Схватка цивилизаций
№ () от 9 июня 2020 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]
Перед кем у Путина обязательства? Грозит ли Казахстану гражданская война? Что ждёт Российскую армию в случае настоящей войны? Об этом и многом другом генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем Леонид ИВАШОВ рассказывает главному редактору «АН» Андрею УГЛАНОВУ.
Власть посредников
– Леонид Григорьевич, в нашем издательстве вышла ваша книга «Геополитика русской цивилизации».
– Эту книгу я писал лет 10. Начал, когда ещё занимался международным военным сотрудничеством. Написал её потому, что очень важно рассказать людям, что такое геополитика и как она влияет на происходящие в мире процессы. Почему лидеры стран, договорившись о чём-то и поставив подписи на документах, на следующий же день начинают делать всё ровно наоборот. Особенно это касается наших отношений с Западом. В книге даже раздел есть «Запад как антицивилизация». Я рассказываю, что государства сейчас на международной арене ничего не решают, а речь идёт о противоборстве не стран и даже не союзов, а цивилизаций. Западной и, условно говоря, незападной. Среди незападных цивилизаций есть и восточная во главе с Китаем, и индийская, и исламская, и латиноамериканская. И конечно, российская, совершенно самобытная, играющая огромную роль в мировой истории. И так получилось, что Запад сейчас противостоит им всем, пытаясь навязать свою волю. И где-то у него это даже получается.
– В чём главное отличие Запада от не-запада? Обязателен ли между ними конфликт?
– Об этом тоже есть в книге. Условно цивилизации делятся на два типа – морскую (талассократия) и континентальную (теллурократия). Первая живёт добычей, агрессией. Вторая – землёй, продуктом своего труда. И мира между ними быть не может, как не может быть мира между тигром и буйволом. Запад сейчас представлен США и Великобританией, представителями чистой морской цивилизации. Всех остальных они считают добычей. Как не быть конфликту?
Но есть ещё один слой, который не был учтён. Это посредники. Они сначала были купцами. Потом стали финансистами. И сегодня этот слой стал доминирующим, указывающим правила и воинам, и земледельцам. Он доминирует и над производителем, и над потребителем, и над континентальными странами, и над морскими.
Кому Путин задолжал?
– Никита Михалков в передаче «Бесогон» упомянул Билла Гейтса, что тот якобы собирается внедрить поголовное чипирование людей. В этой же передаче подобными планами делился наш мегабанкир Герман Греф. Эту передачу сняли с эфира на гостелевидении. У меня такое ощущение, что мир к чему-то готовится.
– Да, готовится. Этот посреднический финансовый слой ради прибыли, ради безудержной власти запустил программу уничтожения лишних людей. У них появились и союзники – фармакологическая отрасль. Они решают совместные задачи. Одни искусственно создают угрозы, в т.ч. пандемии, а другие на этом хорошо зарабатывают. Никита Сергеевич в открытую сказал об этой сетевой структуре, в которую входят и Билл Гейтс, Сорос… Он вскрыл российскую часть этой сети. Спасибо ему.
– Леонид Григорьевич, почему наша власть и правительство так подвержены этому влиянию? Как наш президент повёлся на это вот всё? Он же умный человек.
– Александр Яковлевич Лившиц, бывший вице-премьер и министр финансов, рассказывал израильскому телеагентству, что в 1996 году, после избрания Ельцина, его пригласили в один из крупных банков. Там было 7–8 человек, и они сказали: «Господин Лившиц, это мы привели Ельцина к власти, и теперь Россия – это наша страна, и вы будете делать то, что мы скажем, или не будете вице-премьером». Вот и всё. А теперь вспомните 1999 год. Ельцин возвышает Владимира Путина, а потом и вовсе передаёт ему власть. Кто такой Путин? Откуда он взялся? Кто привёл его к Ельцину? С какой целью? Вопросы риторические.
Да, он пытался все эти годы обрести самостоятельность, независимость. Но я не уверен, что у него это получилось. Эти «финансовые посредники» – они всех давно повязали деньгами.
Завоевание Америки началось с создания федеральной резервной системы в 1913 году. «Посредники» подчинили её себе. И двинулись дальше. Я уверен, Владимир Владимирович понимает многое, но, увы, он нанятый работник. Кому-то дал какие-то обязательства.
– Давайте с точки зрения геополитики поговорим о наших соседях. Например, о Белоруссии. Весь мир бьётся с коронавирусом, а Лукашенко провёл 9 Мая Парад Победы. С другой стороны, Лукашенко построил около Минска какую-то закрытую зону, где орудуют китайцы. Они, по сути, сейчас переформатируют Беларусь в некий форпост Китая в центре Европы. Запад не может на это не отреагировать. Как?
– Я знаком с Александром Григорьевичем. Он последний политик, который думает не о себе, а о своём народе. Естественно, что на него сегодня идёт давление. Посмотрите, господин Помпео заглянул на чашку чая к Александру Григорьевичу Лукашенко. Госсекретарь США! Когда такое было? Разумеется, Помпео пытается на Лукашенко давить.
Китай идёт в Европу. Он уже вошёл в Латинскую Америку, Африку. Китай уже у нас. Беларусь – это плацдарм для его европейского наступления. Лукашенко играет на противоречиях Запада и Китая. Мы могли бы поучаствовать в его игре, но мы его давно уже сдали, пойдя по нынешнему пути и отказавшись от завоеваний социализма, которые Беларусь пытается сохранить. Так что он играет в одиночку как может.
Предчувствие войны
– В Казахстане сейчас тоже неспокойно, происходят какие-то тектонические разломы и сдвиги. Новый президент Казахстана выгнал дочь «отца казахского народа» Нурсултана Назарбаева Даригу с поста председателя сената парламента республики. Гром среди ясного неба. Покуситься на дочь самого Елбасы! Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выглядит «тихоней», но оказалось, что он способен на самостоятельные и очень дерзкие шаги. Его считают прокитайским политиком. Он работал в Китае, любит китайцев и сейчас назначает на важные должности китайцев. Чем нам это грозит?
– Назарбаев, по сути, спаситель СНГ. Я отношусь к нему с огромным уважением. Он и Каримов удержали СНГ. Но то, что происходит сейчас, у меня вызывает опасение за судьбу Казахстана. Лозунг Назарбаева: «Россия – это главное». Он понимал, что без России никуда. Одновременно держал некий баланс с Китаем, но ложиться под Китай не хотел. Вот такая разновекторная позиция с преимуществом России.
А теперь там резко усиливается китайское влияние. И мы это прозевали. Впрочем, и Назарбаев недоглядел. То, что Даригу сняли, – мелочь. Сегодня сняли, завтра назначат. Страшнее, что там может вспыхнуть гражданская война по подобию Украины. И Китай будет в неё активно вмешиваться, чтобы защитить свои интересы. Которые противоречат нашим. И вместо партнёрства и дружбы с Китаем мы в Казахстане можем получить сильного врага. Кому это на руку?
В Средней Азии стало неспокойно. Когда-то Туркменбаши Сапармурат Ниязов пытался сделать в туркменских песках феодальный рай. Сегодня там из-за нехватки продовольствия нарастает протестное настроение. Не всё гладко в Узбекистане, но пока, слава богу, без эксцессов. Опять запущен проект революции в Кыргызстане. Не всё благополучно в Таджикистане. С учётом того, что в Афганистан перебираются многие из «игиловцев» (члены запрещённой в России организации), которым намылили холку в Сирии и Ираке, то что-то там может произойти. В том числе не на антироссийской, а на антикитайской основе.
– Основная фигура нынешней геополитики – треугольник. На его вершинах – США, Китай и Россия. И главная игра идёт за то, как заполучить союзника и сыграть вдвоём против третьего. Сейчас мы дружим с Китаем против Америки. Но США прилагают огромные усилия, чтобы разрушить этот союз, привлечь нас на свою сторону и вместе разобраться с Китаем. Но при этом отдают нам роль вассала, на которую Путин не согласен. За полгода состоялось уже пять телефонных разговоров Путина и Трампа, чего никогда не было. Игра идёт всерьёз. Какой морковкой Трамп может приманить Путина?
– Нет никакого треугольника. Мир сейчас не трёхполярный, как хочется показать Путину, а двухполярный. И полюса эти – Китай и США. Мы им сейчас не ровня. В этом клубе нас держит только ядерный арсенал, оставшийся от СССР. Именно ядерный, а не военный вообще.
Во всём остальном – экономике, науке, социальной сфере мы – страна третьего мира. Несмотря на фанфары, армия наша слаба. Мы можем решать задачи на уровне локальных конфликтов. Но случись большая война – мы получим 41-й год по полной программе. И мобилизационного ресурса, как у СССР, у нас уже нет. Мы не сможем быстро переориентировать промышленность на военные рельсы. Американцы не разрешат Дерипаске продавать нам алюминий, Потанину – никель и прочее. Станки мы не производим. Мобилизационных планов нет, резервных мощностей нет и так далее.
Впрочем, я не очень опасаюсь горячей мировой войны, её не будет. Гораздо выгоднее вести кибервойны, где мы полностью безоружны. У нас все приборы и комплектующие – импортные. Если что, нас просто отключат. И первым отключат Грефа. Не потому, что он им враг, а потому, что друг (смеётся).
А в целом мир идёт к биполярности с полюсами США и Китай. Такой мир более устойчив. И поскольку нам сейчас не по силам стать третьим полюсом, мы должны, как всегда, пойти своим путём. Наша роль – мировая, интеллектуально-нравственная держава справедливости и чести. Мы должны подключить свой интеллект и создать новый проект – мир без войн.