> Жертва поспешного обновления? - Аргументы Недели

//Общество 13+

Жертва поспешного обновления?

№  () от 23 июня 2020 [«Аргументы Недели », Юрий ПОЛЯКОВ ]

Фото АГН «Москва» / С. Киселев

В прошлом номере «Аргументов недели» была опубликована статья «Куда марширует Театр Армии?» известного драматурга и критика Татьяны Москвиной. Она высказывала опасение, что уход Бориса Морозова с поста главного режиссёра ЦАТРА может плачевно сказаться на судьбе прославленного творческого коллектива. Сегодня эту «кадровую новость» комментирует член Общественного совета Министерства обороны, прозаик и драматург Юрий ПОЛЯКОВ, чья пьеса «Одноклассники» в блестящей постановке Б. Морозова вот уже второе десятилетие с успехом идёт на сцене ЦАТРА.

Жаль, очень жаль, что Борис Морозов перестал быть главным режиссёром Центрального академического театра Российской армии. Он, без сомнения, сегодня один из лучших театральных режиссёров России и за 25 лет работы стал, не побоюсь этого слова, лицом ЦАТРА. Я с ним сотрудничал как драматург и могу утверждать: мало кто умеет так тонко сопрячь традицию с новыми формами, так эмоционально увлечь зрителя. Но решение принято, и Борис Афанасьевич с ним был вынужден согласиться. Ничего не поделаешь – надо жить дальше.

Что же меня беспокоит? Дальнейшая судьба ЦАТРА. Увы, опыт показал: смена художественного руководства в иных театрах привела к тяжелейшим последствиям, прежде всего для зрителей и творческих коллективов. Достаточно вспомнить «Гоголь-центр», ставший предметом бесконечных унизительных судебных разбирательств. Перед глазами – МХАТ им. Горького, уничтоживший свой уникальный репертуар, проваливающий одну премьеру за другой, растерявший зрителей, существующий в состоянии раскола труппы. А был ведь уникальный, нормативный реалистический театр Татьяны Дорониной… Кому он мешал? В театральном деле вопрос «преемника» так же важен, как и в большой политике. Представьте, что после Путина придёт Чубайс! Во МХАТ имени Горького назначили Боякова, и театра просто не стало. Самое страшное, когда новая метла не метёт по-новому, а искореняет, выкорчёвывает всё, что сделано предшественниками. Кстати, люди с «искоренительными» наклонностями сами ничего путного создать не способны.

Хочу верить и даже уверен, что подобная трагедия с Театром Армии не случится. Насколько мне известно, ситуацию держит на контроле министр С.К. Шойгу. Да и нынешний директор театра И.И. Чурсин – руководитель опытный и мыслящий государственно. Но! Обновить театр не всегда значит улучшить его. Мы живём в эпоху обедняющей новизны, когда сделать по-новому – это, как правило, сделать хуже предшественников. Зритель такое не прощает. А мы ведь ещё имеем дело с необычным театром!

ЦАТРА создавался в советские времена именно как театр, нацеленный на патриотическое, в том числе – военно-патриотическое воспитание зрителя. Да, времена изменились, но вызовы-то всё те же! И отрицать ныне воспитательную функцию театра – то же самое, как отрицать коронавирус: заболеешь – сразу поверишь в ковид. В девяностые мы страшно переболели государственным антипатриотизмом, и это дорого обошлось стране, едва не лишившейся суверенитета. Да, мы поумнели, но глупые рецидивы, когда театр понимается всего лишь как развлекательная услуга, ещё не редкость. Не хочется, чтобы обновление ЦАТРА пошло по этому пути.

Разумеется, в театральном искусстве сочетать искренний патриотизм, воспитательную функцию с художественной органикой очень непросто. Б. Морозову это удавалось, но он мастер ещё советской школы. К сожалению, среди современных режиссёров дар талантливой гражданственности встречается редко: так их сформировало время, когда государственная культурная политика просто отсутствовала, да и квазилиберальные предрассудки профессиональной среды сделали своё дело. Но то, что для «Малой Бронной» или «Электротеатра» стало рискованным экспериментом с предсказуемым творческим конфузом в финале, для Театра Армии может стать катастрофой, которая бросит тень и на военное ведомство в целом. К тому же вовсе не случайно в названии ЦАТРА присутствует слово «центральный», ведь в системе Министерства обороны плодотворно работает целый ряд армейских и флотских театров. А от флагмана, позволю себе военное сравнение, во многом зависит судьба всего флота...

Что же делать? Как автор ЦАТРА и председатель Национальной ассоциации драматургов России (НАД), имеющий достаточный, в том числе негативный опыт, могу высказать некоторые соображения. На мой взгляд, прежде всего необходимо сохранить преемственность, сделать так, чтобы новое обогащало, а не разрушало достигнутое. И тут не нужно изобретать велосипед. Огромным потенциалом обладает такой подзабытый ныне орган, как полноценный художественный совет. Подчёркиваю: полноценный и полномочный, а не существующий на бумаге, как чаще всего нынче и случается. Такой совет в ЦАТРА, на мой взгляд, должен возглавить Б.А. Морозов, 25 лет отдавший армейской сцене. А войти в совет могли бы не только представители военного ведомства, ведущие актёры, режиссёры, сотрудники литературной части театра, но и авторитетные драматурги, театроведы, критики, журналисты…

Очевидно, совет должен участвовать в выборе драматургического материала, ибо плохая пьеса – не что иное, как запрограммированный провал спектакля. Некоторые премьеры последнего времени, осуществлённые приглашёнными режиссёрами на основе плохой драматургии, подтвердили это с печальной убедительностью. Далее, решающее слово при оценке нового спектакля, как это и было когда-то, должно исходить от художественного совета, особенно в «переходный период».

И вот ещё: я более десяти лет являюсь членом Общественного совета Министерства обороны РФ и как-то не помню, чтобы членов ОС приглашали на приёмку нового спектакля. Почему? Надо учиться открытости у Министерства обороны! Ведь по своему составу, чрезвычайно широкому в возрастном, гендерном и профессиональном отношении, наш ОС – это готовая экспертная группа, причём подготовленная, погружённая в военно-патриотическую специфику и проблематику. Почему бы не сделать доброй традицией участие Общественного совета Министерства обороны в «сдаче» нового спектакля с последующим обсуждением. Это же всем на пользу!

В любом случае Центральный академический театр Российской армии – это слишком значительное явление отечественной культуры, и нельзя допустить, чтобы он, подобно МХАТу им. Горького, пал жертвой поспешного обновления…



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте