Кто сказал, что российский чиновник ленив и неинициативен во всех вопросах, которые не касаются его благосостояния? Да отсохнет у лгуна его гнусный язык! Тем и славен «слуга Третьего Рима», что любую ситуацию он обратит не просто на увеличение личных «свечных заводиков», но и на укрепление устойчивости своего трона. То бишь – власти.
А чтобы навластвоваться всласть, надо народишко в чувство полного изумления привести, напугать до обморока, чтобы все его надежды были связаны с мудрыми правителями, которые, как отцы родные, спасут. Спектакль разыграли по нотам. Пугать жертв ЕГЭ снарядили всю крупнокалиберную телеартиллерию. И, знаете ли, удалось. Голос разума утонул в воплях химер.
Пока люди по своим квартирам в режиме изоляции наматывали сопли на кулак, через Думу и Сенат протащили законы, которые ставят цифровой крест на останках нашей независимости и личной жизни. Но самое грустное и гнусное, что самые конечные бенефициары нового ГУЛАГа даже не наши мэры, а ихние пэры и сэры. К строчке гимна «Славься, Отечество, наше свободное» пора писать уточнение: устаревшее…
Сидеть – штука дорогая
У приятеля сломался фрезер. А так как работа у него даже в период заточения не останавливалась, мы поехали на строительный рынок в один славный подмосковный городок. Рынок, естественно, был закрыт и даже обмотан красно-белой ленточкой. Продавцы сидели рядом в машинах с самодельными надписями товара и то и дело ныряли под ленточку к своим павильонам. Ни у кого не было мобильной кассы, всё шло налом или по переводу на банковскую карту. За этим торговым муравейником родом из 1990-х лениво наблюдал патрульный экипаж.
Сколько денег прошло мимо бывшего мытарского ведомства Михаила Мишустина за эти несколько месяцев в масштабах страны – ужас! Хотя чего это ужас, есть точные цифры за 2019 год. Оборот непродовольственных товаров – 17 трлн 503 млрд 533 млн рублей. То есть порядка 1, 5 трлн в месяц. И это не считая общепита.
Зато на видеоотчётах всё было, есть и будет в полном порядке. Витающий в грёзах начальник экономразвития Максим Решетников вдруг заявил, что инфляция в России по итогам года не превысит 4%, а экономика начала восстанавливаться. Эксперты настоящие министра подняли на смех.
– Окружение президента определяет потери российского ВВП в текущем году из-за пандемии к-вируса, падения цен на нефть и других причин – на 4–6%. То есть примерно от 55 до 76 млрд долларов США. Международные службы, в частности Мировой банк и МВФ, на 7–10 и даже Fich и Mc Kinsey – на 20–30% – в 280–420 млрд долларов США.
В том числе первое: потери из-за падения цен на нефть – около 100 млрд долларов. Второе. Из-за ожидаемого роста потребительских цен и девальвации рубля – ещё 140. Остановка работы крупных компаний – почти 30. Малых предприятий – около 25 млрд долларов. Особая статья – потери от изоляции населения, включая изоляцию индивидуальных предпринимателей и самодеятельных лиц, которые до конца года определяются примерно в 135 млрд долларов США. А ведь ещё есть неучтённые затраты, которые в последующем могут существенно увеличить общие потери.
Пока на компенсации правительство выделило 2, 7 трлн рублей (36 млрд долларов США), а по максимуму намерено до 10% нынешнего объёма ВВП, или 140 млрд долларов. Кто и когда будет компенсировать разницу, превышающую целых 20% общего объёма российского ВВП? – риторически спрашивает экс-директор НИИ Росстата Василий Симчера.
Кстати, трамповские Штаты на 331 млн человек населения израсходовали 2, 2 трлн долларов (10% ВВП). А в Германии (83 млн человек), Великобритании и Франции (по 66 млн человек) – в общей сложности более 2, 5 трлн евро, то есть свыше 20% собственных объёмов ВВП.
Всё правильно: хочешь людей «самопосадить» за решётку, пусть и квартирную, изволь заплатить. Государство должно понимать, что изоляция населения – услуга платная. Изолируешь – плати. Не хочешь платить – не изолируй!
– Правительство и президент в кратчайшие сроки должны изыскать деньги и компенсировать все расходы и потери так называемых самоизолированных граждан России за все дни их изоляции в марте, апреле и мае текущего года как справедливую выплату причинённого им ущерба. По самому нижнему пределу величина этой компенсации должна определяться из расчёта установленного законом прожиточного минимума в размере 12 135 рублей в месяц. При этом ранее предоставленные «кризисные» льготы по коммунальным и иным платежам и назначенные дополнительные пособия одиноким матерям, малоимущим семьям и безработным продлить и закрепить за этими категориями населения до конца 2024 года. Дополнительно с 1 июля 2020 года отменить подоходный налог на физических лиц с заработной платой ниже прожиточного минимума. Общая цена вопроса до конца 2020 года – 20 триллионов рублей, в том числе компенсация расходов и потерь принудительно изолированному населению – 16, 1 триллиона, – подсчитал доктор экономических наук Симчера.
Вместо компенсаций власть с точностью до наоборот активно обирает посаженное население за нарушения режима «заключения». Грабит, простите, штрафует за нарушение режима содержания в домашней клетке! То есть тебя оставили без работы, а зачастую и без денег, и изволь ещё пяток косарей отдать государству за выход на улицу без некоего электронного пропуска. В народе его уже окрестили «цифровой аусвайс». Все вычислительные мощности страны брошены на выявление и преследование самовышедших! «Бред», – скажете вы…
Наследники «он вам не Димона»
Совсем даже не бред! Помните премьеро-президента Дмитрия Анатольевича Медведева? Ну тот, который даже на секретных заседаниях правительства сидел с импортным гаджетом в руках? Тот, который встречался в 2006 году с председателем правления компании «Майкрософт» Биллом Гейтсом? Тот, который постоянно рассуждал, вызывая смех, о цифровой экономике и искусственном интеллекте? Тот, который построил якобы мертворождённое «Сколково», уничтожив институт селекции пшеницы для средней полосы России? Тот, при котором Высшая школа экономики стала главным вузом и экспертом всей страны? Та самая ВШЭ, которая была создана, что не скрывается, на гранты Всемирного банка. Вам до сих пор смешно? Скоро обхохочетесь!
До его несколько внезапного ухода с поста премьер-министра или под руководством самого Медведева, или под прикрытием его должности, но в России действительно очень активно шла цифровизация всей экономики страны. Вот только она никоим образом не была связана, например, с производством процессоров. Наоборот, благополучно были уничтожены остатки полупроводниковой промышленности. И так уничтожены, чтобы она, проклятая, никогда не возродилась! Также цифровизация практически не коснулась серьёзных работ в области отечественного программного обеспечения.
По суперкомпьютерам мы чуть выигрываем у Гондураса и отстаём от Южной Африки и «супердержавы» Ирландии. В топ-500 всего два псевдороссийских СК: «Ломоносов-2» и компьютер из Росгидромета. Оба называются отечественными только по месту дислокации. Оба полностью оснащены импортным «фаршем». Некоторые технологии остались только в оборонке, не перейдя в гражданское производство. Может быть, потому что Медведев за ОПК и не отвечал?
В реальности под сладким для обывателя словом «цифровизация» скрывалось и скрывается банальное использование чужого «железа» и чужого программного обеспечения (преимущественно, естественно, майкрософтовского). И очень интересна достаточно узкая область, в которой мы действительно серьёзно «цифровизируемся». Это, внимание, государственный регистр населения – сбор огромного массива данных о каждом жителе страны! Номера и серии паспортов, недвижимость, машины, телефоны, счета: приходы и расходы, заболевания, маршруты, интересы, взаимосвязи…
Всё это мы по приказу суверенного Российского государства добровольно-принудительно сдаём в МФЦ, в госучреждениях, в загсах, на сайте госуслуг, в социальных сетях, магазинах и банках, на транспорте, при регистрации поездок, при переписях населения и т.д. Везде! Всё! Всегда! Не важно, что одни и те же данные миллион раз дублируются, система «зависает» и эрозирует, и регистр в одночасье, как мыльный пузырь, может лопнуть, а личные данные стать достоянием кого угодно, вплоть до террористов! Формально наши пароли и явки защищены законом, и информация должна быть обезличена. Формально да. А в реальности?
Приятель вполне серьёзно рассказал такую историю: «В том году достал из шкафа летние ботинки. Не носил вообще лет пять! Очень оригинальные. Доехал до работы. Включил комп. И он предложил мне купить такие же».
– Российский бизнес занимается только тем, что ему выгодно. И крупный, и средний, и малый интересует только одно – прибыль акционеров. В полном соответствии с Гражданским кодексом РФ. Поэтому и «приватизация», и «цифровизация», которые, видно, не случайно рифмуются, имеют одну общую главную цель – заработать деньги для акционеров. Приватизировать, то есть купить подешевле промышленное производство. Но если сегодня большую прибыль будет приносить аренда помещений, в которых оно располагается, то надо ликвидировать это производство и уволить работников.
«Цифровизация» – это, по сути, мягкое закрепощение человека обилием предлагаемых ему удобных, привлекательных и высокодоходных для акционеров цифровых услуг. Например, банковских и торговых. На основе данных, которые российский гражданин сам же о себе сообщает. Прежде всего зарубежным цифровым гигантам GOOGLE, FACEBOOK и т.д., – говорит создатель чисто российских микропроцессоров академик Владимир Бетелин.
«Паранойя», как и было сказано
«Бред и чепуха! – воскликнет в этом месте простой российский гражданин Сергей Юрьевич Беляков, который любит разговаривать с телевизором. – Зачем им знать обо мне? Тем более они наши враги, а посконные и домотканые сервера хранятся на родимой земле-матушке. Ни шагу байту и биту за кордон. Так когда-то говорил Заратустра, так сейчас говорит канал «Россия»!»
– Всё очень просто. Например, «Фейсбук» – самая большая рекламная площадка в мире. Каждый из 1, 2 миллиарда пользователей проводит в ФБ в среднем 50 минут. Чтобы они проводили не 50, а 100 минут, ФБ надо знать о каждом его наклонности, предпочтения, то, что он покупает. Для этого ФБ предлагает вам обмен сообщениями, которые сам шифрует и дешифрует. На основании анализа этой информации он предлагает вам именно то, что вам нравится. Анализ этот выполняют программы искусственного интеллекта (ИИ), основная задача которых – сформировать ваш цифровой «образ потребителя». То есть индивидуальную цифровую «копилку про вас», – отвечает Сергею Юрьевичу Белякову математик Бетелин.
То есть во время царствования и первобоярства нынешнего заместителя Совета безопасности Российской Федерации была создана система полноценного автоматизированного сбора личной информации обо всех (!) гражданах страны. И так как вся она собирается, анализируется и копится на импортном оборудовании с помощью чужих технологий, то говорить о её сохранности, читай: суверенитете, – курям на смех!
Время! Назад!
Самое гнусное, что вся эта история имеет давние корни. Это, конечно, не Черчилль придумал в 18-м году. Например, есть некий документ Всемирного банка «Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года». В нём сказано, что весь мир переходит на цифровую платформу управления, поэтому и Россия обязана следовать этому же курсу. Почему обязана? Кто так решил? Обязана, и точка!
Есть программы «Сколтеха» и Высшей школы экономики, которые вместе с РАНХ г-на Мау выступают главными апологетами неуклонного следования курсу «всего цивилизованного мира во главе с США». Читая их программы, диву даёшься – как можно так ненавидеть Россию?! Куда там тем же украинцам, англичанам или полякам! Казалось бы, умные люди, а как начнут говорить, так серой воняет! Хотя все они «питаются» здесь, так как на Западе своих «мяу» хватает.
Сообщество «мяу» и их последователи преподносят цифровизацию как некое благо, как неизбежный и прогрессивный путь развития человечества. Самое загадочное, что, когда их спрашиваешь: «Откуда вы это взяли?», звучит ответ: «Это все знают! Это истина!» Значит: «шагай, ослик, за морковкой!».
Сегодня все эксперты признают, что советские вычислительные системы в 60‑х годах прошлого века, как минимум, не отставали от западных, а с точки зрения математического обеспечения ушли далеко вперёд! «Мы были первыми, кто в начале 80-х годов прошлого века создал систему Общегосударственного автоматизированного управления народным хозяйством и вычислительные центры коллективного пользования – прообраз нынешнего Интернета», – напоминает учёный В. Симчера, в те годы один из активных разработчиков.
Чёрт же нас дёрнул идти не своим путём, а начать копировать машины IBM. Именно попытка догнать поезд, который давно уже в пути, привела к отставанию.
Сегодня нам наша же власть в очередной раз говорит: «Вперёд, орлы! За паровозом!» А сама довольно потирает руки: пока плебс бежит и пытается догнать горизонт – он не опасен. Некогда ему! А если остановится и задумается вдруг?
– Если вдруг задумается: какое отношение к его здоровью имели цифровые паспорта? Почему из-за мифической угрозы он потерял работу? Почему он, безработный из-за карантина, должен платить огромные штрафы только за то, что вышел из своей квартиры подышать воздухом? Или куда и кому ушли огромные деньги, которые каждый трудоспособный гражданин перечисляет в ОМС, если вся медицина убита? Вот если он задумается, то всё, сливай воду, 1917 год пресным покажется, – считает профессор Симчера.
Пандемия, пандемия, а я маленький такой!
Если вы таки думаете, что мудрые «родители» страны этого не понимают, то вы глубоко заблуждаетесь! Незаконно объявленную Всемирной организацией здравоохранения пандемию к-вируса каждая страна использовала к вящей собственной выгоде. США, скажем, поимели плюшки в войне с Китаем. Европа ужесточила либеральные миграционные правила. Практически все вложились в покупательную способность своего населения ради оживления экономики.
В России же, вспомнив народное: «дед сидел и тебе велел», позакрывали к чертям все магазины, кроме продовольственных, рынки, театры, фитнесы и прочие околокультурные места. Посадили процентов 70 трудоспособного населения под квартирный (в однушку с тёщей!) и дачный аресты. А главное, с блеском опробовали нерукотворный памятник простому русскому парню Дмитрию Медведеву. Систему всеобщего наблюдения, идентификации и цифровизации населения. Сам гражданин записал на сайте госуслуг абсолютно все свои «пароли и явки». Даже сотрудники ФСБ, СВР, бывшего ГРУ вынуждены были вносить адреса своего фактического проживания и номера своих личных машин!
И эта информация обрабатывается на чужом «железе» и чужих технологиях! Свои же практически убиты… Говорят, тестирование системы «Большого брата» во время пандемии в крупных городах России прошло успешно. Значит, сие останется с нами навсегда, как и к-вирус.
В эти апрельско-майские дни вообще многие события сошлись воедино. Из них три важнейших. Первое: введение этих самых цифровых пропусков, то есть тестирования федеральной системы слежки.
Второе. Регистрация 26 марта 2020 года компанией Microsoft technology licensing, LLC патента за номером WO/2020/060606. В дурной отечественной прессе его окрестили «наночип дьявола и Гейтса». Патент называется Cryptocurrency system using body activity data («Криптовалютная система, использующая данные о физической активности организма»). То есть человек принимает участие в майнинге криптовалюты, выполняя требования машины: смотреть определённую рекламу, покупать в одних магазинах один набор продуктов и т.д. При этом есть устройство (чип), которое все эти поступки (и не только!) строго отслеживает.
Третье. 24 апреля вступил в силу ФЗ №123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных».
Иными словами, есть устройство (чип), которое снимает и передаёт все показания и поступки человека. Есть система наблюдения в государственном масштабе, которая получает информацию о человеке. В том числе с помощью чипов. И есть законодательная база, которая делает легальной тотальную не просто слежку, а составление полного цифрового портрета жителя России. Можно ли манипулировать человеком при помощи такого портрета? – вопрос риторический. Петля замыкается. Получаем цифровой ГУЛАГ…
Зачем-то подкованный читатель спросит: «А как же страшилка насчёт искусственного интеллекта, который будет управлять вначале столичным, а затем и федеральным офисным планктоном? Жуткие заголовки типа «Москвичей отдадут в жертву ИИ!»?»
Конечно, некоторые элементы искусственных интеллектуальных систем (ИИС) внедряются в жизнь человеческую. Но пока непреодолимая проблема в том, что, например, одна ИИС может различать лица на камерах видеонаблюдения, а другая – управлять общественным транспортом, а третья вообще будет ковыряться в воображаемом носу. Соединить их в ближайшем будущем нереально.
– У учёных, которые занимаются темой искусственного интеллекта, есть базовые классификации: слабый интеллект и сильный. Последний ещё подразделяется на широкий и узкий. Так вот, все машины, которые сейчас научены, заточены на решение весьма узких задач: если алгоритм отлично распознаёт изображения, то решать задачу распознавания речи он не может. Роботы, которых нам показывают на выставках, – это системы сильного узкого ИИ. Заточенные, например, на проведение предметно-ориентированных диалогов. Можно загрузить в него всю русскую классику и обсуждать трагедию маленького человека в творчестве Достоевского. Но спроси у него, какая сегодня температура за бортом или курс доллара, – всё, ступор, чат-бот потеряется. В научной среде идут разговоры о том, чтобы сделать такой мегаалгоритм, который мог бы решать широкий спектр задач (по подобию человека), но эта задача очень сложна для реализации как технически, так и экономически, – поясняет заведующий лабораторией вычислительной кибернетики Института проблем управления им. Трапезникова РАН Андрей Макаренко.
То есть если такого искусственного интеллекта, который бы вместо мэра любого города мудро управлял народным хозяйством, нет и не предвидится, то к чему огород городить? Кроме выделенных на фантом ИИ миллиардов рублей, которые привычно и банально будут освоены, есть понятие ложной цели. Вот возмущение масс тем, что ими и особенно их мыслями будет «чёртова машина» управлять, и есть такая ложная цель.
Как говорили древние: «Скажи, кому выгодно». Кому выгодно поставлять в Россию новейшие вычислительные технологии и технологии по работе с бигдатами? Кто гонит сюда лицензии и компьютерное железо, причём за деньги российского бюджета? Значит, к кому будет стекаться вся информация о нашей конкретной внутренней и внешней сущности, частью которой они поделятся с представителями туземной или колониальной администрации? «Тоже мне, бином Ньютона!», как сказал бы Коровьев из «Мастера и Маргариты»….
Продолжение следует...
ОТ РЕДАКЦИИ. Тема тихой и тайной цифровизации населения настолько многогранна и вариативна, что рассказать о ней в одной статье – утопия. Тут сошлись и экономика, и политика, и наука, и образование, и культура, и многое-многое другое. Так как понятно, что мир изменился, что этот «чёрный» или «белый лебедь» сел в нашем болоте надолго, то «АН» ничего не остаётся делать, как говорить об этом с вами, наши читатели. Пишите, делитесь своими мыслями, спрашивайте. Давайте вместе сдёргивать завесы с тайн!