Аргументы Недели → Общество 13+

«Азбука верности» или «Батюшка – онлайн»: как РПЦ осваивает социальные сети

, 00:54

Священнослужители в эпоху Интернета пытаются связаться с молодым поколением с помощью социальных сетей и религиозных сайтов. Батюшки, которые снимают клипы о Библии и грехах в TikTok, ведут блог о своей службе, уже не вызывают удивления. Многие представители РПЦ понимают: для того, чтобы рассказать молодежи о сути христианской веры, ответить на волнующие их вопросы или дать наставления, нужно быть с ними на одной волне. Именно для этого они осваивают и создают платформы на просторах Интернета. О том, как церковь выходит на связь и на каких сайтах знакомятся православные, - читайте в этом материале «Аргументов недели».

Представители РПЦ стали чаще создавать свои сайты и порталы. С появлением Интернет-проектов молодое поколение все больше начинает интересоваться вопросами веры, а многие агностики даже обращаются в православие. Одним из наиболее успешных проектов считается "Батюшка-онлайн" - международный портал, в котором настоятели храмов быстро отвечают на вопросы и дают рекомендации. На данный момент в нем участвуют более 50 священнослужителей. Он действует по благословению митрополита Симбирского и Новопасского ФеофанаОснован был в 2011 году в Ульяновске. Целью портала является ведение православной миссии в сетипросвещение неверующих и маловерных, а также предоставление моральной и финансовой поддержки всем христианам, которые попали в беду. РПЦ с недавнего времени присоединилась к проекту. Портал также способствует сотрудничеству между российской церковью и храмами других стран мира, в которых исповедуется православие.

«Азбука верности» или «Батюшка – онлайн»: как РПЦ осваивает социальные сети

Одной из самых популярных платформ является TikTok, и многие священники уже имеют там достаточно большую аудиторию. Иеромонах Александр Митрофанов решил бороться с ересью в том месте, где его больше всего, - в Интернете. Сначала он вел канал на YouTube и выкладывал видео на религиозную тематику в формате +100500. Зная о том, что большая часть аудитории перешла на другие платформы, батюшка решил завести TikTok и записывать туда смешные ролики с христианским подтекстом.«Отроки YouTube не смотряттак что завел страничку вTikTok», - говорит отец АлександрВ своих клипах он по-доброму шутит на религиозную темуотвечает на вопросы молодых людей, помогает справиться с низкой самооценкой и обрести душевное равновесие. По-доброму хайпует на этой платформе и священник Святослав Шевченко из Благовещенска, участник проекта «Батюшка-онлайн»До этого он также снимал видео на YouTube и отвечал на вопросы православных в мессенджерахКонтент его представляет смесь поучительных видео с ответами на вопросы, «добрые» шутками над грешниками, атеистами. Результаты опросов показывают, что около 70% аудитории относится к такому формату “проповедей” положительно.

«Азбука верности» или «Батюшка – онлайн»: как РПЦ осваивает социальные сети

Помимо просветительских христианских каналов или сайтов, есть также православные сайты, предназначенные для общения, поиска второй половинки с таким же вероисповеданием. На вопрос о том, почему православным недостаточно существующих социальных сетей для общенияесть обоснованный ответ: верующие люди всегда следуют определенным христианским догмамсогласно которым брак возможет только при совокуплении интеллектуального, духовного и душевного уровня. Особое внимание уделяется сохранению непорочности и чистоты до бракаа такие условия соблюдаются далеко не всеми пользователями Вконтакте или Facebook. На сайтах знакомств для православных анкеты предоставляются соответствующие: пользователей спрашивают о томв какую церковь они ходятсоблюдают ли пост, сколько времени уделяют молитве и как часто молятсяОдним из таких сайтов является "Азбука верности", часть из разделов религиозного портала «Азбука веры».

«Азбука верности» или «Батюшка – онлайн»: как РПЦ осваивает социальные сети

«Узнала об этом сайте от знакомых, с которыми мы вместе ходили в церковь. Я сама воспитываю сына, с мужем развелась несколько лет назадРешила зарегистрироватьсячтобы создать прочную семьюРадует, что в основном на этом сайте можно найти серьезно настроенных людей с четкой позицией, а еще своих единомышленников. Кроме тогона сайте много полезной информации о церковных праздниках», - делится своими впечатлениями новый пользователь Людмила Абакова.

Еще одним полезным ресурсом для православных считается сайт "Елицы". Пользователям можно не только находить прихожан из своего храма и общаться с нимино и обсуждать мероприятиябыстро организовывать паломнические поездки, а настоятелям храма - открывать сборы на восстановление церкви, учреждение приюта или воскресной школы. Оформление практически не отличается от «светских» социальных сетей: паблики, музыка, заметкиОтличие лишь в том, что все имеет православную направленность.

«Азбука верности» или «Батюшка – онлайн»: как РПЦ осваивает социальные сети

«Мне очень нравится сайтпотому что можно указать свой храм и быстро найти прихожан из него. К тому же, всегда есть сообщения о том, какой сегодня православный праздник, есть информация о его истории и о том, какие молитвы нужно прочитать дома», - рассказывает Наталья Иванова, пользователь «Елицы».

Кроме создания своих социальных сетей и сайтов, РПЦ занимается разработкой и других источников. Для ведения миссионерской деятельности используются религиозные еженедельные Интернет-издания, одним из которых является "Фома". Также создаются православные поисковые системы для всех желающих познакомиться с христианством, с его таинствами и устоями, с библейскими сюжетами с объяснениями. К подобным системам относится портал "Рублев", слоганом которого является фраза «Ищите и обрящите».

Таким образом, РПЦ активно разрабатывает свой контент на просторах Интернета. Создание сайтов, проектов, порталов и социальных сетей для православных - все это свидетельствует, о том, что церковь пытается установить контакт с молодым поколениемЭто также говорит об уничтожении стереотипов о «дремучих» священникахкоторые считают гаджетыИнтернет и все, что не связано с Библией, злом. Судить о томнасколько создание роликов и клипов священниками этично и насколько это соответствует христианским догмам, очень сложно. Однако именно с помощью онлайн- формата РПЦ удается достаточно успешно вести свою миссионерскую деятельность.

«Азбука верности» или «Батюшка – онлайн»: как РПЦ осваивает социальные сети

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram