тыс. – в 2000-м), лишённая надлежащего сплошного учёта и тестирования больных по причинам заболеваний, самоизоляция населения не дала и в силу указанных фундаментальных причин не могла дать ожидаемого эффекта. Общие рассуждения и несбыточные обещания президента скорее раздражают, чем помогают переносить нынешние напасти. Народ устал от них и требует реальных перемен. То, что за 30 лет не могли сделать все партии и лучшие умы России, вирус это сделал в одночасье: заставил власти считаться с народом, просить понимания и поддержки…
Терпеть прежнее лицемерное и ненасытное правление (без разницы – с Путиным или без Путина) они больше не станут! Время действовать в народных интересах, одними лицемерными обещаниями уже никому не удастся отделаться. Сопротивление воле народа – смерти подобно…
Народ в смятении и негодовании. И не столько из-за угроз пандемии самого вируса и принудительной самоизоляции, сколько от туго затянутого вокруг него пояса общих неопределённостей и заблуждений, в том числе насильственных полицейских ограничений и наказаний. Люди не знают, что с ними завтра будет. Они под благовидными предлогами массовой самоизоляции усматривают недопустимое ущемление их прав и свобод.
На этом фоне принятые меры не дали ожидаемых результатов, вакцины нет, прорывов не видно, разброд и шатания в обществе усиливаются, доверие к власти и президенту, как никогда раньше, катастрофически падает.
В этой ситуации во имя спасения России и восстановления собственного авторитета я бы рекомендовал президенту пересмотреть некоторые принятые им решения по борьбе с пандемией как поспешные и недостаточно обоснованные, ущемляющие права и свободы широких слоёв населения и существенно ухудшающие условия их труда и жизни.
Критически оценивая нынешнюю, как никогда прежде, сложную и тревожную ситуацию, озабоченные поиском путей выхода из неё с минимальными людскими и материальными потерями, мы предлагаем:
1. Признать общую неготовность федеральных властей к нынешнему кризису, запоздалость и низкое качество принимаемых решений, неспособность квалифицированно и в срок мобилизовать наличные ресурсы и обеспечить полноценную безопасность и защиту населения от нынешних бедствий и угроз. И на этом основании выразить им недоверие и требовать отставки. Признать также факт общей профессиональной неготовности соответствующих служб, в том числе информационных служб, служб государственной безопасности и служб медицинского обеспечения к отражению внешних, в том числе эпидемиологических, угроз и преобразовать их в единую службу, способную оперативно и предприимчиво, с достоверными данными, впредь на регулярной основе мониторить и упреждать подобные угрозы.
2. Учитывая непрерывный рост численности инфицированных к-вирусом, их сегодня в мире более 4 млн (на момент написания материала. – Прим. ред.), признать огульную, несистемную и нетестированную самоизоляцию населения как основной способ борьбы с пандемией не только неэффективной, но и опасной, допускающей возможность появления новых вирусных вспышек среди изолированного населения. И возвратиться к первоначальной точечной изоляции заболевших и подозреваемых лиц, которая в целом не давала сбоев. Переквалифицировать нынешнюю так называемую самоизоляцию населения в реальную принудительную, признать её незаконной и во внесудебном порядке отменить все произвольно установленные ограничения и назначенные штрафы за вменяемые людям мнимые её нарушения.
3. С учётом опыта стран, отказавшихся от тотальной самоизоляции населения, в том числе опыта Республики Беларусь, с привлечением зарубежных специалистов организовать и провести всеобщее тестирование населения России на предмет заражения к-вирусом и в установленном режимном порядке обеспечить принудительную изоляцию заболевших и подозреваемых лиц как носителей угрозы здоровому населению России. (Цена вопроса – 4, 5–6, 8 млрд рублей; 60–90 млн долларов США.)
4. Обеспечить компенсацию понесённых расходов и потерь всем категориям самоизолированных граждан России за все дни самоизоляции в марте, апреле и мае текущего года как справедливую выплату причинённого им ущерба. По самому нижнему пределу величина этой компенсации должна определяться из расчёта установленного законом прожиточного минимума в размере 12 135 рублей в месяц. Принять постановление правительства РФ по этому вопросу. В случае отказа от имени всех пострадавших лиц в установленном порядке обратиться с коллективным исковым заявлением в суд. Государство должно знать, что самоизоляция населения – услуга платная. Изолируешь – плати. Не хочешь платить – не изолируй! Люди должны в полном объёме получить своё, законно принадлежащее им, а не давать себя унижать и своё же получать в виде унизительных подачек.
При этом ранее предоставленные «кризисные» льготы по коммунальным и иным платежам и назначенные дополнительные пособия одиноким матерям, малоимущим семьям и безработным продлить и закрепить за этими категориями населения до конца 2024 года. Дополнительно с 1 июля 2020 г. отменить подоходный налог на физических лиц с заработной платой ниже прожиточного минимума. (Общая цена вопроса до конца 2020 г. – 20 трлн руб., в том числе компенсация расходов и потерь принудительно изолированному населению – 16, 1 трлн рублей.)
В этой связи следует признать правильным решение правительства оказывать адресную помощь нуждающимся категориям населения и отказаться от зарубежной практики уравнительной раздачи денег (или продовольственных пайков) всем, в том числе состоятельным категориям населения, не нуждающимся в такой помощи.
5. В том же порядке на основе налоговых деклараций за 2019 г. компенсировать все расходы малых и средних предприятий с момента введения ограничений на их деятельность. При этом предприятиям сферы здравоохранения, науки, образования и бытового обслуживания населения в случае увеличения объёмов их деятельности не менее чем на 20% в год выделенные правительственные льготы, субсидии и кредит как своеобразным системообразующим предприятиям до конца 2021 года в особом порядке будут предоставляться на безвозмездной основе. (Цена вопроса – 2 трлн рублей; 26, 7 млрд долларов США.)
6. Учитывая крайне негативное отношение нашего народа и отечественного бизнеса к крупным сырьевым, банковским и торговым компаниям, функционирующим в России с преобладанием иностранного капитала, аннулировать ранее утверждённый правительством их список как «системообразующих», которыми они как таковые в действительности у нас не являются. В целях содействия ускоренному выходу из текущего кризиса временно, до 2024 года, установить для этого списка предприятий кратно повышенные нормы налогообложения. В том числе повышенную ставку подоходного налога в размере 45% для топ-менеджеров этих предприятий с доходами свыше 1 млн рублей в месяц.
7. В целях гарантированного обеспечения сохранности вкладов и иных активов населения ввести мораторий на их действующий паритет и неприкосновенность до конца 2024 года.
8. Для определения истинного положения дел провести всеобщую инвентаризацию всех видов национального имущества и аудит всех бюджетных активов с целью определения их фактического наличия и определения реальных возможностей их практического использования, заявляемые размеры которых в широких экспертных кругах считаются неправдоподобно завышенными, а выделяемые суммы на решение конкретных задач – заниженными и необоснованными. Неприемлемым является также положение, при котором треть бюджетных расходов страны засекречена, используется в произвольном порядке, с превышением служебного положения, теряется и расхищается.
В первоочередном порядке должен быть проведён аудит ФНБ, недостача в котором, оцениваемая экспертами в 4, 5 трлн, составляет 36% его общего объёма. В той же мере требуется аудит объявляемых резервов правительства России, оцениваемых в 18 трлн рублей, притом что на всех его банковских счетах числится всего 3, 7 трлн рублей. Наконец, требуют аудита далеко не прозрачные оценки ЗВР, определяемые сегодня в 570 млрд долларов США (42, 8 трлн рублей), практически все 100% которых находятся под залогом и другими международными обязательствами и недоступны для внутреннего оборота.
Аудит, который обнаруживает, что в нашей подушке безопасности насчитывается сегодня всего 11, 1 трлн руб. против необходимых почти 30 трлн и её хватает не на 4–6 лет, как уверяли нашего президента ещё в марте его помощники, а всего едва ли на текущий год. А ведь в этом году за счёт тех же средств в бюджете надо бы гасить ещё 30 млрд долларов (2, 3 трлн руб.), которые будут потеряны на нынешнем катастрофическом падении цен на нефть и ещё столько же на вывозе неторгового капитала. В этих условиях я бы рекомендовал президенту срочно помириться с Западом и под залог всей нефтегазовой промышленности просить синдицированный кредит в триллион долларов сроком на 5 лет.
9. Оценки всех ключевых активов России основываются на данных внутреннего аудита, которые во многих случаях представляют самооценки результатов собственной деятельности и, как правило, существенно (иногда в разы) завышают истинное положение дел. Такие оценки в современном экспертном сообществе вызывают большие сомнения и, как правило, отвергаются как недостоверные. В связи с этим я бы рекомендовал президенту обратиться к практике проведения общественного и международного аудита наличных активов России, оценки которого вызывают всеобщее доверие и могут служить надёжной базой для принятия обоснованных решений. Сравнительные аудиторские оценки одних и тех же активов в России и в мире существенно различаются. В частности, во внешней торговле в 2, 5 раза, в финансовой сфере – в 2, 7 раза, в сфере образования и спорта – в 3 раза. Особого внимания в нынешних условиях заслуживал бы аудит медицинского обеспечения и обслуживания, основанный на данных медицинской статистики России и ВОЗ, аудиторские оценки достоверности которых, как показывает их сравнительный анализ, ещё в большей степени различаются.
10. Рекомендовал бы президенту выступить с инициативой пресечения явлений полицейщины и отмены практики неадекватного применения соответствующими правоохранительными службами карательных мер, в том числе нелепых штрафов и других обременений за нарушение собственной самоизоляции населения под предлогом борьбы с пандемией. Напротив, я бы рекомендовал главе государства обратиться в Международный и Европейский суды по правам человека с заявлением о квалификации правомерности принятых в России мер по борьбе с к-вирусом, штрафных санкций и других наказаний на предмет их соответствия международным нормам. Одновременно как гарант соблюдения Конституции я бы выступил с инициативой привлечения виновных государственных служащих к наказаниям, в том числе штрафам и преследованиям, вплоть до уголовных преследований, за нарушения в России прав человека и гражданина под предлогом борьбы с нынешней вирусной пандемией.
В особом порядке я бы на месте президента принял закон прямого действия о преследовании и пресечении всех видов и форм спекулятивного бизнеса, связанного с реализацией мероприятий по борьбе с к-вирусом, с привлечением виновных лиц к административной или уголовной ответственности и полной конфискацией нажитых активов на этом бизнесе. Своим решением гарант должен продемонстрировать всем, что в социальном государстве милосердие стоит выше любых выгод и ценится дороже любого бизнеса.
11. Что впереди? Как оценить потери от нынешнего кризиса, в том числе двойные и сопутствующие, в частности, потери, связанные с начавшимся в марте текущего года катастрофическим трёхкратным падением цен на нефть и нефтепродукты и ожидаемым кратным ростом потребительских цен практически на все товары и услуги повседневного спроса. Чтобы не дискредитировать Россию, привлёкшую сегодня всеобщее внимание к решению своих кризисных проблем, я бы на этот раз рекомендовал президенту полностью отказаться от услуг прежних его экспертов, том числе от услуг Грефа, Кудрина, Набиуллиной, Кузьминова, Мау и др., склонных к тенденциозным оценкам и вызывающих в обществе особое раздражение, и обратиться к независимым экспертам, объективно оценивающим реальное положение на основе международных стандартов и методик.
Окружение Путина определяет потери ВВП в текущем году из-за пандемии к-вируса, падения цен на нефть и других причин – на 4–6% в сумме 55–76 млрд долларов США, а международные службы, в частности Мировой банк и МВФ, – на 7–10% и даже (Fitch и McKinsey) на 20–30% – в 280–420 млрд долларов США. При этом потери из-за падения цен на нефть составят около 100 млрд долларов, соответственно потери из-за ожидаемого роста потребительских цен и девальвации рубля – 140 млрд, остановки работы крупных компаний – почти 30 млрд, из-за прекращения деятельности малых предприятий – около 25 млрд долларов.
Особая статья – потери из-за самоизоляции населения, включая самоизоляцию индивидуальных предпринимателей и самодеятельных лиц, которые до конца года определяются примерно в 135 млрд долларов США. А ведь ещё есть неучтённые затраты, которые в последующем могут существенно увеличить общие потери. Напомним, что общие потери в результате предыдущего кризиса были оценены в 7, 8% ВВП. На компенсацию нынешних потерь правительство России к настоящему времени выделило 2, 7 трлн руб. (в пересчёте 36 млрд долларов США), а по максимуму намерено выделить до 10% нынешнего объёма ВВП, или 140 млрд долларов. Остаётся при этом вопрос, кто будет компенсировать разницу, превышающую целых 20% общего объёма российского ВВП? Укажем, что в США (331 млн человек населения) на эти цели к настоящему времени было израсходовано 2, 2 трлн долларов, 10% ВВП, а в Германии (83 млн человек), Великобритании и Франции (по 66 млн человек) в общей сложности более 2, 5 трлн евро, то есть свыше 20% собственных объёмов ВВП.
12. По численности управленческого персонала, возросшей в России за 30 лет почти вдвое (с 1, 1 до 2, 1 млн человек), и удельным расходам на его содержание в расчёте на душу населения наша страна занимает первое место в мире, по расходам на оборону – 4-е, по паритету ВВП на душу населения – 55-е, а по расходам на здравоохранение – 124‑е место. Доля расходов на здравоохранение в ВВП России – 5, 8%, в США – 17, 7% (2-е место в мире), на Украине – 7, 5% (73‑е место). При этом в условиях происходящего во всём мире роста продолжительности жизни и общего старения населения в большинстве стран эта доля закономерно растёт (в США, например, с 2000 года она выросла с 12, 5 до 17, 7%, в Японии – с 7, 2 до 10, 9% и даже на Украине, несмотря на все сложности её развития в нынешнем мире, она поднялась с 5, 3 до 7, 5%. А в России за 30 лет, несмотря на существенный приток частных инвестиций, она едва ли не в два раза упала. В результате число больниц, поликлиник, больничных коек и – это главное – численность квалифицированного медицинского персонала и качество медицинского обслуживания за эти годы понизились у нас едва ли не вдвое. Спрашивается, можно ли было в условиях такого буквально катастрофического падения уровня и качества всей системы нашего здравоохранения оказаться хотя бы сколько-нибудь готовыми к нынешнему нежданно-негаданно нагрянувшему стихийному бедствию? Ответ очевиден. В этой связи я бы рекомендовал дать прямое распоряжение провести всеобщую инвентаризацию и аудит всей системы медицинского обеспечения России и на этой основе, а не на основе нынешних случайных и во многом искажённых и ложных данных разрабатывать и принимать необходимые системные меры по улучшению отечественного здравоохранения.
Доверие народа к власти потеряно не вчера. И не из-за принятых в бункере половинчатых, а во многом и попросту несостоятельных и губительных решений. Доверие потеряно ещё в 1992 году в результате насильственного изъятия у населения денежных сбережений. Как вернуть утраченное доверие? Словами доверие не вернёшь. Я бы рекомендовал президенту вместо нынешней чиновничьей возни одним махом принять решение сполна вернуть людям потерянные ими сбережения в 1992 году. Тем более что принятый тогда же закон к этому обязывает, и его никто не отменял. Верните эти деньги каждому вкладчику сегодня же (а это в среднем в расчёте на душу населения с индексацией составит 375 тыс. рублей, или по нынешнему курсу 5 тыс. долларов США, и вы, Владимир Владимирович, как президент России, тут же сполна вернёте себе утраченное доверие подавляющей части разуверившегося населения. Только не юлите и не лукавьте, что в вашем распоряжении таких денег нет. Сами неоднократно на весь мир заявляли, что золотовалютные резервы России сегодня в эквивалентом исчислении превышают 570 млрд долларов США, ФНБ соответственно – 17, резервы правительства – 24 млрд, а офшорные активы, как утверждают ваши оппоненты, – аж целый 1 трлн долларов США. А долги России при этом просто мизерные.
Возвращать долги – дело, вообще говоря, благородное. Возвращать долги в трудные времена, какими являются нынешние времена в России, – дело архиблагородное, цены которому нет. Дело, которое оказалось бы способным коренным образом изменить отношение и растопить нынешнее недоверие к путинской власти не только собственного народа, но и большинства умов мировой общественности. И на этом фоне с другим настроением и много легче справиться нам со всеми нынешними бедами и напастями.