В недавнем интервью Владимир Путин отметил, что скоро Россия будет иметь средство борьбы с гиперзвуковым оружием, которое может появиться у других стран. Термин «гиперзвуковое оружие» сейчас на слуху, но многими понимается по-разному – вокруг этой темы очень много пиара, что вполне объяснимо. Дело в том, что самый обычный неуправляемый боевой блок (ББ) межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) вполне является «гиперзвуковым оружием». Его скорость может быть немногим менее 1-й космической (7,7 км/с), а гиперзвуком считается уже скорость более 5 Махов (5 скоростей звука), что в 5 раз меньше. Но никто обычную ракету так не называет. А вот управляемый или маневрирующий ББ уже можно звать «гиперзвуковым». Точно так же можно называть и крылатые или управляемые ракеты, если они обладают скоростями выше 5М. Вот и разберёмся, что у нас уже есть и скоро будет.
Больше ударных систем, хороших и разных
После приснопамятного президентского послания 1 марта 2018 г., во время которого В. Путин продемонстрировал всему миру новые системы оружия, прошло уже более двух лет. Из всего тогда перечисленного гиперзвуковым оружием являются ракеты «Кинжал», «Циркон», «Авангард» и «Сармат». Но список разрабатываемых и уже испытываемых гиперзвуковых новинок в России куда длиннее.
«Авангард» уже поступает на вооружение, и первый полк с этими ракетами сокращённым составом находится на боевом дежурстве. Всего в полку таких ракет 6, а полков ожидается порядка трёх. Но «Авангард» – оружие достаточно узкоспециализированное. По ряду причин многочисленной эта МБР не будет. «Сармат» должен начать полноценные лётные испытания в ближайшее время и пройти их в течение пары лет. Затем он пойдёт в серию, в которой будет, как минимум, полсотни ракет. Конечно, большая их часть будет оснащена десятком или более обычных боевых блоков большой мощности, другие же получат по несколько планирующих крылатых блоков (ПКБ).
Сейчас Московским институтом теплотехники (создателем «Ярсов» и «Булав») разрабатывается и новый гиперзвуковой ПКБ «Анчар-РВ», видимо, для своих ракет. Очевидно, он должен быть куда компактнее того же «Авангарда». Дело в том, что всем ПКБ хороши – их трудно обнаружить в атмосфере, они практически неуязвимы, отменно и непредсказуемо маневрируют и способны совершать маневры на тысячи километров в сторону от траектории МБР, которая их выводила. Но вот размеры и масса у них большие. А ракеты МИТа – именно лёгкие, и туда «Авангард» никак не поместится, нужен свой блок. Новый ПКБ разрабатывается и для «Сармата».
Список же гиперзвуковых именно крылатых или аэробаллистических ракет также не ограничивается «Цирконом» и «Кинжалом». «Кинжал» уже серийный, находится в опытно-боевой эксплуатации, применяется на учениях, истребители МиГ-31К с ним несут дежурство. Вскоре этими ракетами оснастят и дальние бомбардировщики Ту-22М3М. «Циркон» уже испытывается не только с береговой или плавучей платформы, но и со штатного морского носителя – фрегата. А вскоре будут пуски и с подводных крейсеров. Так что эта ракета в ближайшие пару лет тоже поступит на вооружение. Очевидно, стоит ожидать и сухопутную версию «Циркона», например, на базе берегового противокорабельного комплекса «Бастион». Ведь «Циркон» стандартизирован под размеры пусковых, как и «Оникс» или «Калибр».
Кроме этих ракет уже известно о разработке, успешных испытаниях с бомбардировщика Ту-22М3М и подготовке производства новой гиперзвуковой ракеты «Изделие 75» (она же «ГЗУР»). Ранее предполагалось, что она поступит в серию уже в этом году, но случится ли это сейчас или чуть отодвинется из-за коронавируса, пока неизвестно. С истребителя Су-57 из его внутренних отсеков испытана и другая малогабаритная (правда, обладающая меньшей дальностью) гиперзвуковая ракета. Так что у России на подходе целый спектр гиперзвуковых изделий, причём мы знаем далеко не обо всех. Поэтому с «мечом» будет порядок, а что со «щитом»?
Средства защиты
Президент России, говоря о мерах защиты от гиперзвукового оружия, имел в виду, скорее всего, следующие системы. Во-первых, это зенитно-ракетная система сверхбольшого радиуса С-500 с дальностью поражения до 600 км. В технических требованиях к ней указан практически весь спектр целей, которые только существуют: от самолётов, вертолётов, БПЛА, крылатых ракет до боевых баллистических ракет всех уровней, а также низкоорбитальных спутников. В общем, всё, что имеет скорости вплоть до 1-й космической.
Есть в требованиях и поражение перспективных гиперзвуковых ракет и блоков. Правда, пока не очень понятно, способна ли будет С-500 поражать непредсказуемо маневрирующие ПКБ или ракеты, и на каких предельных скоростях. Но ясно, что подобные нюансы никто публике сообщать и не собирается. С-500 давно уже проходит испытания и уже находится недалеко от их завершения. Первый дивизион этой системы должен быть передан в зенитно-ракетные войска в будущем году. А всего в ближайшие 6 лет их должно быть поставлено девять. Конечно, на всю страну этого мало, и поставки будут продолжены.
Также задачи борьбы с гиперзвуковыми боевыми блоками возлагаются и на новую стратегическую ПРО А-235, противоракета дальнего перехвата которой «Нудоль» (она же и противоспутниковая) сейчас проходит активные испытания. Сроки развёртывания этой системы, однако, нигде официально не объявлялись. Но очевидно, что это произойдёт уже в ближайшие годы.
Задачи борьбы с новой угрозой возлагаются и на иные, куда более распространённые системы ПВО-ПРО. Так, в зенитно-ракетных войсках с недавних пор начали проводить сначала экспериментальные, а потом и штатные стрельбы по новому типу ракеты-мишени «Фаворит-РМ». Эта мишень предназначена для имитации гиперзвуковых ракет со скоростью полёта до 5–7, 5 тыс. км/ч (до 7М). Мишень не только очень быстрая, но и весьма малоразмерная, малозаметная и маневренная, способная имитировать баллистические и квазибаллистические (вроде комплекса «Искандер-М» или его родича «Кинжала») цели.
Конечно, имитировать «Авангард» с его скоростями она не может и не должна. Но всё то, что даже в теории может появиться у американцев в ближайшее десятилетие, – вполне. В результате вместе с другими типами ракет-мишеней сейчас на полигонах можно создавать любую возможную обстановку. В результате учений было доказано, что С-400 успешно «валит» «Фаворит-РМ», способна на это и система С-300В4. А ведь только С-400 в войсках насчитывается уже порядка 60 дивизионов. Начаты поставки и нового ЗРК средней дальности С-350 «Витязь», который также способен поражать гиперзвуковые цели.
Сообщалось и о работах, которые позволят использовать против новых угроз истребители МиГ-31БМ, Су-57, Су-35С и Су-30СМ. А для МиГ-31БМ и будущего МиГ-41 уже разрабатывают многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата именно против гиперзвуковых маневрирующих целей с дальностью пуска в несколько сотен километров. Особенность этой ракеты состоит в том, что она на гиперзвуковой скорости по баллистической траектории способна доставить в точку встречи с целью «пачку» из 2–3 ракет «воздух-воздух». Они атакуют цель последовательно, для увеличения вероятности перехвата.
Опыт «заклятых партнёров»
В последнее время Трамп постоянно рассказывает байки, какие у Америки скоро появятся «супербыстрые и суперточные ракеты», которые «в 17 раз быстрее всех остальных» и попадают «в 15‑дюймовый круг за 1000 км». Словом, те самые «супер-пупер-ракеты» по терминологии американского президента. Причём раньше он говорил о ракетах, «летающих в 5–7 раз быстрее обычных», а теперь уже и в 17. Неужели в 17 раз быстрее 1-й космической скорости? Трамп этими ракетами собрался цели поражать или наблюдать, как они покинут Солнечную систему?
Если же отделить мух от котлет, то ситуация несколько иная. Конечно, в США ведутся работы по гиперзвуковым ракетам. Правда, часть программ, не успев толком начаться, уже закрыта. По другим пока нет никаких весомых результатов, кроме отработки макетов, контейнеров для ракет или пусков разных имитаторов без всякого маневрирования, наведения и на невысоких гиперзвуковых скоростях.
Зато всё это сопровождается агрессивным пиаром в стиле «Марио скоро ограбит банк» (из известного советского мультфильма). Так, мартовское испытание макета корпуса гиперзвукового блока C-HGB было объявлено успешным. То есть это был всего лишь демонстратор технологий неядерного гиперзвукового планирующего «тела». Это нужной формы неманеврирующая и неуправляемая болванка с контрольно-телеметрической аппаратурой внутри, которую запустили ракетой-мишенью и отправили в планирующий полёт. А «всё прошло успешно» потому, что она просто не разрушилась. Недавнее же испытание демонстратора аэробаллистической гиперзвуковой ракеты сорвалось потому, что произошёл «нештатный сброс». То есть ракету попросту уронили. Зато отработали сброс – тоже польза.
Американцы, конечно, когда-то смогут создать и свои гиперзвуковые ракеты и даже блоки. Но пока их ждут долгие годы напряжённой работы. Когда они добьются какого-то реального успеха, у России уже будут адекватные средства защиты.
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»